Наталья » 07 фев 2009, 18:59
18 дек 2008, 20:47
Творчество ОЛЬГИ ТЕРЕНТЬЕВОЙ.
"Научиться летать так просто — надо только раскинуть руки и поверить, что ты оторвался от земли".
Не помню, кто это сказал, но фраза живет в моей душе, самостоятельно и независимо от автора. Нет поэта, который не ощущал бы в период вдохновения прекрасное состояние полета. Вот как пишет моя знакомая московская поэтесса Ирина Полонина (она уже забегала в нашу Гостиную, и, надеюсь, не в последний раз):
Уметь летать, раскинув руки,
Отринув силу притяженья —
Блаженство? Дурь? А может, муки?
Но как легки её движенья!
Через окно и выше, выше,
Воздушна, вовсе невесома,
Спугнув котов с чердачной крыши,
Она летела в ночь из дома...
Ольга Терентьева в своих стихах тоже стремится к состоянию полета:
Как хочется порою ввысь подняться,
Как хочется сорваться и бежать,
То зарыдать, то весело смеяться —
Словами просто всё не передать.
Душа моя, как загнанная птица,
Расправить хочет крылья и взлететь,
Но не летит — осмелиться боится,
Готовая от страха умереть.
Автор хорошо передает смятение беспокойной души, которая стремится куда-то, но не находит выхода. И если у Ирины Полониной — ощущение легкости, воздушности, то у Ольги, скорее, тяжесть, не допускающая окрыления.
Она сравнивает свою душу со зверем, которого поймали, подержали в клетке и отпустили, но уже с меткой, то есть не допуская полной свободы. Немного сбиваешься, когда начинаешь следить за мыслями автора. Только что это был зверь с меткой, и вдруг:
Как раненная в грудь большая птица,
Которой путь отрезан к высоте,
Так в клетке золотой душа томится,
И счастья нет, покоя нет нигде.
Не знаю. Стихотворение интересное, но непонятно мне — как можно душу поэта запереть в клетке, даже золотой, почему эта душа лишена состояния полета. Какие бы испытания ни выпали на долю поэта, а душа его — летит, иначе не будет стихотворения, только набор срифмованных строк. Может, я что-то не поняла? Объясните, пожалуйста.
Кстати, о рифмах. Прямо какая-то эпидемия в Кандалакше — глагольные рифмы у большинства фениксистов являются основными. Посмотрите у Ольги: подняться — смеяться, взлететь — умереть и т.п. Правда, это только в начале стихотворения, дальше она уже от глаголов уходит. Для интереса посмотрела сегодня стихи мастеров — как у них дела с глагольными рифмами обстоят. Может, зря я к вам придираюсь? Может, и признанные поэты этим грешат?
Посмотрела, можете за мной проверить. У Геннадия Иванова на 11 стихов, представленных на сайте — всего одна глагольная, у Светланы Трушиной (см. "Жизнь украшают наши встречи") — только три на 10 довольно больших стихотворений. Давайте тоже попробуем объявить таким рифмам войну, будем искать новые, более интересные. Это еще можно простить фениксятам, делающим первые шаги на стихотворной тропе, а вы уже с опытом, уже и книжки у вас были, и в газетах вас печатали... Вас уже знают, к вам другие требования.
Продолжаю размышления:
И зверь бежит и думает: «Свободен».
Красив и грациозен он в прыжке,
Но что-то жмёт в груди и давит вроде...
Пожалуй, после этих строк мне стала понятной неуверенность автора, ощущение этого комплекса "зажатой" души. Сказано красиво — красота и грациозность прыжка вроде бы освободившегося зверя — и все же что-то не то...
Ольга хорошо передает настроение, она — автор с большим потенциалом, вот только бы научиться ей вынашивать свои произведения, вынянчивать, как это делает, например, Елена Рыхлова.
Стихотворение "Кольский полуостров" наполнено любовью к родному краю. Умеете вы, северяне, любить свою землю и песни об этом слагать. Только ищите свое, так скажите о Севере, как еще никто не говорил. У Ольги я бы отметила следующие строки:
Сосны вековые здесь ветвями
Подпирают неба потолок,
А моря играют кораблями —
Здесь как будто рая уголок.
Понравились вековые сосны, подпирающие "неба потолок". Хотя — и здесь можно поспорить. Наши северные сосенки — далеко не великаны, особенно на вершинах сопок. Как они могут подпереть неба потолок? Докажите это мне, поспорьте со мной. Не считайте меня третейским судьей, приговор которого окончательный и обжалованию не подлежит. Я — такой же, как и вы, любитель поэзии. У меня — та же самая школа литературного клуба в Кандалакше. Может быть, вы — даже выше меня, ведь я не печаталась и не издала ни одной своей книжки, все больше чужие...
Итог: после всех своих занудных придирок заявляю, что Ольга Терентьева — автор интересный и еще сумеет нас удивить. Ждем.
Наталья