К А Н Д А Л А К Ш С К И Й   И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й   П О Р Т А Л
Главная сайта

Таинства в Православной церкви

В Православной Церкви существует семь таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение (соборование).
Таинство Церкви – это священнодействие, в котором при произношении таинственных слов (молитв) через видимые, доступные человеческому пониманию действия невидимо действует благодать Божия.

Крещение

     Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, при троекратном погружении тела в воду, с произношением слов «крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Св. Духа, аминь» - омывается от первородного греха.

     Таинство Крещения издавна считается дверью в Церковь Христову и преддверием для всех остальных таинств, которые помогают верующему человеку в спасении.

     «Крещение есть Таинство , в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую» - определяет христианский катехизис.

     В этом Таинстве благодать Божия, впервые таинственно изливаясь на призванного к вере Христовой человека, совершенно очищает его от тины греха, проклятия и вечной смерти, освящая и воссоздавая доселе греховное человеческое естество. Об исключительной важности этого Таинства засвидетельствовал еще в беседе с Никодимом Сам Спаситель, сказав: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

     Таинство Крещения имеет Божественное установление. Установитель его - Сам Иисус Христос, Который освятил это Таинство Своим собственным примером, крестившись от Иоанна в водах реки Иордана. Крещение Иоанна Крестителя, хотя и являлось «с небесе» (Мк. 11,30), но было лишь прообразом Крещения Христова. По смыслу Св. Писания «Иоанн крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса» (Деян. 19, 4).

     Если крещение Предтечи Господня, названное «крещением покаяния», было крещением в ожидаемого Мессию, «во грядущаго» и приготовляло лишь иудеев к благодатному освящению через разрешение грехов кающихся, то Крещение Христово стало Крещением в пришедшего в мир Спасителя. Оно совершало само благодатно «освящение, именуясь Крещением «Духом Святым» (Мф. 3, 11), и сделалось доступным и уверовавшим во Христа язычникам, так как после Своих крестных страданий, смерти и воскресения Господь об этом Сам повелел ученикам и апостолам, сказав: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Принято считать, что с этого момента стало таковым.

     Апостолы Христовы, облекшись «силою свыше» (ЛК. 24, 49), постоянно сами стали совершать таинство Крещения, очищая и возрождая в нем верующих благодатию Св. Духа. Священное Писание Нового Завета приводит немало примеров о том, как апостолы крестили тех, кто имел веру в Иисуса Христа. Так, например, в день Пятидесятницы апостол Петр сразу крестил примерно 3000 уверовавших (Деян. 2, 38-41); другой апостол Филипп крестил евнуха царицы Ефиопской (Деян. 8, 38), апостол Павел - Лидию (Деян. 16, 15), апостол Петр крестил также Корнилия, сотника из Кесарии (Деян. 10, 1, 47). Святая Церковь, приняв это таинство от св. апостолов, неизменно совершала и совершает его над всяким человеком, который желает спасения.

     Главным и основным в чинопоследовании таинства крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, которая должнеа быть «чистая, естественная», и произнесение слов: «Крещается раб Божий... во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго духа, аминь». Все это составляет видимую сторону таинства.

     Употребление пр крещении троекратного погружения в воду выражает собой спогребение крещаемого Христу, а троекратное поднимание его из воды - тридневное воскресение Христа и совосстание с Ним крещаемого (Рим. 6, 4). Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Что для Христа Господа были Крест и гроб, то для крещаемых есть Крещение; и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силой Божией». /с. 421 Слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. 1/.

     В этом таинстве благодать Божий неведимо действует на все существо крещаемого, возрождая его духовно. При этом крещенный очищается от всех грехов, как:
а) прародительского или Адамова;
б) произвольного, если крещение совершается над взрослым (Деян. 2, 38; 1 Кор. 6, 11); т.е. усыновляется Богу (Гал. 3, 26-28).

     Св. Иоанн Златоуст так говорит о невидимой, благодатной стороне таинства: «При совершении Крещения предстоят и Ангелы, но объяснить способ этого дивного рождения не может ни один из них... Крещение не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, как бы мы вновь родились, ибо оно вновь творит нас и образует. /с. 492, .г. Дьяченко, свящ. Урок и примеры христианской веры. Спб., 1900/.

     Крещение совершается как над взрослыми, так и над младенцами. Когда оно совершается над взрослыми, то от желающего принять Крещение требуются покаяние и вера. «Покайтеся, - говорит ап. Петр слушавшим его проповедь в день Сошествия Св. Духа, - и да крестится кийждо во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38). И Сам Иисус Христос говорил: «Иже веру имет и крестится, спасен будет» (Мк. 16, 16).

     Сообразно с этим апостолы, прежде чем креститься, поучали вере и располагали к исповеданию веры: «Что препятствует мне креститься? - спрашивал евнух, оглашенный апостольской проповедью. Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий... И сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян. 8, 36-38). Подобные действия имели место, когда ап. Филипп находился в Самарии (Деян. 8, 12); Павла в отношении к Лидии (Деян. 16, 13-15); Ап. Петра в Иерусалиме (Деян. 2, 41); и в доме сотника Корнилия (Деян. 10, 34-48) и др. Именно поэтому в чинопоследование Крещения введено исповедание веры или чтение Символа веры перед Крещением, а также и присутствие при Крещении поручителей веры или восприемников.

     Младенцев же крестят по вере их родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. Господь Иисус Христос ясно сказал о младенцах: «Таковых бо есть Царствие Божие» (Лк. 18, 16), а не родившись водою и Духом, никто не может войти в Царствие Божие.

     Кроме того, основание для крещения младенцев служат:
1. то, что в ветхозаветной церкви обрезание совершаемо было над 8-дневными младенцами, а крещение в Новом Завете заступило место обрезания: «Обрезание бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением» (Колос. 2, 11-12), поэтому и должно быть совершаемо над младенцами.
2. пример Апостолов, которые совершали крещение над целыми домами (например, дом Корнилия, Лидии, Стефанов), а в этих домах, несомненно, были и младенцы (Деян. 16, 14; 33-38; 18, 8; 1 Кор. 1, 16).

     К тому же нужно заметить, что как взрослые, так и младенцы причастны первородному греху, от чего имеют и одинаковую потребность в очищении от него.

     По уставу Церкви, восприемники должны быть не только при крещении младенцев, но и взрослых, и именно для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого, а после Крещения принять его в свое попечение, для утверждения его в вере. О крещении младенцев св. отцы говорят следующее: «Св. Григорий Богослов: «У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет во младенчестве и смалых ногтей посвящен Духу» /с.489 г. Дьяченко, свящ. Уроки и примеры христианской веры. Спб., 1900/. Преподобный Исидор Пелусиот: «Иные, довольствуясь неполным пониманием дела, говорят, что младенцы омываются при Крещении от скверны, сообщенной естеству человеческому преступлением Адама. А я верую, что не это только одно совершается, но что подаются при этом иные многие дарования, далеко превосходящие естество наше. Ибо в Крещении естество только приняло все то, что было нужно к исцелению от греха, но еще и украсилось Божественными дарами... и возрождено свыше Божественным, превышающим разум... паки бытием; искуплено, освящено, удостоено усыновления, оправдано, сделано наследником Единородного Сына Божия» /с. 229. Творения. ч. 2. М., 1860/.

     При совершении таинства Крещения употребляются некоторые обряды, которые имеют свое особое значение. Например:

а) Заклинание: состоит в том, что священник в читаемых молитвах именем Иисуса Христа и Его страданиями заклинает диавола отступить от крещаемого. Заклинание бывает для того, чтобы отогнать диавола, который со времени грехопадения Адама получил к людям доступ и некоторую над ними власть, как бы над пленниками и рабами своими. Апостол Павел говорит, что все люди вне благодати (т.е. не принявшие еще крещения), «ходят во веку мира сего, по князю власти воздушныя, духа, иже ныне действует в сынех противления» (Ефес. 2, 2), или по-русски: «живут по обычаю мира сего, по воле князя, господствующаго в воздухе, духа, действующаго ныне в сынах противления».

     Сила заклинания заключается в имени Иисуса Христа, призываемом с молитвой и верой. Сам Иисус Христос дал верующим это обещание: «Именем Моим бесы ижденут» (Мк. 16, 17). При этом, а также и в других случаях употребляется и крестное знамение, делаемое или движением руки, или представляемое другим каким-нибудь образом (например: дуновением уст). Крестное знамение имеет ту же силу, что и с верой произносимое имя Иисуса Христа. Употребление крестного знамения ведет свое начало от апостольских времен и имеет важное значение в жизни каждого христианина. «Да не стыдимся исповедовать Распятаго, - пишет св. Кирилл Иерусалимский, - с дерзновением да изображаем рукой знамение креста на челе, и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пием; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спасть и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». /Огласит поуч. 13, 36/.

б) перед самым погружением в воду крещаемый помазуется елеем:
1. в знак соединения его со Христом, подобно тому, как дикая ветвь прививается к плодоносной маслине;
2. в знак того, что крещаемый умирает для греха. В древности умерших приготовляли к погребению намащением их тел.
в) после погружения в воду на крещаемого возлагаются белые одежды в знак чистоты души и жизни истинно христианской, которую он обязан соблюдать и хранить; и крест для видимого представления и непрестанного напоминания заповеди Христовой: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грящет» (Мф. 16 ,24).
г) затем (после Миропомазания), крещаемый троекратно обходит вокруг купели с возжженными свечами - в знак радости о духовном просвещении. При этом хождение вокруг купели указывает на вечное соединение крещенного со Христом, т.к. круг есть символ вечности.
д) таинство крещения заканчивается крестообразным пострижением волос у новокрещенного в знак того, что он обязуется повиноваться Христу и исполнять Его волю как раб своему господину.

     В Символе веры сказано «исповедую едино Крещение» для того ,чтобы показать, что Крещение не повторяется; ибо крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды. «Послание Восточных Патриархов» об этом говорит так: «Как при естественном рождении каждый из нас получает от природы определенный вид, образ, остающийся с нами навсегда, так точно и при духовном нашем рождении Таинство Крещения полагает на каждого неизгладимую печать, которая остается на крестившемся всегда, хотя бы он после Крещения наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры» (гл. 16) т.е. и по учению Восточных Патриархов Крещение не должно быть повторяемо.

     Об этом, кроме того, свидетельствует и само Св. Писание: «един Господь, едина вера, едино Крещение» (Ефес. 4, 5).

     Значение таинства Крещения состоит в том, что крестившийся и уверовавший будет спасен, по словам Христа, как «омытый, освященный, оправданный» (1 Кор. 6, 11) в Крещении, т.е. после принятия таинства, нравственное состояние человека совершенно иное: он освобождается от греха, становится праведным и святым, он обладает просветленным умом, новой волей и обновленным сердцем. Если до Крещения грех живет в сердце, а благодать действует извне, то, по мысли св. отцов, после принятия таинства «благодать вселяется в сердце, а грех влечет извне». / с. 50. Добротолюбие. т. 3. М., 1900/.

     Сущность возрождения и святости крещеного состоит в перемене его жизни, в изменении направления его воли к добру. Такое чудное действие таинства Крещения испытал на себе равноапостольный князь Владимир, когда, выходя из купели, воскликнул: «Теперь то я увидел Бога истинного». Он изменился после этого, стал жить праведно и добродетельно.

     Однако, как замечает епископ Феофан, Крещение полагает лишь только «начало» спасения /еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. М., 1891, с.119/, так как человеку предстоит еще борьба со своими греховными навыками и привычками, чтобы в своей жизни уподобиться Христу.

     Несомненно, т.е. христиане, которые грешат после Крещения, виновнее в своих грехах, чем некрещенные, потому что имели от Бога особенную благодать и помощь и отвергли ее. Ап. Петр говорит: «Аще бо отбегше скверн мира в разум Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаеми бывают, быша им последняя горша первых» (2 Петр. 2, 20).

     Однако Господь по Своей милости даровал другое подобное средство для разрешения грехов, установив таинство Покаяния, которое называют поэтому часто вторым Крещением.

     Следует заметить, что история знает особые случаи, когда таинство Крещения было заменено «другим, чрезвычайным крещением, - Крещением кровью или мученичеством». Случалось так, что уверовавшие во Христа части, не успев креститься через таинство Крещения, подвергались гонениям за исповедуемую ими христианскую веру и принимали мученическую смерть, крестясь «тем самым крещением, каким крестился Христос» (Мф. 20, 22-23). /митр. Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. Спб. 1868, с. 342/.

     Творении блаж. Иоанна Мосха /«Луч духовный», Сергиев Посад, 1915, с. 206-208/ говорится о следующем исключительном случае: авва Андрей и 9 его спутников вынуждены были бежать в Палестину. В пустыне один из путников, еврей, ослабел до полного изнеможения: у него не осталось сил, чтобы его несли другие. Еврей стал со слезами просить всех, чтобы его крестили, дали ему умереть христианином. После многих увещаний, один из путников, наполнив руки песком три раза посыпал его еврею на голову со словами: «Крещается раб Божий Феодор во имя Отца, Сына и Св. Духа», на каждое призывание все другие возглашали «Аминь». После такого крещения Христос исцелил и так укрепил немощного, что в нем не осталось и признака слабости - он бодро пошел впереди всех по пустыне. Этот случай был рассказан епископу города Аскалона, блаж. Дионисию, который был поражен необыкновенным знамением.

     В заключение следует сказать, что таинство Крещения является знаменательным и торжественным действием не только в человеческой жизни, но чрезвычайным и важным событием в истории целого народа. Святая Русская Православная церковь отметила недавно такую историческую дату в своей жизни. Более 1000 лет назад, в Киеве, при равноап. кн. Владимире, наши предки приняли Св. Крещение.

Миропомазание

     Как при естественном рождении человек сразу нуждается в воздухе, свете для поддержания и укрепления своего бытия, так и при рождении в духовную жизнь христианину потребны и необходимы особые благодатные силы Св. Духа, посредством которых он мог бы укрепляться и возрастать в духовной жизни.

     Такие благодатные силы крещенный человек приобретает в Миропомазании; называемое так потому, что в нем помазуются верующему главные части тела св. миром и произносятся слова «печать дара св. Духа».

     Миропомазание - есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела, во имя Святаго Духа, подаются дары Святаго духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной.

     Таинство Миропомазания установлено Самим Господом Иисусом Христом. Из беседы, произнесенной Им в Иерусалимском храме во время праздника Кущей, видно, что под образом живой воды Христос обещал ниспослать врующим дары Божественной благодати. «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7, 37-38). По объяснению евангелиста Иоанна, Господь говорил здесь о Св. Духе, Которого могли получить верующие в Него. Когда после Пятидесятницы апостолы были облечены «силою свыше», то стали преподавать дары Св. Духа и всем верующим.
     Хотя Миропомазание издревле совершается в Православной Церкви в связи с Крещением и непосредственно после него, тем не менее, Миропомазание есть особенное Богоустановленное таинство, отдельное от Крещения. Святитель Киприан Карфагенский об этом говорит так: «Крещение и Миропомазание - два отдельных акта Крещения, хотя и соединенные самой тесной внутренней связью так, что образуют одно целое, неразрывное в отношении к их совершению» /с. 510. Г. Дьяченко, свящ. Уроки и примеры христианской веры. Спб., 1900/.

   Необходимо знать, что в Ветхом Завете есть предзнаменование, прообраз таинства Миропомазания. Моисей, сообщив своему брату Аарону Божественное повеление и поставляя его первосвященником, сперва омыл его водой и затем возлил на него «елей помазания» (Лев. 8, 6-12). Именно от этого прообразовательного помазания первосвященник и именовался помазанником.

     Еще пример: возводя Соломона на царство, первосвященник помазал его, сначала омыв в Гионе (3 Цар. 1, 38-39). Относительно этих ветхозаветных прообразов святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что над Аароном и Соломоном «это совершалось прообразовательно, но в самой действительности, потому что мы действительно помазаны Святым Духом»/с. 289-292. Творения. Тайноводственное слово. Сергиев посад, 1893/.

     Кирилл Иерусалимский говорит также, что как на Иисуса Христа после Крещения его во Иордане, произошло сошествие или наитие Духа святого, так и нам, исшедшим из купели «священных вод», дано Миропомазание, изображающее собою то самое, чем помазан Христос. А это есть Дух Святой, о Котором сказано в пророчестве Исаии от лица Господа: «Дух Господень на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим» (Ис. 61, 1).

     Отличие нашего помазания от того, каким был помазан Христос в том, что Иисус был помазан не человеком, и не елеем, или миром, но Отец помазал Его Святым Духом, предопределив Ему быть Спасителем целого мира, о чем апостол Петр говорит так: «Бог Духом святым и силой помазал Иисуса из Назарета» (Деян. 10, 38). Святитель Кирилл Иерусалимский поэтому относительно нашего Миропомазания заключает: «И как Христос действительно был распят и погребен, и воскрес, а вы сподобились в Крещении уподобительно быть с Ним распятыми и погребенными и воскреснуть, так нужно понимать и о Миропомазании. Христос помазан духовным елеем радости, т.е. Духом Святым, потому что Он есть источник духовного радования, а вы приобщившись Христу и став Его причастниками, помазаны миром». /с.289-292. Творение. Тайноводств. Слово. Сергиев Посад, 1893/.

     Именно как отдельное, особенное таинство понимали Миропомазание и Апостолы Христовы. Например, ап. Лука в книге Деяний повествует, что Дух Святой не изливал своих даров на крещенных диаконом Филиппом самарян, пока самаряне не прияли возложения на них апостольских рук, а получили эти дары Св. Духа, когда апостолы с молитвой возложили на них свои руки (Деян. 8, 15-17).

     Из этого повествования особенно хорошо видно, что апостолы сочли нужным отправиться в Самарию к принявшим Крещение от диакона Филиппа не для того, чтобы совершить, или довершить, докончить образ Крещения самарян: самаряне были уже крещены и являлись христианами. Апостолы же, как следует из повествования, направились в Самарию исключительно ради самарян и не имели ввиду никого. Далее дееписатель ап. Лука сообщает, что апостолы молились о всех крещенных самарян, чтобы они приняли Духа Святого, по возложении рук действительно все крещенные приняли Духа Божий (Деян. 8, 17).

     Из этого места Св. Писания очевидно следует:

     Преимущественное, основное отличие Крещения от Миропомазания в том, что таинство Крещения - это дверь в Церковь Христову, которой, если кто не захочет войти, тот не войдет и в царствие Божие, тогда как новокрещенный, если бы умер и без Миропомазания, остается живым для Христа.

     О невидимой, внутренней стороне таинства Миропомазания говорят свв. апп. Иоанн и Павел: «И вы помазание имате от Святаго и весте вся. И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно; и якоже научи вас, пребывайте в нем» (1 Ин. 2, 20, 27). Подобно говорит другой апостол: «Извествуяй же нас с вами во Христа, и помазавый нас Бог. Иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша» (2 Кор. 1, 21-22).

     Эти тексты указывают на то, что в таинстве «Помазания от Святаго» верующий получает силу к постоянному, неуклонном у пребыванию в истине и благочестии, к отражению и различению всякой лжи, что и означает - миропомазуемыый получает дары, «возращающие и укрепляющие в жизни духовной».

     Следует отметить, что на основе приведенных изречений апостолов и взяты слова, включенные в чинопоследование Миропомазания: «печать дара Духа Святаго», которые, согласно «Православному исповеданию Восточных Патриархов», имеют следующий смысл: «Через миропомазание святым миром запечатлеваются и утверждаются на крестившемся дары Святаго Духа, которые получает он в укрепление своей христианской веры» /Вопр. 104/.

     В частности:

     Таинство Миропомазания со своей видимой, внешней стороны осуществлялось двояко:

     Из книги «Деяний Апостольских» известно, что в первое время существования Христовой Церкви апостолы для сообщения крещаемым даров Святого Духа употребляли возложение рук (Деян., 8, 14-17; 19, 6).

     Преемники же апостолов вместо возложения рук стали употреблять миропомазание, примером чему служило помазание миром, имевшее место в Ветхом Завете, как видимое средство для низведения на людей даров Святого Духа (Исх. 30, 25; 3 Цар. 1, 39).

     Возможно, даже, что «возложение рук» для низведения на верующих даров Св. Духа было заменено «помазанием миром» еще самими апостолами, на что отчасти и слова ап. Иоанна: «И вы помазание имате от Святаго и весте вся» (1 Ин. 2, 20). Вполне естественно, что апостолы, когда крестившихся было еще не много, преподавали верующим Духа Святаго через возложение рук. Когда же число крестившихся значительно умножилось и апостолы уже не могли успевать совершать сами это таинство, то заменили возложение рук - миропомазанием, предоставив право совершать его пресвитерам.

     При этом важно заметить, что Св. Писание, указывая на двоякий способ совершения таинства Миропомазания - возложением рук или помазанием миром - нигде не говорит, чтобы оба эти священнодействия были совершаемы единовременно, одновременно. Но говорит, что один способ может заменяться другим.

     Может возникнуть вопрос, почему в нашей Церкви не делается руковозложение, а совершается помазание миром при Крещении. Об этом прекрасно говорит архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) в своем «Догматическом богословии» : «Возложение руки, выражая легкость, с какой слуга Христов раздает дар, должно быть названо вполне апостольским знаком дарораздаяния; Миропомазание же, с одной стороны, не имея этого преимущества, вполне прилично смиренным преемникам апостольской власти, с другой - ощутительнее для нас выражает высокую, невидимую благодать, и потому более прилично общей нашей немощи» /ч. 2., с. 238/.

     Совершается таинство Миропомазания только над теми, кто уже крещен. Подтверждение этого можно видеть на примере и в учении апостолов: (Деян. 8, 14-17; 19, 5; Евр. 6, 2). Действительно, невозможно определить время, когда бы человек не имел нужды в укрепляющей благодати, поэтому и целые семейства, крещаемые апостолами, вслед за таинством Крещения получали через апостолов дары Св. Духа. Это свидетельствует о том, что Миропомазание может быть совершаемо и над младенцами, вслед за Крещением. История Церкви первых веков христианства также подтверждает это: например, святитель Григорий Богослов пишет: «Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием, тогда что может с тобой случиться?»(Исх. 12, 13) /Г.Дьяченко, свящ. Уроки и примеры христианской веры. Спб. ,1900, с. 505/.

     Таинство Миропомазания, как и таинство Крещения, не повторяется. Что же касается помазания св. миром императоров, государей при венчании на царство их, то это не являлось повторением таинства Миропомазания, но определялось как иной, высший способ сообщения даров Св. Духа, как потребных для великого служения своему Отечеству, о чем было указано Самим Богом еще в Ветхом Завете (Дан. 4, 22. 29). Например, известно, что не повторяется и таинство Священства, однако оно имеет свои степени, и новое рукоположение поставляет священнослужителей для высших служений. Так Миропомазание царей на царство есть только особая, высшая степень таинства, низводящая «сугубый дух» на помазанников Божиих.

     Лишь только над отступниками и еретиками, изгладивших в себе печать Св. Духа, повторяется таинство Миропомазания, как об этом постановлено в правилах Церкви (7 правило Константинопольского Вселенского Собора).

     О св. мире, употребляемом при совершении таинства Миропомазания, следует заметить то, что освящать его могут представители высшей иерархии Церкви, высшее священноначалие в лице епископов, как ближайших преемников апостолов. Совершать же само таинства, т.е. помазывать св. миром новокрещенных могут и пресвитеры.

     Состоит Св. Миро из масла, вина и соединения разных благовонных веществ, которые после освящения св. водой и молитвословий, варятся в первые три дня страстной Седмицы в специально устроенных котлах при постоянном чтении Евангелия. Затем святое миро разливается в 12 сосудов (по числу 12 Апостолов), и в Великий Четверг освящается на литургии перед освящением Св. Даров ов время пения «Тебе поем» /Брать в биб-ке «Чин мироварения»./

     Мироварение как до 1917 года, так и сейчас совершается в 2-х местах - Киеве и Москве, а затем рассылается по епархиям для совершения таинства Миропомазания.

    В таинстве Миропомазания между Католической, Протестанстской Церквами имеется различие.
Отличие Католической Церкви: (Конфирмация)

     Отличие Протестантской Церкви:
Лютер первоначально признавал Миропомазание, но потом отверг его из числа таинств. После Лютера в связи со спорами анабаптистов, протестанты вновь ввели Миропомазание в практику, говорили, что их конфирмация совершается «для оживления оправдывающей веры». Конфирмация совершается у них после Пасхи при народе. Обряд совершается через руковозложение, которое не имеет у них силы таинства, т.к. в иерархии нет апостольской преемственности.

Покаяние

     Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

     Таинство Покаяния установлено Самим Господом Иисусом Христом. Сначала Он еще прежде Своего воскресения обещал апостолам даровать власть прощать грехи: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф 18 , 18).

     Явившись после воскресения Своим ученикам, собранным сместе, кроме одного апостола Фомы, Спаситель действительно дал им эту власть, сказав: «Приимите Дух Свят: им же отпустите грехи, отпустятся им: и им же держите, держатся» (Ин. 20, 22-23).
Из этих слов следует:

     Следует сказать, что к Покаянию призывал еще до Христа Его Предтеча Иоанн Креститель, который «проповедовал крещение покаяния в отпущение грехов, а приходившие к Иоанну Крестителю «исповедывали грехи своя» (Мк. 1, 4-5). Кроме того, Иоанн Предтеча проповедовал покаяние «по глаголу Божию» (Лк. 3, 2), и был для этого «послан Богом» (Ин. 1, 33).

    Покаяние .jpg - 22100 Bytes Видимая сторона таинства Покаяния состоит в исповедании грехов, которое совершает кающийся перед Богом в присутствии священника, а также и в разрешении грехов, произносимом священником после исповеди.

     Сама исповедь совершается следующим образом: перед Крестом и Евангелием, лежащих на аналое, как бы перед Самим Господом, кающийся после предварительных молитв и увещаний со стороны священника, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая, не оправдываясь, но обвиняя себя.

     Священник, выслушав всю исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, в которой и через которую именем Иисусом Христа по данной ему власти разрешает кающегося от всех исповеданных грехов. Если же грехи окажутся особенно тяжкими, то священник по своему усмотрению может не разрешить, а удержать их на грешнике.

     Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что истинно кающийся, при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. При этом действии кающийся примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и, освобождаясь от вечных наказаний за грехи, получает надежду на вечное спасение. «Аще исповедаем грехи наша, - говорит апостол Иоанн, - верен есть и праведен (Господь), да оставит нам грехи наша, и очитстит нас от всякия неправды» (1 Ин. 1, 9).

     Для того ,чтобы приступающий к таинству Покаяния мог действительно получить отпущение грехов, от него требуется:

Сокрушение о грехах. Этого требует сама сущность покаяния. Кто истинно кается, тот не может не сознавать всей тяжести своих грехов, которых множество, «как песок морской». Такой человек не может не скорбеть сердцем и не сокрушаться о своих грехах. Поэтому Церковь в первую подготовительную неделю перед Великим Постом предлагает за воскресным богослужением притчу у мытаре и фарисее, а затем евангельское повествование (во 2-ю неделю) об блудном сыне.

     О сокрушении о грехах свидетельствует и апостол Павел: «Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2 Кор. 7, 10), т.е. печаль о том, что мы своими грехами прогневляем Бога, приводит человека ко спасению. Из этого апостольского послания видно, что сокрушение кающегося должно проистекать не из страха только наказания за грехи, не из представления лишь одних гибельных последствий от грехов, а преимущественно из любви к Богу, волю Которого человек нарушил, оскорбив этим самым Бога, ибо проявил перед Ним свою неблагодарность, и, сделавшись потому недостойным Его. Св. Иоанн Златоуст говорить об этом так: «Когда согрешаешь ты, - плачь и стенай не о том, что будешь наказан, это еще не важно; но о том, что ты оскорбил Своего Владыку, Который столько благ, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание». В другом месте этот же Святитель пишет: «Как огонь, падая на вещество, обыкновенно потребляет все, так и огонь любви, где только не падет, все потребляет и изглаждает... Где любовь, там потреблены все грехи» / На 2 Тим. Бесед. VII. 3/.

     Говоря иначе, главное условие для примирения человека с Богом есть, по учению св. Иоанна Златоуста, любовь к Богу, а не боязнь наказания за грех.

Намерение исправить свою жизнь. О твердом намерении исправить свою жизнь, как необходимом условии для получения прощения грехов, говорит пророк Иезекииль: «И егда грешник возвратится от беззакония своего и сотворит суд и правду, той жив будет в них» (Иезек. 33, 19).

     Раскаяние же на одних словах, без внутреннего даже желания исправить свою жизнь, заслуживает еще большего осуждения. Подобное отношение к таинству ап. Павел сравнивает с повторным распинанием грешниками Сына Божия: «Невозможно, однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святаго отпадших, невозможно таких опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия» (Евр. 6, 4-6).

     Св. Василий Великий рассуждает об исповеди следующим образом: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто по слову псалма, «обрел грех свой и возненавидел». Какую пользу принесет больному попечению врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни? Так никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду, и от извинения в распутстве - продолжающему жить распутно» /Твор. Св. отцов. VI, 58/.

Вера во Христа и надежда на Его милосердие. Без веры и надежды душа человека-грешника обречена на уныние, но вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, способны умиротворять самую возмущенную, истерзанную совесть грешника. Примером этого может служить троекратное отречение от Христа апостола Петра, который сам впоследствии говорил сотнику Корнилию и бывшим с ним о надежде на помилование от Бога так: «О Сем, то есть об Иисусе Христе вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь» (Деян. 10, 43).

     Из Священной истории Нового Завета известно, например, что за искреннее покаяние была помилована Господом грешница, омывшая слезами ноги Спасителя, помазавшая их миром и отершая своими волосами (Лк. 7, 36-50). Из истории христианской Церкви известно, что многие величайшие грешники покаянием перешли на путь добродетельной жизни и получили спасение, как например, св. мч. Евдокия (память 1 марта), прп. Мария Египетская (память 1 апреля).

     Для возбуждения же чувств, требуемых искренним раскаянием, существуют особые средства - пост и молитва. По уставу Церкви для приготовления к исповеди полагается недельный срок. Воздерживаясь в это время в пище и питии, каждый кающийся должен ежедневно присутствовать за богослужением в храме, более чаще молиться и дома, читать Священно Писание, удаляться от праздных забав, развлечений и удовольствий. Вспоминать в этот период все свои грехи, совершенные за время после предшествующей исповеди.

     Время такого приготовления к таинству Покаяния иногда называют говением, т.е. временем особенно благоговейного поведения христианина.

     Из повествования Св. Писания известно на примерах Моисея и Иисуса Христа, которые, принимая на себя грехи народа: Моисей - еврейского, а Спаситель - грехи всего мира, - проводили по 40 дней в посте и молитве.

     Даже из обыденной жизни мы знаем. что когда человек серьезно чем-либо занят, то он часто забывает о пище. Тем более, когда требуются усилия человеку в наиважнейшем делании - над своей душой, то при чрезмерном употреблении пищи просто невозможно будет сосредоточиться и молитвенно настроить себя для духовного бодрствования. Или, как говорил древние мудрецы: «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, для того, чтобы есть!» Святой Иоанн Златоуст учит: «Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врачом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося и постящегося» /Титов Г., свящ. Ч.2. с. 90 «Уроки по простран. христ. кат»/.

     После исповеди на кающегося иногда налагается епитимия, как средство к очищению и умиротворению совести уже покаявшегося грешника. Слово « » значит «наказание по законам», а также «почесть, честное имя». Но точнее и сообразнее со значением епитимии переводят на русский язык как «запрещение» (см. перев. С греч. 2 Кор. 2, 6).

     Епитимия налагается на кающегося не для того, чтобы удовлетворить правосудию Божию, так как такое удовлетворение на все времена для всех людей, и за все грехи дано Иисусом Христом в Его Искупительной жертве, но для того, чтобы помочь кающемуся победить привычку ко греху и сознать всю тяжесть своих грехов.

     Св. Григорий Богослов так об этом рассуждает: «Как телам не одинаковые даются лекарства и пища, так и души врачуются различным образом и способом. Свидетелями такого врачевания являются сами болящие... Для иных нужен бич, а для других узда... Одних исправляет увещание, других выговор... Для иных хорошо и полезно одно, а для иных другое, сообразно тому, как требуют время и обстоятельства, и как допускает нрав врачуемого» /с.973. С.В.Булгаков. Настольная книга для свящ.-церк.-служит. 2-е изд. Харьков, 1900/.

     Смотря по свойству грехов и нравственному состоянию грешника, епитимии бывают различные. Например, человеку невоздержанному назначается пост сверх положенного для всех; скупому и жадному - раздаяние милостыни; рассеянному и увлекающемуся мирскими удовольствиями - более частое хождение в храм, чтение Св. Писания, усиленная домашняя молитва с земными поклонами и т.п.

     За некоторые же более тяжкие грехи грешник может быть даже отлучен от Церкви или от св. Причащения на определенное время. Таким образом, епитимья - на наказание собственно, а особое воспитательное средство, применяемое по отношению к грешнику.

     Св. Иоанн Златоуст так говорит о связи Покаяния и епитимьи: «Покаянием я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела. «Сотворите, - говорит Иоанн (Предтеча Христов), - плоды достойны покаяния». Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? - Впредь давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся от общения со своей женой в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил кого? Впредь благословляй обижающих тебя... Ибо для исцеления нашего недовольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить лекарство к ране. Ты прежде предавался сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей одну воду, ибо сказано: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33). / Бес. X на еванг. Мф., с. 179 - 190/.

     Следует только помнить, что при наложении епитимьи важно обращать внимание на состояние кающегося, чтобы иногда не назначить такой епитимьи, которой невозможно будет человеку исполнить. Нельзя, например, больным и старым назначать пост или делать земные поклоны и т.п.

     Достойно внимания, что и в Ветхом Завете покаяние имело большое значение. Например, Ной проповедовал покаяние, и послушавшие его спаслись (Быт. 7 гл.; 1 Петр. 3, 20). Иона возвестил ниневитянам погибель, но они, раскаявшись в своих грехах, умилостивили Бога своими молитвами, и получили спасение, хотя были далеки от Бога (Ион. 3 гл.).

     Иногда к священнику обращаются с таким вопросом или ропотом: вот я болею такой-то болезнью, но сколько ни исповедовался, ни причащался, а исцеления от Бога не получаю. Однажды с подобным вопросом обратились к Оптинскому старцу схиеромонаху Амвросию, которые так ответил: «Хотя Господь и продает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: днесь со Мною будеши в раи; а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями, повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. - Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них: а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи» / с. 92-93. - Вечное. Сборник № 9. Март. 1986 г. № 345/.

     Если в Православной Церкви эпитимия имеет значение врачевства для кающегося, то в Католической Церкви эпитимия это не врачевство, а удовлетворение за грех, или возмездие, уплата. Поэтому в Католической Церкви существует такое понятие как индульгенция. Богословие католиков учит, что удовлетворение, принесенное Иисусом Христом, освобождает грешника собственно от вечного наказания; но кроме этого существуют еще временные наказания за «временые грехи», и эти временные наказания и составляет эпитимия, как удовлетворение за временный грех. Это удовлетворение совершается двояко: или самим грешником, или через других, в силу сверхдолжных заслуг Иисуса Христа и святых, заслуги которых усвояются грешнику. Для приобретения этих заслуг достаточно грешнику только заплатить определенную сумму в пользу Церкви. Причем посредством разных денежных сумм, можно заранее «купит» прощение в том или ином грехе и избегнуть наказания.

     Что касается Протестантов, то у них Покаяние не признается за таинство, отсутствует исповедь, лишь имеет место «общее чувство скорби о грехах».

Причащение

     Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни. Книга «Православное Исповедание веры» так говорит об этом таинстве: «Сие Таинство превосходит все другие, и более содействует к получению нашего спасения» (ч. 1. Вопр. 106). Иначе Причащение называется еще Евхаристией (греч. - «благодарная жертва») - это «жертва, которая приносится Богу за всех живущих и умерших и умилостивляет Его» (Прав. Испов. ч. 1. Вопр. 107).

     Установлено таинство Причащения Самим Господом Иисусом Христом во время Его последней вечери с учениками. Накануне Своих страданий, в четверг утром, Господь повелел апостолам Петру и Иоанну идти в Иерусалим и приготовить там особую горницу и все необходимое для совершения ветхозаветной Пасхи.

     Когда пришел Сам Господь с остальными учениками, Он прежде всего показал апостолам пример смирения и любви, умыв им ноги, а затем, возлегши с ними, совершил ветхозаветную Пасху.

     Беседуя с учениками, Христос предсказал им о Своих страданиях, указал и Своего предателя Иуду. Затем установлено было и само таинство Причащения: когда Христос, возблагодарив и прославив Бога Отца за все Его неизреченные милости к роду человеческому, Он взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое». Потом взял чашу с вином, благословил, и, подавая ученикам, сказал: «Пийте от нея вси: сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы, и за многия изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь сказал им: «Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 17-28; Мк. 14, 12-24;. Лк. 22, 7-20; 1 Кор. 11, 25). Так было установлено это новозаветное Таинство, в котором Господь представил живое изображение Своих спасительных страданий.

     По заповеди Христа, апостолы совершали это Таинство «по вся дни». Совершается оно в Церкви и сейчас, и будет совершаться до скончания века (Деян. 2, 42; 1 Кор. 1, 26).

     В какой день было установлено Спасителем таинство Причащения?

    Закон Моисеев предписывал совершать Пасху в 14 день месяца Нисана (соответствует нашему Марту), в память избавления евреев от египетского рабства (Исх. 12 гл). Между тем, Иисус Христос совершил Пасху со Своими учениками днем ранее установленного Моисеевым законом времени, т.е. 13 Нисана, ибо 14 дня Нисана Христос был уже распят. Следует сразу заметить, что здесь нет какого-либо нарушения Иисусом закона, ибо в это время у иудеев было в обычае праздновать Пасху и 13, и 14 Нисана. Причина заключалась в том, что одного дня было явно недостаточно для заклания пасхальных животных - агнцев (закалывали примерно 256000 агнцев в Иерусалимском храме). Поэтому Христос в согласии с существовавшем обычаем и совершил Пасху.

    Видимую сторону таинства Причащения составляет вещество Таинства - хлеб, вино, а также священнодействие Таинства, во время которого оно совершается.

     Хлеб, употребляемый для таинства Причащения, должен быть:

     Вино, употребляемое для таинства должно быть:

Вино растворяется при этом водой, т.к. все священнодействия таинства Причащения расположено по образу страдания Христова, а во время Его страданий из прободенного ребра Его текла кровь и вода.

     Священнодействие, во время которого совершается таинство Причащения, называется Литургией, что в переводе означает «общественное служение» Так как литургия совершается в благодарное воспоминание крестных страданий Иисуса Христа, то еще она называется Евхаристией, т.е. «благодарением»: Иногда в народе Литургию именуют обедней - по времени совершения ее в предобеденное время.

     Литургия по важности совершаемого на ней Таинства, составляет главную и существенную часть христианского богослужения, и все другие ежедневные церковные службы лишь служат приготовлением к ней.

     Совершаться Литургия должна непременно в храме, Престол которого, или иногда вместо Престола используемый антиминс, на котором совершается таинство, должен быть освящен архиереем. Обычно храм называют церковью, потому что в нем для молитвы и Таинства собираются верующие, которые составляют Церковь, а трапеза называется престолом, потому что на ней Иисус Христос, как Царь, таинственно присутствует.

Литургия состоит из 3-х частей:

     Проскомидия - (греч. «принесение») получила свое название от обычая у древних христиан приносить в храм хлеб и вино для совершения таинства. Оттого этот приносимый хлеб называли просфора, что означает (греч.) «приношение).

     На Проскомидии воспоминаются Рождество и страдания Господа Иисуса Христа. Священник, воспоминая пророчества и прообразования, а также и сами исторические события, бывшие до Рождества и страданий Иисуса Христа, вынимает из просфоры часть, потребную для совершения Таинства, полагает ее на дискосе, крестообразно разрезает и прободает. Вынутая часть из просфоры называется Агнцем, потому что она представляет собой прообраз страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в Ветхом Завете прообразом Христа был Агнец Пасхальный, которого евреи, согласно Божественному повелению, закалали и ели, в память избавления своего от египетского рабства.

     Затем священником берется необходимая часть вина, соединенного с водой, и вливается в потир (чашу). После этого священник вспоминает всю Церковь - прославляет святых; молится о живых и умерших, о властях, о тех, кто принес по своему усердию и вере просфоры или приношения.

     Хотя для совершения Литургии на Проскомидии употребляется 5 просфор (в воспоминание чудесного насыщения 5000 человек пятью хлебами), но собственно для таинства употребляется только один хлеб, что означает по апостолу Павлу то, что «един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся» (1 Кор. 10, 17), или по-русски: «Один хлеб, и мы многие (составляем) одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба».

     Литургия оглашенных - названа так потому, что присутствовать и молиться на ней, кроме крещенных и имеющих право причащаться допускались и оглашенные, т.е. готовящиеся ко крещению, а также и кающиеся, не допускаемые до Причащения.

     Литургия оглашенных начинается благословением, или прославлением царства пресвятой Троицы, и состоит из ектений, молитв, песнопений, чтения Апостольских книг и Евангелия. Оканчивается повелением оглашенным выйти из церкви.

     Литургия верных - именуется потому, что только одни верные, т.е. принявшие Крещение, имеют возможность быть при этом богослужении. Главные священнодействия литургии верных следующие:

     Невидимая сторона таинства Причащения:

     Самым важным священнодействие в литургии верных является особая, молитва-благодарение, читаемая над хлебом и вином. После этого они неизреченно присутствуют на престоле уже, как Тело и Кровь.

     Спасительные плоды, получаемые от достойного Причащения, состоят в том, что причащающийся Тела и Крови Христовой, теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом, и через это становится причастным вечной жизни: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6, 56). «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный» (Ин.6, 54) - говорит Сам Христос.

     В виду столь спасительных и великих плодов, сообщаемых в таинстве Причащения, это таинство особенно необходимо для всякого христианина от дня Крещения, в течение всей его жизни, до самой смерти. Древние христиане поэтому причащались в каждый воскресный день.

     Призывая всех православных христиан к таинству Причащения, Церковь в лице церковной иерархии не иначе допускает их к Евхаристии, как после предварительного приготовления. Такое приготовление состоит в испытании перед Богом совей совести и очищение ее покаянием во грехах на исповеди, чему особо способствуют пост и молитва. Апостол Павел так об этом говорит: «Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня» (1 Кор. 11, 28, 29), или по-русски: «пусть испытывает себя человек, и, таким образом, пусть есть от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (т.е. не имея должного внимания и уважения к этому великому таинству).

     Все священнодействия Литургии расположены в таком чинопоследовании, Причастие .jpg - 21700 Bytesчто дают нам ясное воспоминание о Спасителе и Его служении человеческому роду. Так на Проскомидии воспоминаются Рождество и страдания Иисуса Христа. Малый вход, совершаемый с Евангелием на литургии оглашенных, напоминает нам о явлении Иисуса Христа на проповедь. Горящая свеча, предносимая Евангелию, напоминает учение Иисуса Христа, Который говорил о Себе: «Аз свет есмь миру», а также символизирует Иоанна Предтечу, который предшествовал Христу и называется в Св. Писании «светильником горящим и светящим». Поэтому во время чтения Евангелия необходимо иметь такое внимание и благоговение, как бы мы видели и слышали Самого Спасителя.

     Совершаемое на литургии верных шествие священнослужителей с приготовленными дарами в алтарь - Великий вход - напоминает молящимся шествие Христа на вольные страдания и Его смерть. Кроме этого, Великий вход символизирует погребение тела Иисуса Христа. В этом значении - священник и диакон изображают Иосифа и Никодима; Св. Дары - пречистое тело Господа; покровы - погребальные пелены; кадило - ароматы; закрытие врат - закрытие гроба Господня и оставление стражи при нем.

     Совершение самого таинства и причащение священнослужителей в алтаре напоминают Тайную Вечерю Самого Иисуса Христа с Апостолами, Его страдания, смерть и погребение; отнятие завесы, отверстие царских врат и явление Св. Даров - воскресение Спасителя и явление Его ученикам и многим другим людям; последнее явление Св. Даров, после чего они уносятся на жертвенник, - вознесение Иисуса Христа на небо.

     Совершение Таинства Причащения в Церкви Христовой продолжится всегда до самого 2-го Пришествия Христова, о чем апостол Павел свидетельствует: «Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, - дондеже приидет» (1 Кор. 11, 26).

     Очень часто задают священнику вопросы о том, как часто необходимо причащаться Св. Таин. Вот что говорят об этом св. отцы:

Свт. Иоанн Златоуст: «Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью» /Творения. 2-е изд. Спб., 1906, т. 12, с. 153

Преп. Серафим Саровский: «Приобщаться Святых Христовых Таин заповедую ... во все четыре поста и двунадесятые праздники, даже велю и в большие праздничные дни; чем чаще, тем и лучше... Потому что благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни был недостоин и грешен человек, но лишь только в смиренном сознании всегреховности своей приступит к Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, - и будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, и совсем просветлеет и спасётся!» /Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Спб., 1903, с. 463/.

Брак

     Брак есть таинство, с котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

     Таинство Брака имеет Божественное установление. Сам Бог установил и освятил брак еще в раю, когда, приведя к Адаму созданную из его ребра жену, благословил их и сказал: «Раститеся и множитеся и наполните землю» (Быт. 1, 28).

     В Новом Завете Божественное установление таинства Брака подтвердил Спаситель, когда Своим личным присутствием почтил и благословил брак в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-11), а затем в беседе с фарисеями на их вопрос, по всякой ли вине можно разводиться с женой, Христос окончательно утвердил закон брака, сказав: «еже убо Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

     Указание на Брак как на таинство, имеется у апостола Павла: «Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене совей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь» (Ефес. 5, 31).

     Видимая сторона таинства Брака состоит:

При совершении таинства Брака употребляются особые обряды, которые имеют свое глубокое значение:

     Невидимое действие благодати Божией, подаваемой в таинстве Брака, состоит в том, что в то время, когда священник благословляет брачующихся словами: «господи Боже наш, славою и честию венчай я! - Сам Господь невидимо сочетает их, благословляет, освящает и утверждает их супружеский союз во образ Своего союза с Церковью.

     При этом даруется Божественная благодать, содействующая хранению единодушия и любви мужа и жены во взаимных обязанностях и взаимоотношениях. Данная благодать вспомоществует им в жизни истинно христианской, а также содействует благословенному рождению детей - будущих чад Церкви и их воспитанию в страхе Божием, в познании веры и закона Божий.

     Брачный союз необязателен для каждого человека в отдельности. Девство почитается лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его, потому что представляет более удобства для служению Господу, о чем сам Христос засвидетельствовал так: «Не вси вмещают словесе сего; но имже дано есть: могий вместити, да вместит» (Мф. 19, 11-12), или по-русски: «не все вмещают слово сие, но кому дано (т.е. кому дана способность к безбрачной жизни). Кто может вместить (т.е. исполнить учение о безбрачии), да вместит (пусть исполнит)».

     По этой именно причине многие святые угодники уклонялись от вступления в брак и сохраняли девство. Например, Иоанн Предтеча, апостол Павел, апостолы Иаков и Иоанн.

     О преимуществе девства перед супружеством говорит и апостол Павел: «Глаголю же безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают. Неоженивыйся печется о Господних, како угодит Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене. Вдаяй браку свою деву, добре творит; и не вдаяй, лучше творит» (1 Кор. 7, 8, 9, 32, 38).

     Святые отцы о таинстве Брака говорили следующее:

Святитель Григорий Богослов: «Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается этой любви. В древности не только все благочестивым было приятно супружество, но плодом нежной супружеской любви были и таянозрители Христовых страданий - пророки (Моисей, Иезекииль), патриархи (Авраам, Иаков), иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что бодрых не земля породила... но все они - порождение и слава супружества» /c. 61. Творения. Ч.5. М., 1847/.

Св. Иоанн Златоуст (о разводе): «Разводиться - дело противное как природе, так и божественному закону. Природе - поскольку рассекается одна плоть, закону - поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и велел разделять» /с. 635. Творения. 2-е изд. Т.7. СПб., 1901/.

Св. Иоанн Златоуст (о деторождении и воспитании): «Рождения детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Потому то и человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителям и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем... образ Воскресения» /c. 162. Творения. 2-е изд. Т.4. СПб, 1898/.

«Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание» /с. 783. Т.4./.

Таинство Брака
 
    «Коль хочешь ты супругу взять,
    Четыре вещи должен знать:
    Во-первых, из семьи какой,
    Второе - хороша ль собой,
    И кроток нрав ее, иль крут,
    В-четвертых, что за ней дают.
    Коль все четыре хороши,
    Бог в помощь - под венец спеши».
 

Священство

    Рассмотренные ранее таинства - Крещения, Миропомазания. Евхаристии и Покаяния - необходимы для всех людей. Таинства же Священства, Брака и Елеосвящения не являются обязательными по отношению ко всем членам Церкви. Священство есть таинства, в котором Дух Святый, правильно избранного, через рукоположение святительское, поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово.

     О том, что Священство действительно есть Таинство, в котором сообщается Божественная благодать, или дар Святаго Духа, подтверждает само Св. Писание. Например, апостол Павел своему ученику Тимофею, который был поставлен епископом ефесским, говорит: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14), а в другом послании пишет: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6).

     В книге Деяний (Деян. 14, 23) говорится о том, что апостолы Павел и Варнава, когда проходили с проповедью по городам Листре, Иконии, Антиохии, то «рукополагали им пресвитеров в каждой Церкви».

     Священство, как таинство, имеет Божественное установление. Избрав апостолов, Иисус Христос дал им власть учить и совершать таинства.

     По вознесении же на небо, Спаситель ниспослал на них Святаго Духа, Который и облек их потребными для апстольского служения силами: (Деян 1, 8; 2,4). «Вы приимите силу, когда сойдет на вас Дух святый, и будете Мне свидетелями».

     Сделавшись высшими иерархами Церкви Христовой, апостолы, проповедуя учение Христово и устраивая в различных местах Церкви, избирали из среды верующих особых лиц, которым через молитву и рукоположение передавали благодать Священства.

     Первоначально ими были избраны диаконы (Деян. 6, 1-7), потом пресвитеры (Деян. 14, 23) и епископы, которым апостолы передали свою Божественную власть рукополагать и других, специально избранных и приготовленных людей (1 Тим. 4, 14; 2 Тим. 2, 2; Тит. 1, 5-9).

     Из приведенных мест Священного Писания ясно и определенно следует:

     О том, какие дарования сообщаются рукополагаемым в таинстве Священства, указывает апостол Павел: «Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей Таин Божиих» (1 Кор. 4, 1), или по-русски: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей Таин Божиих».

     В другом месте Св. Писания говорится: «Внимайте убо себе и всему страду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею» (Деян. 20, 28). В последних словах указывается на прямую обязанность пастырей - «пасти Церковь Господа и Бога», т.е. наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах.

     Видимая сторона таинства Священства состоит в возложении на посвящаемого архиерейских рук, соединенном с молитвой, от чего и это таинство называется иначе хиротонией, т.е. рукоположением. Совершается таинство всегда в алтаре за Божественной литургией. Посвящение в каждую степень бывает не в одно и то же время. Так, диакон посвящается после освящения Св. Даров, пресвитер - сразу после великого входа перед освящением Даров, а епископ - в самом начале Литургии, после входа с Евангелием.

     Диакон и пресвитер рукополагаются одним епископом, а епископ - собором епископов, которых в крайнем случае должно быть не менее двух. При совершении архиерейской хиротонии на главу посвящаемого возлагаются не только руки епископов, но вместе полагается и Евангелие письменами в них в знак того, что свое посвящение архиерей невидимо принимает от Самого Иисуса Христа, как Пастыреначальника.

     Невидимое действие благодати таинства священства состоит в том, что посвящаемому через рукоположение святительское подается соответственно его будущему служению благодать священства от Святаго Духа.

     Апостолы, руководимые Св. Духом, учредили три степени Священства: диаконскую, пресвитерскую и епископскую. С того времени и поныне через епископское рукоположение Св. Дух поставляет пастырей Церкви Христовой (Деян. 20, 28) и это, по слову Самого Спасителя, продолжится до скончания века (Мф. 28, 20).

     Подаваемая в таинстве Священства Божественная благодать одна, но сообщается посвящаемым в различной степени: в меньшей - диакону; в большей - пресвитеру, и еще в большей - епископу, чем указывается на различие их служения.

     Диакон лишь служит при таинствах; Пресвитер совершает таинства в зависимости от епископом; Епископ же не только совершает таинства, но имеет сласть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать их. О том, что епископская степень совершенно отдельная от пресвитерской по благодати и власти есть высшая степень Священства, говорит апостол Павел: «Сего ради оставих тя в Крите, да недоконченная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры» (Тит. 1, 5).

     «Руки скоро не возлагай ни на кого же» (1 Тим. 5, 22). Здесь следует заметить, что в Церкви существуют еще особые наименования или титулы: митрополит; экзарх, архиепископ, архимандрит, протопресвитер, протоиерей, иеромонах, архидьякон, протодьякон - это не суть отдельные степени священства, а составляют только различные почетные титулы, присвояемые лично священнослужителю.

     Очень высоко оценивали и понимали Священство как таинства святые отцы Церкви.
Св Иоанн Златоуст («шесть слов о священстве» см. т.1. Настол. книга священнослужителя. М., 1977) пишет: «Священство, хоты совершается на земле, но принадлежит к порядку небесных учреждений. Ни человек, ни ангел, ни архангел, ни другая какая сотворенная сила, но Сам Утешитель установил это служение и побудил пребывающих во плоти подражать службе ангелом».

     Святитель Григорий Богослов: / с. 620. Наст. Книга свящ. Т.1 / «Править человеком, самым хитрым и изменчивым животным, по моему мнению, действительно есть искусство из искусств и наука из наук», потому что наше врачебное искусство гораздо труднее, а следственно, и предпочтительнее искусства врачевать тела, но оно труднее еще и потому, что последнее мало заглядывает вглубь, более же занимается видимым, напротив того, наше врачевание и попечение все относится к «потаенному сердца человека» (1 Пет. 3, 11).

     Многие святые отцы поэтому отказывались принимать на священническое служение, по причине его высоты, святости и сложности. Некоторые из них даже бежали (Иоанн Златоуст, св. Григорий Богослов, св. Василий Великий), когда их убеждали в необходимости принять пастырское служение.

Елеосвящение

     Елеосвящение - есть таинство, в котором, при помазывании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

     Таинство Елеосвящения называется иначе соборованием, потому что по древнему обычаю совершается собором семи (7) священников. Нужно, однако, заметить, что по нужде оно может быть совершено и одним священником.

     Таинство Елеосвящения установлено Самим Иисусом Христом. Посылая 12-ть учеников Своих на проповедь по городам и селениям земли Иудейской, Господь дал им власть исцелять всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10,1). И Апостолы, по свидетельству евангелиста Марка, проповедуя учение Христово, «мазаху маслом многи недужные, и исцелеваху» (Мк. 6, 13).

     Затем Апостолы передали это таинство священнослужителям Церкви, о чем свидетельствует апостол Иаков: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные ,и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. 5, 14-15).

     Видимая сторона таинства Елеосвящения включает:

     Употребляемые при таинстве Елеосвящения зерна пшеницы, в которые водружаются 7 стручцов (кисточек), обвитых ватой или хлопчатой бумагой, 7 свечей и поставляется сосуд с маслом - служат знаком укрепления, возрождения и воскресения тела болящего. Семь свечей употребляются в знак семи даров Св. Духа; в елей вливается красное вино в память того, как упоминаемый в притче Господней милосердный самарянин возлил масло и вино на израненного разбойниками человека (Лк. 10, 30-34). Больному и всем присутствующим при совершении таинства даются в руки возженные свечи в знак усердной молитвы и веры в Господа Иисуса Христа.

     Невидимое действие благодати Божией, подаваемой в таинстве Елеосвящения состоит в том, что:

     В Римо-Католической Церкви существуют следующие различия:

     Немощи телесные и душевные имеют своим происхождением человеческую природу. Согласно христианскому воззрению, источник телесных болезней заключается в грехе.

     На эту связь телесной болезни с греховностью явным образом указывает нам Сам Спаситель в евангелии: «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо... Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 3-5). После чего расслабленный получил исцеление.

     Однако, следует отметить, что не все без исключения болезни - непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Такова была болезнь Иова, а также слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). И все же большая часть болезней признаются в христианстве последствием греха, и этой мыслью проникнуты молитвословия таинства Елеосвящения.

     Здоровье и исцеление с религиозной точки зрения рассматриваются как милость Божия, а настоящее исцеление - следствие чуда, хотя бы и совершившееся посредством человеческого участия. Чудо это совершается Богом, причем не потому, что физическое здоровье - высшее благо, но потому, что это явление Божественной силы и всемогущества, которое возвращает человека обратно к Богу.


Copyright 2007 © Boris Gureev
По всем вопросам - E-mail: guboris@rambler.ru
          Яндекс.Метрика