Анатолий Цепин » 15 фев 2009, 11:53
22 дек 2008, 23:24 (копия)
Здравствуйте, Наталья!
Спасибо, что пригласили меня в Вашу гостиную.
С Кандалакшей у меня связаны самые яркие и самые трудные воспоминания. В далеком 1966 году в составе ССО МИФИ " Кандалакша-66" я прокладывал железнодорожную ветку "Кандалакша-Проливы". Это был мой первый (из пяти) стройотряд, а потому самый трудный и самый запоминающийся. Не буду пока о городе (еще будет время и возможность), а расскажу о курьезном начале своей работы. 30 студентов, отобранных по конкурсу под руководством командира Валерия Гаврилюка, должны были отправиться в Кандалакшу через 3 дня после окончания экзаменов. Но надо же было такому случиться, что на последнем экзамене по историческому материализму я схлопотал двойку. Это была вообще единственная моя пара за все время учебы в институте. Курс вел ярый ленинист профессор Грязнов. Требовал он, чтобы лекции его посещали регулярно, а первоисточники знали почти назубок. Кроме того, он испытывал самое искреннее презрение и нелюбовь (если и не ненависть) к «гнилой интеллигенции» и частенько повторял: вот выучитесь, станете начальниками, напокупаете себе машин, проедете мимо своего старого преподавателя, обдадите грязью и не заметите. А потому, он за свое будущее гипотетическое унижение отыгрывался на нас в реальном настоящем. Гонял нас как «сидоровых коз» по первоисточникам и с наслаждением ставил неуды.
Вообще-то я прочитал практически все, что он рекомендовал. Но, как это всегда бывает, у студента не хватило дня, часа до полной готовности. Из огромного списка необходимых к изучению работ классиков марксизма-ленинизма, может быть, две-три работы прошли мимо моих глаз. А потом, должен же быть какой-то элемент просто везения? Но в этот день фортуна повернулась ко мне спиной, и достался мне, как сейчас помню (и буду помнить уже до конца моих дней), не прочитанный мною труд В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Я, конечно, попытался выкрутиться общими фразами из материалов прочитанного курса, но это был не мой день. Так же как и не день доброй трети группы. Но им было проще. Был последний экзамен, через три дня переэкзаменовка. И у них не рушилась их мечта — в день переэкзаменовки стройотряд покидал Обнинск.
Я горел как швед. Оставалась последняя надежда, что меня переэкзаменуют первым, и я успею к отъезду.
Я честно все еще раз проштудировал. Но опять эта злосчастная работа Ленина не попалась мне на глаза. Тем не менее, я, твердо веря и надеясь, что снаряд дважды не попадает в одно и то же место, явился на переэкзаменовку и вызвался отвечать первым, почти без подготовки (время поджимало). И ответил я прилично на вытянутый билет, и уже втайне радовался за себя. Но, как выяснилось, рано. Как поется у Окуджавы: «И вот, когда от вожделенья уже кружилась голова, не то с небес, не то поближе раздались горькие слова …» и слова эти были вопросом профессора: «А на чем вы срезались в прошлый раз, молодой человек?».
Темнить и юлить не имело смысла, так как дотошный наш профессор был к тому же еще и педантом. Наверняка, где-то у него было отмечено, на чем я поплыл в прошлый раз, и потому я, не скрывая, назвал непрочитанный (и на этот раз) источник и честно признался, что не сумел его достать и прочитать в этот раз. Что нашло на нашего «марксиста-ленинца», не знаю — может, то, что я был в стройотрядовской форме с нашивкой «МИФИ, Кандалакша-66» и при вещах, но поставил он мне в результате твердый трояк — один из немногих за все пять с половиной лет обучения. Но и этому я был счастлив до безобразия. А поскольку вещи мои были при мне, то и в строй я успел, правда, в самый последний момент.
Было легко и, одновременно, торжественно. Было общее возбуждение, суета и улыбки. Мы построились в линейку напротив здания Института, молодые, подтянутые, в форме со значками и нашивками. Не по ранжиру, а как придется, и это лишь подчеркивало неформальность нашего временного объединения. Были в нашем строю ребята со всех курсов, с первого до пятого, и со всех четырех факультетов. Построение было недолгим и мажорным. С коротким напутствием выступили ректор и проректор, партийные и комсомольские бонзы, а потом наш Командир — Валера Гаврилюк.
Валера в то время учился уже на четвертом, а, может быть, уже и на пятом курсе. Лучшего командира отряда я не встречал. Но об этом особый разговор.
В двух словах Валера обрисовал, что нас ждет в следующие два месяца — заполярная Кандалакша.
Это здорово! У меня практически не было опыта дальних поездок, и тут сразу Заполярье. Романтика, прекрасный коллектив, трудная и ответственная работа, что еще желать молодому и неопытному студенту? Кроме того, возможность хорошо заработать. А это не самое последнее достоинство нашей поездки. Тройка по марксизму-ленинизму исключала меня из списка стипендиатов, а на помощь родителей я уже давно не рассчитывал. В общем, предстояли все 33 удовольствия, и настроение от этого было приподнятым.
Галдя и смеясь, дошагали мы до электрички. С песнями под гитару незаметно доехали до Москвы. О билетах не беспокоились — все решал командир. И это было чертовски приятно, когда за тебя уже все продумано и решено. До этого, все два года ездил я из Москвы в Обнинск без билета — как это происходило, отдельная история, не имеющая отношения к происходящему. А главное было то, что ехали мы все вместе на первую (для меня лично) стройку. Было нам весело и спокойно — «за нас думает фюрер», то бишь командир. А командир наш, Валера Гаврилюк, в своем непременном берете, был, напротив, собран и, на вид, озабочен. Потом была Москва, Ленинградский вокзал и, вскоре, поезд «Москва-Мурманск». Все мы ехали в одном вагоне. Валера предъявил кондуктору пачку билетов, и все мы ввалились в плацкартный вагон. Кондуктор пытался пересчитать нашу шумную ораву, но потом махнул рукой на это бесперспективное занятие и пропустил всех скопом.
Не буду больше утомлять Вас описаниями нашего путешествия, скажу только, что добрались мы до места назначения хоть и нескоро, но весело, и поселились в палаточном лагере, который разбили для нас заранее приехавшие квартирьеры.
На следующее после приезда утро была торжественная линейка, потом раздача спецодежды, и тут-то оказалось, что одного комплекта формы нет. Отряд опять построили, сделали перекличку, и выяснилось, что меня в списках нет!
После завала экзамена меня из списков вычеркнули, а восстановить никто не удосужился. Вот так и получилось, что в первом своем стройотряде я присутствовал, а потом и отработал честно почти два месяца — НЕЛЕГАЛЬНО!
И, тем не менее, след моего упорного труда в Кандалакше остался в виде железнодорожной ветки "Кандалакша-Проливы", а в виде документального подтверждения этому у меня осталось Свидетельство о занесении меня в Книгу Почета Строительно-монтажного поезда №34 треста "Кандалакштрансстрой".
Но это все проза жизни, а поэзия немного ниже:
Висят туманы зыбкие —
То дождик, словно изморось.
А мы, такие хлипкие —
В ученье сила вымылась.
Мы, вроде, знаем физику
В теории, а практика
У нас под носом, близенько,
А здесь почти что Арктика.
Когда-то, время давнее,
Сюда ссылали каторжных.
Название кандальное,
И перспектив нет радужных.
Лета минули походя,
Как будто все приснилось.
Жизнь не в кандальном грохоте
Ничуть не изменилась.
Все те ж кирка, да ломики,
Лопаты, робы мокрые,
Брезентовые домики
И мы, всегда голодные.
К работе непривычные,
Долбимся в землю мерзлую.
Ручоночки столичные
Проходят школу грозную.
В мозолях сплошь ладошеньки
И пальчики не гнутся.
И нет как будто моченьки —
Так трудно разогнуться.
Вкушаем жизни физику
Не на словах, на практике.
А тучи ходят низенько,
Ведь здесь почти что Арктика.
Я Вас не очень утомил?
С уважением, Анатолий. г. Москва