Светлана Трушина » 23 окт 2010, 23:13
А разве можно не любить?
Можно ли говорить о явлениях, созданных природой? Не тщетно ли пытаться пересказать словами то, что рождено в красках, в линиях, в гармонии со всем окружающим? Можно! Можно, потому что потребность выразить чувство, пробуждённое увиденным, требует выхода. И благодарности.
Моё слово о поэзии Николая Колычева – выплеск чувств, вызванных его стихами. Это не критическая статья исследователя, не желание отыскать погрешности (пусть этим занимаются те, кто чаще всего не слишком одарён талантом поэта) – это приглашение к беседе о необычном из обычного, из обычных тем и обычных слов, собранных обычным человеком.
«Ты люби меня, люби меня…». Просьба, мольба, повеление, идущие от сердца? Отчаяние или вера в возможность несбыточного? Наверное, всё вместе.
Тематически стихотворения сборника трудно разграничить: о природе, о любви, о земном, о вечном. Всё гармонически сочетается, взаимопроникает, дополняя одно другое, усиливая метафору, делая её почти зримой.
Не убеждена, что поэту, имеющему собственный голос, нравится, когда твердят, что он на кого-то похож, но говорить о близкой тональности к классике, по-моему, уместно. Стихи Н.Колычева по тональности близки к Есенинским: счастье – через боль. Любовь – через страдание, сомнение и боль, близкая к самобичеванию. Это очень русская поэзия, очень родная.
Накал, почти взрыв в словах: «страстно отгорает», «окна кричали в небо». Неожиданная антитеза – «закричишь, поняв, как стало пусто». Или нежное, тихое: «протянул любимой руку», «в комнатушке нашей тесно», «шепчи: «хороший, милый, последний мой, любимый»…
«Молчания чёрный слепок», «туманная ночь печали», «в окно заря плеснула алым соком», «злой изменой сочилась луна» – так просто и просто гениально.
Каждое стихотворение – маленький шедевр, проникающий в душу, заставляющий вникнуть и прочувствовать прочувствованное автором. Своя, только им одним рождённая метафора, а рядом – удивительный неологизм: прошложизненный сад!
Вслушаемся в ритм, в музыку стиха. Вот точный мазок реалистической картинки:
Из-под ладони долгий взгляд
И долгий вздох: «Краса какая!»
А вот почти напевное, грустное, с ударением на первом слоге первого слова:
Упало гнездо пустое
Со старой сухой берёзы,
Но лес не всплакнул листвою,
До срока растратил слёзы…
Лишь перемещая ударение в строфе, автор достигает совершенно иного звучания, поставлено иное логическое ударение:
Безвозвратно и неумолимо
Всё проходит – время, снег и дождь…
Легко меняя ритм в соответствии с темой, поэт достигает лёгкости:
Эх, копеечка-луна,
В нашем доме тишина.
Позабытая гитара,
Поржавевшая струна…
А вот уже почти народные, тонические стихи:
Во дворе снега хрусткие,
Песню запою грустную.
А моя жена русская
Косу расплетет русую…
У каждого стихотворения Николая Колычева – свой голос, свой образ, но неизменно в любом стихотворении одно – искренность, берущая за живое, отсутствие притворства и фальши, стремления нравиться. Лейтмотив поэзии – щемящее, угадываемое одиночество. Отчего оно? Должно быть, от признания самому себе в той истине, которая не даёт покоя.
«Ты люби меня…» А разве можно не любить?
С днём рожденья, дорогой Друг! Послужить России – твой долг, а потому не имеешь права тратить свою жизнь и талант на ничтожное.
С уважением – Светлана Трушина.