Валович » 27 июн 2012, 19:25
В книге "Гармония противоречий" стихи поэта распределены по главам. По названиям разделов не трудно догадаться, какой тематики стихи включены. "От моря Белого до моря Баренца" - тема Родины, "Удел настоящих поэтов" - о поэте и поэзии, "Страдательный падеж" - гражданская лирика и т.д. И стихи о любви - "За то, что был любим". Бегло пробежалась по форуму, по сайту Ольги Лукичевой и другим ресурсам - развернутой статьи о теме любви в творчестве Колычева я не нашла, поэтому решилась замахнуться. Конечно, самым сильным из всего раздела считаю оглушающую балладу "За то, что был любим" (совпадение с названием главы книги оправдывает мое мнение), о котором я недавно отписала, поэтому не буду повторяться. Начну изучать с начала главы, а не с конца.
Очень жаль, что стихотворения Николая Владимировича не датированы - будет трудно отследить "зрелость", "возраст" понимания поэтом в стихах самого прекрасного чувства - любви . Без сомнения, "Весна... Облака...Синева" - светлое, чистое и нежное стихотворение написано в раннем творчестве. Любовь, "искорка проскочила" - у Колычева "Родился заметный едва / Черемухи медленный взрыв". Совсем юношеское отношение к чувствам : "Что наша любовь - на века / Как этой черемухи цвет". Маленькое, всего 4 катрена, легкое стихотворение несет в себе мудрость: Любовь, возможно, и не вечна, но она приносит "плоды, листву" - детей, очаг, семью. Наступит зима (я так понимаю - почтенный возраст) - "Черемуха будет в снегу / А снег на цветенье похож" - любовь не проходит, не стареет.
Неожиданно для меня заканчивает Колычев стихотворение о вольной, как море, женщине (...Прибой. И женщина - /Вольна..." : "Вернись!/Одежду украдет/Царевич сказочный". Ритм и мелодичность стиха напоминает прибой морской волны.. "Возьмите всю меня",- призыв жаркой женщины озвучен не только в этом стихотворении. "Жажда первозачатья",- по-другому отражает ту же мысль Колычев в стихотворении "Отрыдала гроза...". Здесь присутствует легкая, не очерняющая эротика: "И просила свободы, и ласки руки/Плоть, плененная платьем", и здесь же - обращение поэта к Богу: "...чтоб ты стала моей/на мгновенье, на вечность"- понятия противоположные.
Колычев возвышает и одухотворяет любовь, сопоставляя ее с природными явлениями, пейзажными зарисовками - они практически в каждом стихотворении о любви."Из-под ладони долгий взгляд" - "всей плотью буйствует земля/Осенним цветом истекая", "Кричит в объятьях смерти жизнь/И страстно отгорает лето", "Огнем припадка золотого/Она способна и разжечь/И сжечь любовника любого", "В ней все - любовь, и страх, и страсть,/И скорбь, и жалость... Это Осень", "Нам то дороже на земле,/Что хрупко и недолговечно". Стихотворение само по себе сильное, где возраст человеческий сравнен поэтом с временем года - осенью, а отмеченные мной строки настолько монументальны, что их можно употреблять как афоризмы, крылатые выражения. По чистоте и изобразительности их можно поставить в один ряд с тютчевскими стихами.
Читая "Молчания черный слепок", чувствуется таинственная, устрашающая напряженность взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Здесь Колычев так же использует в качестве изображения броские зарисовки природы: "Туманная ночь печали/Дождь в чаще толкался слепо/Безлиственный лес качая", "Упало гнездо пустое/ Со старой сухой березы", "Безмолвием тьма прошита" - в художественной форме поэт отображает чувства женщины на сомнение, нерешительность, безмолвие мужчины.
Всю мужскую страсть выразил поэт в стихотворении "Хочу тебя - до сумасшествия!". Жар, пыл, эмоции, желание выплескивает броскими фразами, криком в каждой строчке, в то же время осознавая горькую расплату за порочную связь, и вопрошает: "спаси пощечиной от взаимного проклятия"- гармония противоречий.
Что примечательно: в стихах Колычев не требует любви, не ревнует, не оскорбляет и не унижает, не уничтожает. В его строках присутствует страсть, но не агрессивная. Колычев - поэт отожествляет любовь к женщине с обладанием и восторгом чувств над природной ее красотой. Женщина в стихах выступает "русалкой", с телом "гнутой ивою, мягкой глиною" со "льном зацелованных волос" - податливой мужским ласкам, наполненной отзывчивостью к ним, взаимностью, "рабой - отдать себя во власть". Щемящий страх лирического героя потерять, упустить высшую точку обладания, взаимопроникновения и наслаждения: "Что сегодня в руки просится,/Завтра станет недоступно мне", "...чтоб ты стала моей/на мгновенье, на вечность", "Целовать? А вдруг уйдет, обидится? /Говорить?Никак не получается", "Мы потеряли что-то маленькое,/Необходимое для счастья".... Наверное, я не первый раз уже повторяю, что Колычев - мистический поэт (списываю на его гороскоп). Вроде бы он раскрывает всю сущность любви, расписывая ее и в красках окружающей его (!!! не на фоне тропических пальм, а в красных каплях рябины расписывает поэт) природы, но все-таки оставляет тайну взаимоотношений, какую-то недоговоренность: "Но жаль чего-то маленького,/Чему не знаю я названия".
Несмотря на отсутствие дат написания, я, как читатель, предполагаю, что стихи в главе выложены последовательно, хронологически. При чтении ощущается зрение поэта, от возвышенности к приземленности, без потери страсти и нежности по отношению к женщине, в стихах уже начинает звучать тема семейная. Одно стихотворение "Распахну пошире шторы я" наполнено восторгом, счастьем семейным, с уже примелькавшимся колычевским обращением к небу, мольбой не потерять того, что имеешь. Очевидно, что выписанные сюжеты в стихах пережиты поэтом лично. Оттого и ложатся на душу легко, оттого и трогают чувства читателя.