Наталья » 04 май 2009, 17:54
ПИСЬМО С ГРАНИЦЫ
У нас на Севере — весна угрюмая,
Застава дальняя — в снегах по темечко.
Давай-ка я письмо тебе придумаю,
Потом напишется, найдется времечко.
Как остро видится,
как чутко слышится:
Там — птица вскрикнула,
там — ветка хрустнула…
У нас, на Севере,— тревожней дышится,
Я по-иному здесь Россию чувствую.
Не может солнышко никак подпрыгнуть ввысь,
По полуострову катаясь скользкому.
Истосковался я. Ты мне почаще снись.
У писем долог путь в заставы кольские.
Наш долгий снег разлук слизнёт слеза дождя,
А месяц май приблизит встречу скорую.
И хоть во все глаза гляжу на запад я,
Но сердцем — день и ночь — в другую сторону.
Пусть остается здесь навеки грусть моя,
Пусть что-то доброе во мне останется.
Когда б ты слышала как, нам сочувствуя,
Здесь по ночам вздыхает море Баренца!
А за границею — всё то же вроде бы:
Земля холодная, вода безбрегая…
Всё то же вроде бы…
Но здесь же Родина.
А там, за сопками — страна Норвегия.
Да, Дмитрий, вам, литературным критикам, конечно, виднее. У вас свои критерии оценки, свои писаные законы. А у нас, простых читателей, не прошедших обучения в литинституте (особенно у женщин), критерий один: что на душу легло — то и славно написано.
Это стихотворение Николая Колычева мне "на душу легло" с первой строчки особым теплом, музыкальностью, ласковым размером. Захотелось его петь. Это — разговор по душам. Единственной, случайно забежавшей, строчкой показалась мне "Пусть что-то доброе во мне останется". Не прочла я в ней никакой особой смысловой нагрузки. Словно нет надежды на то, что в человеке останется что-то доброе, если он не служит на границе. Мне кажется, что эта строка — только для того, чтобы занять пустующее пространство.
А концовка не кажется вялой и странной. Смотрит пограничник на Запад, видит, что там все то же, и в то же время совсем не то. Потому что здесь — Родина. Мне кажется, что мелодия светлой грусти сохраняется и в концовке.
Конечно, не осмелюсь присвоить этому стихотворению титул лучшего (есть у Николая и "Оборотень", и "Непостроенный храм", и "Как гнется рябина", и "Расступись, трава придорожная", и "О, Родина! Что с нами будет дальше?", и ...), но и к плохим его не отнесу.
Прочла и "Нельзя убить поэзию России". Это стихотворение совсем другого характера. Оно не прозвучит в камерной обстановке, потому что уже не назовешь его разговором по душам. Его надо читать с большой трибуны, оно пафосное. Поэтому и звучит по-другому. По моему характеру и восприятию поэтического слова оно не станет любимым. Но вот по случаю, на каком-нибудь литературном большом празднике, я бы его прочла с удовольствием.
Не могут все стихи восприниматься одинаково. Да, "Непостроенный храм" я могла слушать (да еще и в авторском исполнении!) сутками, и каждый раз оно меня волновало, навевало раздумья о судьбе России. "Нельзя убить поэзию России", не буду обманывать, не задело. Но ведь так и должно быть? Разве все стихи поэта могут стать любимыми?
А зеленый сборник (он называется "Гармония противоречий") Вы уж очень-то не ругайте. Да, сделан, конечно, издателями топорно, но содержание — все лучшие стихи Николая в него вошли (в том числе и из книжки "Звонаря зрачок"). Конечно, не только лучшие, но ведь то, что не приглянулось нам с Вами, Дмитрий, может понравиться кому-то другому?