Нашла в блоге издателя
Игоря Опимаха -
http://opibook.blogspot.com/2011/09/blog-post_3574.html#moreЧто делать, когда заклинит орудие Часто думаю: ну почему я так поздно прочитал эту статью Николая Колычева?! Вот бы в том 2003 году подойти к нему, сказать, мол, я тебя как мужика уважаю и стихи твои люблю, а песни нет, но это не главное, потому что не надо путать поэзию и романсы, и вообще, после Градского нельзя петь под гитару, а ты Поэт, настоящий поэт, и мужик гениальный. А я мужик настырный, так что я могу сделать? У меня есть печатный станок, переплетные дела всякие, бумаги наскребём. Давай, говори, что делать!
В том 2003 году, как и полагается на Руси, настоящий русский поэт прокричал — страшно и больно, а его не услышали.
Ну почему должно пройти время, чтобы современники убедились-таки в правоте поэта-провидца? И-эх ты...
Я хочу напомнить о статье Николая Колычева, напечатанной в 2003 году по случаю выхода третьего номера альманаха «Площадь Первоучителей». Кое-где сокращу, чтобы не отвлечься от главного. Полный текст статьи можно найти на сайте Ольги Лукичевой. А потом скажу еще пару слов.
Николай Колычев
МЫ ОПАЗДЫВАЕМ Вышел в свет очередной альманах «Площадь Первоучителей». Третий по счету. Вышел с трудом, преодолениями неожиданных несуразностей и пародоксальными борениями, осторожными огибаниями ровных мест ради героических штурмов неприступных вершин. Вышел, долгожданный до оскомины, до опоздания долгожданный, как солдат, которого честно ждали с войны и устали ждать... А он пришел. Но, ждавшая его жена уже с другим мужем, которого его родные дети называют отцом, и родители умерли... И никто ни в чем не виноват. Но горько.
Жизнь еще раз убедила нас в том, что «сапоги должен точать сапожник, а пироги печать — пирожник», а никак не иначе. Сегодня в нашей стране для успешного и своевременного выхода печатного издания недостаточно иметь авторитетный редакционный совет и. мощный авторский коллектив. Даже самоотверженно работающий, мудрый и опытный редактор-составитель журнального издания — это еще не полная гарантия успеха. Нужен еще и редактор-издатель, редактор-коммерсант. Мобильный, энергичный, современный...
Страна, скинутая в пропасть перестроечного ускорения, катится вниз, набирая обороты, как громадная бочка, и, чтобы выжить в ней, мы должны быстро-быстро перебирать ногами, бежать должны... А мы так не желаем, не привыкли, а, по-совести сказать, и не умеем.
К сожалению, к счастью ли, среди людей, непосредственно занимающихся выпуском «Площади Первоучителей» таких людей «новой формации» практически нет.
Встретился я этим летом со старым приятелем — краснодеревщиком, мебельщиком, художником... Какие узоры он резал! Какую скульптуру! В поселке, где мы жили, вся красота, окружавшая людей была создана его руками: резные сказочные домики на детских игровых площадках во дворах, ажурные ворота с медведями в детском саду, мебель в клубе и комнатах отдыха на фермах... А получал он — ну, может, чуть больше плотника шестого разряда. При всем желании по достоинству его труд в то время оплатить не смогли бы. И ничего — жил, улыбался, радовал людей и сам радовался. В годы перестройки подался в мебельный кооператив. Размечтался, думал мебель эксклюзивную делать будет по своим чертежам, много у него планов было, заготовок...А его поставили диваны перетягивать. Год, другой, третий... Даже запил с горя мужик. Но ничего, пришел в себя, взялся за ум. И попытался он от местных «новых русских» заказ на серьезную работу получить.Брался-то вовсе задешево, лишь бы материалами обеспечили: стосковался мужик по настоящему делу. Ан нет! И здесь не нужен никому. Посмотрит потенциальный заказчик на эскиз, посчитает затраты, поинтересуется сроками изготовления — и на попятную. «Давай-ка, говорит, и материал по-проще возьмем и вместо узора — филеночку прилепим, — вот и чудненько будет». Не нужно сегодня никому серьезное творчество. Даже задаром не нужно.
Мои сотоварищи по перу подобны этому мастеру. Не могут они по два-три романа за год лепить. Не потому что не способны, а потому что не могут себе этого позволить.
Сегодняшняя жизнь заставляет писателя становиться расторопным издателем своих произведений и оборотистым книготорговцем. А поэту, помимо того, желательно еще и продюсером, менеджером концертной деятельности быть... Когда писать? И как писать? Хорошо или быстро да побольше? По совести, для душ и сердец людских или для собственного выживания — абы купили? И писать ли вообще? Может, другим каким делом заняться? Каждый решает по-своему.
Конечно, все упирается в деньги. Серьезная литература, серьезное искусство существует сегодня во многом благодаря спонсорству, сочувственному отношению власть придержащих.
Неумно, конечно, указывать бизнесмену или банкиру на что потратить свои «кровно заработанные», но нередко диву даешься, видя, как много и как шикарно издаются благодаря их спонсорству окололитературные поделки — серые, безликие, а порой вопиюще бездарные и даже откровенно пошлые.В то же время масса качественных, талантливых произведений остаются недоступными читателю.
В области необходима серьезная издательская программа с заинтересованным участием администрации. Попытки ее создания уже неоднократно предпринимались, но все заканчивалось разовыми «вливаниями» на какие-то отдельные издания.
Третий номер альманаха «Площадь Первоучителей» открывается словом благодарной памяти Олегу Петровичу Найденову, «Капитану Мурманска», как назвал его в очерке, опубликованном в первом номере альманаха, главный редактор издания Виктор Леонтьевич Тимофеев. Именно постановлением Найденова появилась в Мурманске в 1996 году Площадь Первоучителей, он был среди организаторов первого Славянского хода «Мурман — Черногория» в 1997 году и одним из учередителей альманаха «Площадь Первоучителей» в 2000-м. Олег Петрович внимательно следил и заботился о своем детище. Издание альманаха было своевременно и в достаточном объеме профинансировано. Наш мэр ждал его выхода... Не дождался. Мы не успели.<...>
Уходит из жизни целое поколение писателей. Уходит, так и не увидев своих произведений изданными, не подержав их в руках, не вдохнув неповторимо радостный запах свежей типографской краски... Этот тяжкий груз неопубликованных рукописей растет и растет. А уже подрастают молодые. В альманахе состоялся целый ряд поэтических дебютов: Марина Назарова, Екатерина Банникова, Ульяна Труханова, Анна Захарова, Ия Чемеркина, Татьяна Гусева, Ольга Чеснокова, Ольга Грушко, Юлия Смирнова, Петр Свиридов, Ольга Фетисова, Елена Деревякина, Людмила Карху, Олег Алистратов, Алексей Буглак, Игорь Кольцов, Виталий Секриеру, Евгений Казаков, Татьяна Козлова, Елена Грабовенко, Роман Кванчиани, Сергей Зобнин, Николай Васильев, Илья Виноградов. Я намеренно перечислил всех дебютантов, чтобы никого не обидеть. По большому счету, для многих из них публикация в «Площади Первоучителей» отнюдь не первая. У многих, несмотря на то, что в альманахе представлено лишь одно стихотворение, накоплен весьма солидный творческий багаж и назревает проблема с его публикацией. Где им печататься? Газеты печатают стихи крайне редко и, как правило, лишь «маститых». В толстые столичные журналы не пробьешься, будь ты хоть сто раз гением. А свои — к примеру, наш альманах — выходят раз в год, да и то со скрипом... Печально все это...
<...>
Издательская программа, серьезная издательская политика администрации региона сегодня необходима. И, прежде всего, надо издать тех, кого уже с нами нет. Во-первых, — это наш долг, а во-вторых, живым легче будет и жить, и творить. Появится если не уверенность, то хоть надежда на то, что если создал что-нибудь достойное, то это дойдет до людей, будет когда-нибудь напечатано.
Мы не успеваем ничего. Опаздываем. Успокаивает лишь одно: альманах получился. Добротный, настоящий. Не однодневка. Я верю, что он будет востребован и через год, и через два... десятилетия, и потому поздравляю с выходом и главного редактора, и весь редакционный совет, и авторов и, конечно, читателей.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Семь лет прошло. Я могу подтвердить, как трудно издаются книги. И что почти всегда «источник финансирования» издания — это сами авторы, их родные и друзья, и почти никогда муниципальные или областные структуры. И про «вопиюще бездарные, серые» подтверждаю. Все так и есть. Еще добавлю, что осенью в центре Мурманске закрылся книжный магазин «Вехи», не удивлюсь, если на его месте откроется какой-нибудь бутик. Именно в «Вехах» можно было купить книги мурманских авторов по нормальной цене. В отличие...
Я мог бы добавить и о невышедших книгах. О мэрах, депутатах, чиновниках, партийных лидерах, которые обнадеживали авторов да и обманывали их. Как говорится, где приоритетные нацпроекты, а где вы со своими книгами.
...Вспоминается эпизод из давнишнего сериала «Адъютант его превосходительства». Несутся навстречу друг другу наш бронепоезд и товарный состав, и еще что-нибудь можно было бы сделать, да на бронепоезде заклинило последнее уцелевшее орудие. Матрос с бронепоезда кувалдой бьет по орудийному замку, пытается его исправить, и все это на дикой скорости, и уже виден паровоз несущегося «товарняка», до гибели остались минуты, секунды.
Матрос эти секунды выбивал кувалдой...
Семь лет прошло, как Колычев взял в руки ту кувалду. Семь лет — как семь секунд.
Подвинься, Коль. В две кувалды — оно звончее будет.