Информационный портал города Кандалакши

Модераторский раздел ]

Проба пера

Обсуждаем творчество кандалакшских поэтов и писателей

Re: Проба пера

Сообщение Елена » 18 июн 2009, 12:12

Наталья Павловна, я рано начала писать, поэтому и не помню свои первые стихи. Тетрадки, понятно, растерялись, а те, что были писаны позже — сожгла. Развела на кухне в тазу костер, чуть кухню не спалила. Вот весело-то было :D
С Леонидом я тоже знакома — переплетала ему книги.
Все было хорошо. Пока я не сделала как правильно.
Аватара пользователя
Елена
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 15 дек 2008, 20:21
Откуда: из змеиного царства

Re: Проба пера

Сообщение Наталья » 05 июл 2009, 13:22

Сегодня у Арины Сергиенко — день рождения! Ей — 16 лет !!!
Она зарегистрирована в Гостиной, бродила по ее форумам, сама пока голоса не подавала. Но вот стихи ее, представленные Виталием Сталь, на форуме "Проба пера" занимают почетное место! Я оставила поздравление Арине на форуме МурманЛита, в работе которого она участвует, и решила продублировать его в Гостиной. Куда забежит — там и прочитает.

С днём рождения, Арина!
Очень радует Ваше творчество. Желаю, чтобы никогда не упало Ваше творческое "перо из синептичьего хвоста", чтоб сбылись все Ваши желания и надежды! Вы выбрали трудную творческую тропу, но прекрасно осознаете, какого огромного труда стоит рождение каждой строки. Ваше стихотворение "Критика" мне хочется цитировать целиком каждый раз, когда вижу на МурманЛите слабого, бездарного автора, потерявшего голову от собственной гениальности!
Аватара пользователя
Наталья
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:53
Откуда: Можайск

Re: Проба пера

Сообщение Наталья » 02 авг 2009, 21:54

Будем учиться писать стихи грамотно. Помогут нам в изучении правил поэтики известные литературоведы, признанные поэты и просто старшие друзья.
Раньше эту задачу выполнял форум "Уроки стихосложения", но он оказался очень редко посещаемым, и мы решили объединить два форума. Уроки уместно получать как раз на "Пробе пера". Сообщения с "Уроков стихосложения" скопирую сейчас на этот форум.

Первым было сообщение от Елены, которая предложила получить уроки стихосложения по ссылке:
http://www.timopheus.na.by/poezia.html

Я посмотрела ценные материалы этого сайта, они оказались очень серьезны, и для их восприятия требуется некоторая подготовка. Мы к ним обязательно обратимся, но — немного позже. Пусть это будет вторым курсом нашего обучения.
А для начала, чтобы пройти все ступени, учитывая разницу в уровне подготовки наших начинающих поэтов, попросим помощи у литературоведа Виктора Распопина, который на своем сайте http://rassvet.websib.ru/chapter.htm?no=13 дает "Уроки стихосложения для самых маленьких". Мне они очень понравились — всё написано простым, понятным языком, для примеров используются стихи классиков русской поэзии. Я говорила с Виктором, и он согласился дать в нашей Гостиной свои уроки. Смущало немного назначение уроков — "для самых маленьких". Потом я подумала и решила, что многих из нас в области поэтического мастерства и надо называть "самыми маленькими". Вот усвоим эти уроки, закончим начальную школу Виктора Распопина — и тогда уж нам дорога на сайт, предложенный Леной!
Аватара пользователя
Наталья
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:53
Откуда: Можайск

Уроки стихосложения

Сообщение Виктор Распопин » 02 авг 2009, 22:00

09 янв 2009, 17:47 (копия)

Урок первый: чем отличаются стихи от прозы.
http://rassvet.websib.ru/chapter.htm?no=13

Начнём урок с маленького фрагмента из осеннего стихотворения великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Это стихи не для детей. Для взрослых? Да. Но только ли? Разве дети, то есть, вы, не взгрустнёте вместе с поэтом, разве не восхититесь его волшебными строчками:

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит;
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветке шелестит.


Перечитывая Тютчева и глядя на печальные обнаженные ветви берёз, я подумал: многие из вас — я это точно знаю — сами пробуют сочинять стихи. А это ведь очень непростое дело. И потому давайте поговорим о поэзии. Почему она такая волшебница? Отчего настоящий поэт, произнося те же самые, что и мы с вами, слова, добивается такого напевного, такого гармоничного звучания?

Впрочем, хочу вас сразу же предупредить: всех и, может быть, самых главных тайн поэзии открыть и объяснить не дано никому. Они открыты только Аполлону, древнегреческому богу солнечного света и вдохновения, да девяти его божественным служительницам Музам, из которых Муза лирической поэзии, звавшаяся Эвтерпой, осеняла Тютчева, Пушкина, да и нас с вами осеняет, коль скоро говорим мы о русской лирике. Даже сами эти великие поэты вряд ли сумели бы объяснить вам, как удалось им создать свои шедевры. Одно слово "вдохновение" заменяет в таких случаях любые объяснения, и мы согласно киваем головами и поднимаем глаза к небу, к солнцу, к Аполлону.

И всё же кое-что среди этих тайн и загадок объяснению поддаётся.

Прежде всего, ответьте, заметили ли вы, что самые первые строки этой моей беседы с вами отличаются от всех остальных? Заметили? Молодцы! Действительно, они построены так, чтобы всё в них, как говорили ребятишки в моём детстве, было в склад и в лад. А что значит "в склад и в лад"? Ну, это чтобы слова можно было... пропеть. Действительно, попробуйте, например, пропеть:

Есть короткая, но дивная пора в первоначальной осени...

Сложновато? А так:

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...

Уже легче. А если ещё и разбить одну длинную строчку на две:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора...


то получится совсем уже легко. Складно, ладно и поётся. Это, в общем, и называется стихами, поэзией. Она появилась очень-очень давно, во времена незапамятные. Во всяком случае, вряд ли намного позднее обычной, прозаической речи. А в художественной литературе — раньше. Почему? Да потому что в те времена люди ещё не умели писать. А сочинять уже умели. И вот для того, чтобы запомнить сочинённое, а также для того, чтобы порадовать слушателя необычной красивой речью, сочинять стали стихами, складными да ладными преимущественно недлинными фразами. И дыхание во время исполнения под какие-нибудь гусли или лиру можно перевести, и слушатель лучше запомнит.

А как же всё-таки добиваются поэты такого склада? Ещё раз перечитайте сначала "Есть в первоначальной осени короткая, но дивная пора", а потом "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора"... Улавливаете разницу? Правильно: различие в расстановке слов. И только. Однако эта расстановка слов делается в определённой последовательности. В какой? Наш язык, как все вы прекрасно знаете, состоит из звуков, которые на письме обозначаются буквами. Звуки и буквы бывают гласные и согласные. Сочетания гласных и согласных звуков и букв составляют слоги. Сочетания слогов составляют слова. Ну а уж из сочетания слов получаются фразы и предложения. Все вы, наверное, помните, как трудно и неуверенно вы читали на первых порах: складывали буквы в слоги, а слоги в слова. В словах, если они были не такие родные и знакомые, как "ма-ма", "па-па", "ба-ба" и "де-да" вы с трудом подыскивали главные, ударные, слоги, подыскивали, пока не вспоминали, пока не узнавали этих слов, слышанных раньше. Ударение — очень важная вещь, и особенно — в поэзии, потому что именно правильное чередование ударных и неударных слогов и составляет её основу — ритм.

Теперь ясно, что поэтическая строка отличается от обыкновенной ритмом. И, значит, слова для неё подбираются так, чтобы составляющие их ударные и безударные слоги чередовались в определённой строгой последовательности. Самый простой пример:

МА-ма МЫ-ла РАму.

Здесь три слова. Каждое состоит из двух слогов. Ударные слоги выделены крупным шрифтом. Мы видим, что каждый первый из двух составляющих каждое слово слогов — ударный, а каждый второй, наоборот, безударный. Значит, приведённая строчка — поэтическая.

Возьмём пример посложнее.

Люблю грозу в начале мая...

Это — начальная строка стихотворения Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза". Попробуем разобраться, почему эта строка поэтическая?

Люб - ЛЮ гро- ЗУ в на - ЧА - ле МА - я...

Здесь наоборот, ударный слог — каждый второй. Однако, подчёркиваю, это, КАЖДЫЙ второй.

Есть ли разница между образцами первым и вторым? Конечно. Во-первых, разница художественная, во-вторых, разница в принципе чередования ударных слогов. Оставим пока художественность, продолжим о чередовании.

По принципу чередования ударных и безударных слогов измеряется ритм стихотворения, или его метр. Такое сочетание ударного и безударного слогов называется СТОПОЙ. Стопа совсем не обязательно должна составлять слово. Вот в словах "люблю" и "грозу" в тютчевской строке действительно по одной стопе, но уже в слове "начале" — не одна, а полторы стопы, потому что в нём три слога — безударный, ударный и снова безударный. А Тютчев составляет строку, как мы уже говорили, строго чередуя безударный и ударный слоги, через раз. И получается, что в последнем слове строки "мая" ударение падает на первый слог, но в стопе он как раз второй, то есть именно такой, какой нужно, чтобы ритм стихотворения сохранился.

Такая стопа, как в приведенной строке Тютчева, или в строке "Мама мыла раму", называется двусложной, потому что состоит из двух слогов. А размеры стихотворений, написанных с помощью двусложной стопы, называются ХОРЕЕМ и ЯМБОМ. Хорей — это двусложный размер, в котором ударение падает на каждый первый, или нечётный, слог; а ямб — двусложный размер, в котором ударение падает на второй, или чётный слог. Таким образом, получается, что "мама мыла раму" — это хорей, а "есть в осени первоначальной" — ямб. Но это ещё далеко не всё...

На этом первый урок закончен. Домашнее задание: попробуйте посчитать, подумать и ответить всего на четыре вопроса. Вот они:

Почему считают, что поэзия пришла в художественную литературу раньше, чем проза?
Что такое стопа; есть ли разница между стопой и словом; если есть, то какая?
Как вы думаете, откуда пришли к нам эти слова, понятия и стихотворные размеры — "хорей" и "ямб"?
Каким размером написаны следующие стихи:

"Весь лес стоит как бы хрустальный..." (Ф. Тютчев)
"Старший — умный был детина..." (П. Ершов)
Аватара пользователя
Виктор Распопин
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 17:04

Re: Проба пера

Сообщение Наталья » 02 авг 2009, 22:04

10 янв 2009, 11:13 (копия)

Ну вот, всю жизнь под настроение сочиняла что-то рифмой и предположить не могла, что работаю в каком-то определенном размере, ритме, например, пишу ямбом или хореем. Получалось в склад и лад, чувствовалась определенная мелодия — и слава Богу! Сейчас начинаю анализировать свои "ляпсусы" и "белибердансы" (изобретенные мной шутливые жанры).
Итак, "ляпсус" первый:

сти-хИ пи-сАть я нЕ хо-чУ,
я прО-сто рИф-мо-Ю шу-чУ.


Да это же четырехстопный ямб! Проверяю басню, отданную на ваш суд в "Отголосках души ":

ор-лА у-чИ-ла кУ-ри-ца ле-тАть,
ку-дАх-та-ла е-мУ: тво-И дви-жЕнь-я...


Опять похоже на ямб, но уже пятистопный. Наверное, это — мой любимый размер, надо проверить остальные сочинения. Смущают здесь только возникшие рядом друг с другом три подряд безударных слога. Допустимо ли это? Надеюсь, что в процессе обучения на уроках Виктора Николаевича разберусь.
Википедия (свободная энциклопедия интернета) предлагает на определенные термины, для их лучшего запоминания, придумывать мнемонические фразы. Про ямб и хорей Википедия ничего не предложила. Давайте над этим подумаем мы с вами. Предлагаю свои варианты. Для хорея использовала пример, приведенный Виктором Николаевичем — "мама мыла раму":

мА-ма мЫ-ла рА-му снО-ва —
тАм пи-сАл хо-рЕ-и ВО-ва.


Какой-никакой, но четырехстопный хорей получился. Так, теперь попробуем что-нибудь про "ямб":

по-Ю те-бЕ, поч-тЕн-ный Ямб,
не-лОв-кий Э-тот ди-фи-рАмб.


Ну вот, не очень, но что-то получилось, тоже четыре стопы (если в слове "дифирамб" предположить дополнительное ударение — на "ди").
Шлите свои предложения, свои мнемонические фразы про ямб и хорей, выберем лучший и, может быть, внесем свою скромную лепту в материалы Википедии.
Теперь посмотрим, какой стихотворный размер выбирают для своих сочинений фениксята. Конечно, они делают в поэзии первые шаги и, случается, "вылетают" из размера, нарушая мелодию. Отмечу пока только те строчки, которые написаны, на мой взгляд, известным нам ямбом либо хореем.
Стихотворение Анны Семеновой "Как жить?":

Как жИть на свЕ-те, дАй от-вЕт,
Коль пА-пы рЯ-дом бОль-ше нЕт?
Те-пЕрь лишь нА порт-рЕ-те Он…
Мол-чИт в квар-тИ-ре те-ле-фОн.
Не смО-жет пА-па по-зво-нИть,
И дОчь род-нУю на-вес-тИть.


Четырехстопный ямб выдерживается на протяжении всего стихотворения, Аня с него не сбивается. Молодец!
А вот Надя Молчанова, используя тот же четырехстопный ямб, увлекается эмоциями и вылетает из мелодии:

И чЕм пре-крАс-на же зи-мА?
При-хО-дит к нАм о-нА са-мА,
Всем нрА-вит-ся еЁ по-рА,
В снеж-кИ иг-рА-ет дет-во-рА.
ТОль-ко ря-бИ-на ску-чА-ет од-нА,
Из-да-ле-ка еЁ крО-на вид-нА.
Ле-тИт ме-тЕль, бе-лЫм-бе-лА
И всЕ до-рО-ги за-ме-лА.


Заметили? Две строчки, выделенные курсивом, нарушили всю мелодию. А что, если сделать хотя бы так:

Ря-бИ-на лИшь гру-стИт од-нА,
Чья крО-на Из-да-ли вид-нА.


Не шедевр предлагаю, конечно, но уже приблизились к нашему родному четырехстопному размеру! Конечно, Надя учится только в шестом классе, эти ее шаги в поэзии — самые первые. Уверена, что она учтет наши замечания, поработает над своими стихами и еще так удивит!
Лиза Мачихина обладает природным даром мелодии стиха, но вот в стихотворении "Это любовь" я бы все-таки кое-что изменила.

Ес-ли ты брО-дишь нОчь-ю по крЫ-шам,
то мО-жешь у-слЫ-шать как мЕ-сяц по-Ёт
как звЁз-ды об-щА-ют-ся, мО-жешь у-слЫ-шать,
и мО-жешь у-вИ-деть ко-мЕ-ты по-лЁт.


Лиза! Заметила, что в первой строке у тебя является ударным первый слог, а дальше все полетело на второй? Может, попробовать вообще удалить лишний первый слог из последующих строк? Предлагаю такой вариант:

Если ты бродишь ночью по крышам,
Можешь услышать, как месяц поёт,
Звёзды общаются — можешь услышать,
Можешь увидеть кометы полёт.


Согласна со мной, что стало стихотворение мелодичнее? Подумай, как уложить в размер и последующие строчки этого стихотворения. Я не стала приводить их здесь, потому что они содержат ненавистную мне рифму "вновь-любовь". От нее тоже постарайся избавиться. А вообще стихотворение очень красивое, романтичное, высокое. Молодец!
Наталья
Аватара пользователя
Наталья
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:53
Откуда: Можайск

Re: Проба пера

Сообщение Виктор Распопин » 02 авг 2009, 22:08

Занятие второе. Трёхсложные размеры
(http://raspopin.den-za-dnem.ru/index_e.php?el_book=24)
Добрый день, друзья! Продолжим разговор о том, как рождается волшебство поэзии.
В прошлый раз мы познакомились с двумя поэтическими размерами — ямбом и хореем. Это, как вы помните, размеры двусложные, то есть такие, в которых стопа (метрическая единица с определенным устойчивым чередованием ударных и безударных слогов) состоит из двух слогов. Хорей — это когда в стопе на первом месте стоит ударный, а на втором — безударный слог. Ямб — наоборот.
Но, скажете вы, "Мама мыла раму" — хорей и "Буря мглою небо кроет" — тоже хорей. А какая разница!.. Совершенно верно. Во-первых, "Мама мыла раму" — просто стихотворная строчка, а "Буря мглою..." — великая поэзия. Почему так — нам ещё долго предстоит выяснять. А во-вторых, между этими строчками есть ещё и совершенно формальное различие, а именно: пушкинская строчка длиннее. Давайте снова разобьём обе строки на слоги и стопы и посчитаем.

МА-ма/ МЫ-ла/ РА-му/: три ударных + три безударных слога составляют в последовательном хореическом сочетании три стопы. Такой хорей называется трёхстопным.

БУ-ря/ МГЛО-ю/ НЕ-бо/ КРО-ет/: четыре ударных + четыре безударных слога, т.е. четыре хореических стопы. Это — четырёхстопный хорей.
То же самое можно определить и относительно ямба. Попробуйте сами разобрать следующие примеры:

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.

(А.С. Пушкин)

Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте...

У. Шекспир, перевод Б.Л. Пастернака).

В обоих примерах авторы использовали ямб. Сколько стоп в стихотворной строке Пушкина и сколько — в строке Шекспира-Пастернака — предстоит решить вам.
Однако, помимо написанных ямбами и хореями, в русской поэзии есть и совсем другие стихи. Вот, например:

Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум,
Буря на море и думы,
Много мучительных дум...

(А.А. Фет)

или:

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.

(Н.А. Некрасов)

Замечательные стихи, но, не правда ли, совершенно непохожие на те, которые мы уже разбирали? В чем же тут дело?
Еще раз займёмся арифметикой.

БУря на НЕбе веЧЕРнем,
МОря серДИтого ШУМ...


Я выделил большими буквами ударные слоги. Сколько их во второй строчке? Три. А сколько безударных? Четыре. На хорей что-то не похоже. Странно?..
Попробуем проследить их чередование. Первым стоит ударный слог "МО"; затем подряд два безударных "ря", "сер"; потом снова ударный "ДИ", за ним вновь два безударных "то", "го"; наконец ударный "ШУМ". Теперь становится понятно: дело в иной последовательности ударных и безударных слогов. Если в хорее и ямбе ударные слоги чередуются через раз, то здесь — через два слога. А если ударных — три, значит мы имеем дело с размером трёхстопным.
То же самое и во втором примере, только там строчка более длинная, а значит, и стоп будет больше. Считаем:

СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный
ВОЗ-дух ус/ ТА-лы-е/ СИ-лы бод/ РИТ...


Ударных слогов в каждой строчке — по четыре, значит размер четырёхстопный. А называется он — дактиль. Итак, запомним: кроме двусложных размеров в русских стихах есть ещё и трёхсложные. И один из них, тот, в котором ударный слог стоит на первом месте, — дактиль. А сколько всего может быть трёхсложных стихов? Догадались? Ну конечно же, три. Если в дактиле ударный слог — первый, то в амфибрахии — второй, а в анапесте — третий. Приведём примеры.

Амфибрахий:

ОдНАЖды/ в студЁНу/ ю ЗИМню/ ю Пору
Я ИЗ ле/ су ВЫшел;/ был СИЛЬный/ моРОЗ.

(Н.А. Некрасов);

Ах, ЧУДно/е НЕбо,/ей БОгу,/над Этим/класСИчес/ким РИмом,/
Под Эта/ким НЕбом/ неВОЛЬно/ хуДОЖни/ком СТАнешь./

(А.Н. Майков).

Анапест:

Я теБЕ/ ничеГО/ не скаЖУ,/
Я теБЯ/ не встреВО/жу ниЧУТЬ,/
И о ТОМ,/ что я МОЛ/ ча тверЖУ,/
Не реШУСЬ/ ни за ЧТО/ намекНУТЬ./

(А.А. Фет);

НачиНА/ют охО/ту леТУ/чие ЛЁГ/кие МЫши,/
На ночНУ/ю своБО/ду меНЯ/я черДАЧ/ные НИши,/
И вонЗА/ются в НЕ/бо с отЧА/яньем ПО/луптенЦОВ,/
ОттоГО/ что ГосПОДЬ/ не отДАЛ/ им горТА/ней певЦОВ./

(В.С. Светлосанов).


Если вы потренируетесь, поищете в книжках разных поэтов примеры на все известные уже вам пять главных стихотворных размеров, то в дальнейшем легко сможете определять эти размеры просто на слух.
Есть еще одна вещь, которую необходимо сказать в завершение этого урока. Мы уже усвоили, что в стихотворной строчке всё определяют стопы и их количество. А в стопе всё решают количество и чередование слогов. Но вот — дактиль Некрасова:

СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный...

Здесь в первой, второй и третьей стопе точно по три слога, а в четвертой — только два. А дактиль всё равно считается четырёхстопным. Как же так? А дело в том, что стопа, завершающая строку, часто бывает усечённой, однако если в ней есть ударный слог, то даже такая неполная стопа считается полной. Последний слог как бы прочитывается, пропевается молча, паузой. Как, например, если певец уже закончил песню, а музыка еще тихо-тихо продолжает звучать...
Вот и всё на сегодня. А в перерыве между нашими уроками попробуйте поискать примеры всех известных вам стихотворных размеров и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Сколько стоп в этом пушкинском ямбе?

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой...


Сколько стоп в этих строках Шекспира?

Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.


2. Сколько стоп в амфибрахии Некрасова?

Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз...


Сколько стоп в амфибрахии Майкова?

Ах, чудное небо, ей Богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.


3. Сколько стоп в анапесте Фета?

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.


4. Сколько стоп в анапесте Светлосанова?

Начинают охоту летучие лёгкие мыши,
На ночную свободу меняя чердачные ниши,
И вонзаются в небо с отчаяньем полуптенцов,
Оттого что Господь не отдал им гортаней певцов.


И ещё одно задание: попробуйте отыскать усеченные стопы в этих примерах. Можно, конечно, открыть книги стихотворений любимых поэтов и самостоятельно проделать те же вычисления на примерах любимых стихов.
А теперь, до свидания, друзья, до новых встреч.
Виктор Распопин
Аватара пользователя
Виктор Распопин
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 17:04

Re: Проба пера

Сообщение Евгения » 02 авг 2009, 22:28

Всем, кто делает первые шаги в стихосложении, советую посетить интересный и содержательный сайт писателя Виктора Кротова, его Литературную студию. Ссылка: http://krotovv.am9.ru/
Аватара пользователя
Евгения
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 20 дек 2008, 17:36
Откуда: Москва

Re: Проба пера

Сообщение Елена » 03 авг 2009, 18:32

Поговорили в ветке "Строчки с заморочками" о пародиях, о том, как литературные "безделушки" помогают развивать и словесное, и ритмическое чутье. Вспомнились занятия в литературном клубе "Феникс", тогда только восставшем из пепла бывшей литгруппы при редакции "Кандалакшский коммунист". И пародии мы писали, и палиндромы... Однажды наобум понапридумывали различные рифмы (кумиром — табуретка, миром — таблетка и т.д.) и договорились придти на следующее занятие с буриме. Для тех, кто не знает, что такое буриме — это стихотворение, которое нужно написать, используя уже имеющиеся рифмы. Фантазёров нашлось много, буриме принесли кто во что горазд ;)
В подборке "Кандалакшского коммуниста" за 1992 год я нашла некоторые из них:

Почти по Булгакову
Чёрт вряд ли был его кумиром,
сидел на низкой табуретке,
он правил жизнью, правил миром,
а Берлиоз глотал таблетки.
Ну а в Москве асфальт курился...
Он Черта вспомнил, умирая,
но лоб промасленный светился,
уж под колёсами трамвая...
И пусть виной была, однако,
всего лишь Аннушка-гусыня,
Быть может, где-нибудь в Ираке
Чёрт помнит эту смерть поныне.
Иван — клиент дурдома новый —
хоть по Москве бежишь аллюром,
поступок твой, пойми, бедовый,
напрасен был, понятно курам!
А Мастер, радостно ликуя,
хотя и был формально трупом,
обрёл покой, обрёл родную...
И не нужна ему литгруппа!

Екатерина Иванель

Роковая ошибка
Не будешь ты моим кумиром,
милей тебя мне табуретка,
прощай, иди отсюда с миром,
вот в утешение таблетка.
Окурок твой дымком курился,
так страсть дымится, умирая.
В ночи полярной след светился,
как искры от дуги трамвая...
Была жестока я, однако,
была спесива, как гусыня...
А он, отверженный, в Ираке
полпредом служит и поныне.
Богат, "мотор" имеет новый,
несется бешеным аллюром,
такой красивый и бедовый...
А муж мой, боже, на смех курам!
Ах, ты забыл меня, ликуя,
я от любви рыдаю трупом
и вспоминаю "мать родную"...
О, пожалей меня, литгруппа!

Татьяна Фабрициева

Ну-ка, кто из молча читающих наш форум на такое способен? ;)
Все было хорошо. Пока я не сделала как правильно.
Аватара пользователя
Елена
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 15 дек 2008, 20:21
Откуда: из змеиного царства

Re: Проба пера

Сообщение Наталья » 03 дек 2009, 14:58

На стр.2 этой ветки я рассказала нашим юным дарованиям о своем первом литературном шедевре и о том, что одноклассник Лёшка Корнишин до сих пор дразнит меня им, цитирует наизусть:

По земле ползет жучок,
А во рту — травы пучок.


Написала для того, чтобы посмеялись надо мной и не боялись публиковать в Гостиной свои первые опусы. На стр.3 я рассказала, что к 60 годам тот самый Лёшка вдруг сам увлекся рифмами, и опубликовала его первое шуточное послание мне в стихах.
Желание писать у него не пропало. Недавно он прислал мне свое стихотворение, к которому я отнеслась со всем уважением, и потому устроила полный раздрай. Надо быть строгими с начинающими поэтами, особенно с друзьями, бывшими одноклассниками. Лёша не заставил меня долго ждать и тут же прислал ответ. Публикую его здесь, улыбнитесь вместе со мной.

Ответ Наташе
Здравствуй, старый друг Наташка!
Прочитал я отзыв твой,
И хватил меня кондрашка
От суровости такой!

Где же лирика, дружок?
Профи сплошь наружу прёт.
Сам Главлит так не был строг
Нешто мой стишок убог?

Нет, причина здесь в ином,
Корень кроется в другом
Память женская крепка:
Месть из детства за "жучка"?


Нет, к такому посланию я придираться уже не могу, ни как дилетант, ни, тем более, в качестве "профи". Успехов тебе, Лёша!
Аватара пользователя
Наталья
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:53
Откуда: Можайск

Re: Проба пера

Сообщение Ольга Борисовна » 17 дек 2010, 19:44

Добрый вечер всем! Честно говоря, не смогла определиться, куда поместить стихи этого автора. Скорее всего, на "Пробу пера". Хотя речь идет не просто не о юном даровании, а о человеке, скажем прямо, весьма пожилого - из тех, кому "за 70". Лет 5 назад в Североморске совершенно случайно я познакомилась с Михаилом Владимировичем Сукасяном - капитан-лейтенантом в отставке. Насколько я знаю, он никогда не издавал свои произведения, хотя их нередко и цитировали на протяжении всей его жизни. Упоминается он и в Интернете. И хотя он - не коронованый солидными публикациями автор - на мой взгляд, в его творчестве чувствуется особая сила и чуткость. Время брало свое, и он уехал из Заполярья по "Программе переселения", наши пути разошлись. Но Михаил Владимирович оставил мне порядка 10 ученических тетрадок, исписанных каллиграфическим почерком, со своими стихами. Думаю, участникам Гостиной будет небезынтересно открыть для себя новое имя (снова подчеркну - человека, не считавшего себя поэтом):

* * *
"И вечный бой - покой нам только снится!"
И вечные метания души...
Нам на роду написано разбиться
О созданные нами миражи.


* * *
О, как легки мы на подъем,
Когда нас кубки ждут медовые.
И как мы медленно идем,
Таща ступни свои пудовые,
К больным и страждущим друзьям,
И к одиноким матерям,
К вопросам детским ежечасным,
К своим заботам о стране,
К стихам - великим и прекрасным...
Все наши помыслы в... вине,
И в разговорах ни о чем,
...Кто с кем, и где, и что почем...


ЭПИТАФИЯ СКРЯГЕ
Он умер оттого, что был он скуп:
Не полечился - денег было жалко,
Но если б знал он цену катафалка,
Он ожил бы, чтобы нести свой труп!


* * *
Не надо мне признаний,
гранита и наград,
Ни элитарных званий,
ни сказочных оплат,
Оставьте мне тетради
и вечное перо,
И все.
И Бога ради,
Не надо ни - че - го.
Ольга Борисовна
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 16 дек 2010, 17:12

Пред.След.

Вернуться в Кандалакша литературная



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

cron
     Яндекс.Метрика