Информационный портал города Кандалакши

Модераторский раздел ]

О творчестве Николая Колычева

Обсуждаем творчество кандалакшских поэтов и писателей

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Виталий Сталь » 05 фев 2010, 02:19

Следуя Вашему, Наталья Павловна, совету Коржову почитать "где-то после ст. 7", я тоже почитал. Что касается М.М.Белых - понравилось, и он сам, и как его описали. Очень интересно! Потом пошёл недолгий спор о том, православный ли поэт Колычев, или нет.
Наталья писал(а):Нашла на Стихире критическую статью "Алгебра и Гармония" Игоря Козлова-Капитана. Ссылка: http://stihi.ru/2007/12/06/2537
Чтобы не тратили время на поиск в большой статье упоминания Николая Колычева, привожу цитату:

"Николая Колычева можно ли назвать православным поэтом? К сожалению,— нет. Потому что его поэзия очень неровная, противоречивая, и сам он, как христианин, в процессе становления, по стихам это очень хорошо видно. Но ряд его стихотворений будет украшением антологии православной поэзии. Наталью Пискунову я бы, не задумываясь, назвал православной поэтессой, хотя Колычев в лучших стихах сильнее".

А вообще статью советую обязательно прочесть. Не пожалеете!


Читал Колычева и никогда не задумывался над этим, православный он или нет. Коржов заявил, что, конечно, православный. В свете последних широких мероприятий по "воцерковлению" нашей, утратившей веру при Советах, матушки России, не могу смолчать. Скажу сразу, я человек глубоко неверующий. Для краткости - атеист. Как-то один, близкий мне человек, заявил, что атеизм - стыдная болезнь, о которой не принято говорить. Что творится? То мы дружно громим церкви на светлом пути к коммунизму, теперь, бросив это безнадёжное дело строить коммунизм, разгромив всё обратно, бросились в другую крайность - возрождать "утерянную" веру. Я не сторонник громить что-либо. Религия - неотъемлемая часть культуры. Я прочёл всю каноническую библию, интересуюсь религиозной литературой просто как мало-мальски культурный человек (позволю себя так назвать). Теперь у меня (буду говорить от своего лица) эту культуру хотят отобрать. Всё, что творится в этом плане, можно свести к лозунгам: "Нет России без православия", "Культурный человек - православный христианин" и т.д. и т.п. и в, конце концов, "Поэтом русским может быть только православный!". Последнее есть и в словах Коржова, и в Ваших словах. Прочитал я эту статью "Алгебра и Гармония" и ПОЖАЛЕЛ! "Разбор" Макаревича, Розенбаума, Гребенщикова по косточкам фраз из песен с "православной" точки зрения - просто мыльный пузырь, надутый воздухом абсурда! Даже слегка тронь - лопнет. Правду говорят, и в Африке найдётся папуас, который будет учить чукчу спасаться от холода. Хочется крикнуть: «Причём тут православие?». Ан, нет, православие теперь при всём. Никого, тем более верующих, не хочу обидеть. С упоением читаю Колычева, поистине певца России, но, оказалось, и его надо втиснуть в рамки веры. А его спросили? Коржов правильно сказал, вера – глубоко личное чувство каждого. Николай Владимирович может и сам заявить об этом. Не захочет – его дело. Причина – не важна, либо личное, либо стыд «болезни атеизма». Упоминать в искусстве боге – дело обычное: искусство, вера – суть культура. И вовсе не вера – суть искусство и культура. Повторю, говорю только лично от себя, выражаю только личное мнение. Есенина (его поэзию) тоже хотели «склонить» в веру. Да что-то не вышло. Уж очень Сергей Александрович пошумел и в стихах и в жизни. Какое там религиозное смирение. Вот, честно скажу, почитав дебаты на тему «значение веры в поэзии» (немного утрирую, конечно), я почувствовал, как лично у меня, неверующего человека, уже и Колычева хотят отнять. Вы, конечно, возразите, да и «Гармония Противоречий» у меня под рукой, никто её не отнимает. Но я говорю о чувстве. Великая глупость была, когда в Советском Союзе довели до того, что верующим быть было стыдно, как прокажённому! Так теперь мы эту глупость повторяем, только с точностью наоборот. Жаль Россию. Так мы её не возродим. Если вообще надо что-то возрождать. Россия была до нас, будет и после. Простите за объём. Наскучил? Наболело!
De profundis
Виталий Сталь
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 03 июн 2009, 18:06
Откуда: Мурманск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Наталья » 05 фев 2010, 19:58

О понятии "православный поэт" и о том, можно ли считать Николая Колычева православным поэтом, мы еще поговорим. А пока я хочу ответить на вопрос Виталия, как появилось в книге "Гармония противоречий" стихотворение Ольги Фокиной. Интервью взяла у жены Николая Веры Колычевой:

Во время проведения славянского хода "Россия, Русь, храни себя, храни", посвященного 70-летию Н.М. Рубцова, участники посетили места, связанные с жизнью поэта. Были и в Вологде, в тамошнем отделении Союза писателей России. Фокина с порога спросила: "Колычева привезли?" Она забрала Николая к себе домой и, пока все остальные посещали музеи и памятники, Коля и О.А. общались за рюмкой чая. Выяснилось, что Колино детство прошло в том же районе (село Пинега), откуда родом сама О.А., на что она сказала: "То-то я вижу в стихах твоих что-то родное, знакомое. Мы же с тобой практически из одного болота вышли". Когда возникла идея книги "Гармония противоречий", Коля позвонил ей и попросил написать вступительную статью, на что Фокина ответила, что статья вряд ли получится, а стихотворение, посвященное Колычеву, она уже написала и отправила письмом. Издатель оценил его. Так в книге появились и статья Иванова, и посвящение Фокиной.
Аватара пользователя
Наталья
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:53
Откуда: Можайск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Виталий Сталь » 08 фев 2010, 15:58

Спасибо за информацию о стихотворении О.Фокиной. Пожалуй, я узнал всё, что хотел. Думаю, если собрать антологию стихотворений-посвящений, это стихотворение О.Фокиной заняло бы в ней заметное место.

Что касается темы православия. Может просто "неудобная" тема, вот и молчание?
De profundis
Виталий Сталь
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 03 июн 2009, 18:06
Откуда: Мурманск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Наталья » 08 фев 2010, 16:24

Виталий! Тема не то чтобы неудобная. Она очень сложная, требует ответа сразу на несколько вопросов.
Что такое вера и может ли вообще человек жить без веры? Может ли поэт писать без веры? В чем суть православия? Можно ли считать человека православным, если он не знает молитв, не соблюдает посты, не ходит в церковь?
Хотела ответить Вам Елена Злобина, организатор фестиваля православной песни и поэзии "Серебряная Псалтирь", но, очевидно, не может пока выбрать времени (или забыла пароль для входа в Гостиную).
Подождем еще немного. Если Елена не ответит, начнем сами потихоньку разбираться.
Аватара пользователя
Наталья
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:53
Откуда: Можайск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Виталий Сталь » 08 фев 2010, 16:47

Наталья писал(а):Виталий! Тема не то чтобы неудобная. Она очень сложная, требует ответа сразу на несколько вопросов.
Что такое вера и может ли вообще человек жить без веры? Может ли поэт писать без веры? В чем суть православия? Можно ли считать человека православным, если он не знает молитв, не соблюдает посты, не ходит в церковь?
Хотела ответить Вам Елена Злобина, организатор фестиваля православной песни и поэзии "Серебряная Псалтирь", но, очевидно, не может пока выбрать времени (или забыла пароль для входа в Гостиную).
Подождем еще немного. Если Елена не ответит, начнем сами потихоньку разбираться.


Да, тема не простая. Вы расширили её до глобальных вопросов. Я же хотел начать с малого. Если кратко. В недавнем прошлом у нас яростно изгонялись из культуры верующие, теперь с не меньшим азартом из культуры изгоняются неверующие. Из огня да в полымя? Так ли это? У меня, лично, сложилось такое впечатление. Подождём... И ещё, если будут мнения, то конечно, хочется услышать их в соотносительности с поэзией Н.Колычева. Во-первых: не хочется отклоняться от темы ветки форума; во-вторых: я задал вопрос в свете возникшей дискуссии "православный поэт Н.Колычев, или нет, или ещё нет..."
Виталий Сталь
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 03 июн 2009, 18:06
Откуда: Мурманск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Наталья » 11 фев 2010, 09:51

Виталий, вопрос Вы поставили очень сложный. И никуда мы не уйдем от ответа на мои вопросы. Чтобы понять, православный ли поэт Колычев, надо все же определиться с понятием "православный поэт". Мыслей у меня и стихов у Николая на эту тему очень много — впору целую книгу писать, а надо уложиться в размер одного сообщения. Пока не получается. Может, в выходные соберусь с мыслями.
Что же касается того, что сейчас только верующие могут писать, Вы, конечно, неправы. Ради Бога, пишите все — и те, кто ходит в церковь, и те, кто не знает туда дороги. Я в церковь не хожу, молитв не знаю, посты не соблюдаю, но к верующим отношусь очень бережно и с уважением. Когда мне самой бывает в жизни больно и страшно за своих близких, больше всего хочется помолиться.
Аватара пользователя
Наталья
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:53
Откуда: Можайск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Наталья » 11 фев 2010, 14:32

Я все думаю: можно ли назвать православным поэта, который не пишет о религии, не обращается в своих стихах к Богу, но произведениями своими заботится о сохранении душевной чистоты в человеке, если его стихи фактически являются проповедниками заповедей православной религии?
Аватара пользователя
Наталья
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:53
Откуда: Можайск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Виталий Сталь » 11 фев 2010, 20:45

... и отсюда будет следовать, что забота о сохранении душевной чистоты в человеке суть прерогатива исключительно православия! Вы сами с этим согласитесь? По большому счёту, любая религия (не в счёт всякого рода экстремизм) проповедует то же самое. Да что там религия, моральный кодекс строителя коммунизма чем хуже?

Сегодня специально перечитывал Н.Колычева. Естественно, вся его поэзия - о душевной чистоте в человеке, и тогда, когда он пишет о природе, и когда о любви, и когда о мире внутри нас и окружающем нас. Естественно, употребляя религиозную символику (Бог, Душа, Рай, Ад) он имеет ввиду Православие. Естественно, он проповедует добро и чистоту в своих стихах. Но является ли это суть проповедь православного христианства? Думаю, нет. В бОльшей части стихов Н.Колычева нет религиозной символики вообще, а конкретно православной - и того меньше. Я бы сказал, Николай Владимирович проповедник Земли Русской, Русской культуры.

Для иллюстрации (или сравнения) приведу стихотворение типично православно-христианского поэта:

Ирина Поливцева
ПЕЧЕНГА

Когда отяжелевшая душа
Идет ко дну и рвутся к Богу нити –
Чтоб научиться заново дышать,
Ты поезжай в Печенгскую обитель.
Вдохни всей грудью - воздух-то какой!
Молитвенный, пречистый, благодатный!
Незримо Трифон мудрою рукой
Благословит, как чад своих когда-то.
И время остановится - ведь здесь
Иное, восходящее пространство:
Дух вековой намоленности есть
В церквушке небогатого убранства.
Здесь сто шестнадцать иноков лежат,
Врагами иноземными убиты...
Они с тех пор как лебеди кружат,
Струится с крыльев благодать молитвы.
К ним обратясь с надеждой, призовем
О нас до Бога донести прошенье,
Что часто не по-Божески живем,
Но путь пошлет нам за грехи прощенье...
-Благослови, священник, в дальний путь!
Исчез за поворотом крест на крыше,
Но птицы кружат - очищенья суть...
Чем ближе город - шелест крыльев тише...

Это, я считаю, православно-христианская поэзия.

Я сейчас просто представил себе книгу, на обложке которой будет написано "Стихи православного поэта Н.Колычева". Согласитесь, звучит несколько нелепо. Но допускаю такое: "Православные стихи поэта Н.Колычева". Такая книга будет содержать не очень большую часть стихов Н.Колычева. Конечно, Николай Владимирович ещё напишет замечательные стихи, и православные в том числе.
А заботиться о сохранении душевной чистоты в человеке - задача любого поэта. Простое умение сработать красивую рифму ещё не даёт право называться поэтом.
De profundis
Виталий Сталь
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 03 июн 2009, 18:06
Откуда: Мурманск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Ольга » 11 фев 2010, 20:47

Наташа!
Как же Колычев не обращается к Богу?
А его стихотворение, которое я посчитала и продолжаю считать переложением молитвы "Отче наш" (хотя сам Николай это стихотворение молитвой не считает)?
Вот оно:

***
Отче наш…
Шепчу слова молитвы
И целую взглядом небеса.
Далеко-далёко от земли Ты…
Но — во мне, и в поле, и в лесах…

Да святится имя… Словно песня!
Да приидет царствие Твое…
Волею Твоею все воскреснем,
Бренный прах оставив на земле.

Даждь нам днесь наш хлеб насущный, Боже,
Долги наши пред Тобой — прости,
Якоже и мы прощаем тоже.
Господи, грехи нам отпусти.

Отче наш… любовь и утешенье,
Отче наш… заблудшим душам Спас.
Боже, не введи во искушенье
И гони лукавого от нас.


К Богу Николай Колычев обращается в стихах очень часто. На мой взгляд, в нем больше православной веры, чем во мне, чем во многих из нас. Но вот религиозным фанатиком я бы его не стала называть.
Ольга
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 02 дек 2008, 16:57
Откуда: Оленегорск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Наталья » 11 фев 2010, 21:29

Да нет, Оля, когда я задавала этот вопрос, я не относила его к Николаю. Это просто мои рассуждения о каком-то поэте вообще, о сути православия в поэзии. В принципе, поэзия — это суть молитва, потому что и то, и другое идет из глубины сердца. А у Николая стихов на заказ, наверное, и нет, каждое — из глубины сердца.
А к Богу, к Душе он обращается очень часто. Конечно же, он поэт православный, как и Геннадий Иванов. Сегодня весь вечер читала его духовные стихи на твоем сайте http://www.lukicheva.narod.ru/themes/duhov.htm
Хотела привести какие-то цитаты, отдельные фразы, образы, но очень трудно из стихов Николая вычленить что-то важное, оставив вне всякого внимания неважное. Неважного у него нет. Готовьтесь, будет небольшая подборка стихов, подтверждающих православность нашего поэта.

***
Ах, детство, детство. Игры спозаранку,
Звон битых стекол и соседей вой.
Без приключений — что за погулянка?
О, ужас возвращения домой!

Трясутся ноги, сердце холодеет,
Но всё ж идет к родителям дитя,
Гадая: поругают или взгреют?
Надеясь: пожалеют и простят.

Душа моя, когда Господь прикажет
Придётся и тебе домой идти.
Я трепещу заране: «ох, накажет!»
Но всё ж грешу, надеясь, что простит.


Есть мысли о Боге? Есть! Человек — это, по словам Колычева, дитя, а Господь — отец, который, может быть, не очень сильно накажет свое дитя за его шалости. Вот отрывок из другого стихотворения:

Как много нынче нищих на дорогах!
Я шёл, считая, но устал считать.
У магазинов просят «ради Бога».
И стыдно мне, что нечего подать.

Ну что, душа, задумалась о небе?
О Вере, без которой жить нельзя.
Задумалась... Как нищенка о хлебе.
Поскольку хлеба нет. И негде взять.

И хочется бежать — куда подале.
Но разве от себя мы убежим?
Мы Родину как Господа распяли,
Потворствуя властителям чужим.

Не от гвоздей ли так кровавы грозди
На скорченных рябиновых руках?..
Но! Как ясны во мгле промозглой звёзды!
Но! Как белы из темноты снега!

Ведь сам Христос, рожденный в мире страшном,
Его своим страданьем воскресил.
Быть может, тьма и мерзость жизни нашей —
Начало воскресения Руси.


И здесь — мысли о Руси переплетаются с думами о Христе, который мучился, был распят, но потом воскресен. Вот как высоко ставит поэт свою Родину, как надеется на ее воскресение!
Далее — первая часть стихотворения "Ковда" (целиком можно прочесть на страничке поэзии Колычева):

КОВДА

Игумену Аристарху
1

Над водою — синий воздух,
Хороводом — к дому дом.
Привела дорога в Ковду,
Видишь — церковь за мостом.

Как же здесь не помолиться!
Лишь переступив порог —
И — рука ко лбу стремится,
И к тебе снисходит Бог.

Поднимись на колокольню,
Глянь — какая красота!
Пей во все глаза раздолье —
Эту ширь и эту даль.

Вот где воля без оков-то!
Вот где близко до небес!
Из глубин былого Ковды
На скале — поклонный крест.

Я брожу от зданья к зданью,
Кепку теребя в руках.
Что ж дома сомкнули ставни?
Что ж все двери на замках?

Расставанье. Час отъезда.
Замираю на мосту.
Вот — ей-Богу — свято место!
Отчего ж так пусто тут?


Как видите, описание одного из любимых мест поэта, села Ковда, тоже связано с Богом: "И — рука ко лбу стремится, и к тебе нисходит Бог". Далее мое любимое стихотворение, ставшее песней:

НЕПОСТРОЕННЫЙ ХРАМ

Сопка простёрлась двуглавым орлом над дорогою,
Древние камни внимают протяжным ветрам.
В речку со склона взглянула церквушка убогая
И несказанно прекрасный увидела храм.

Храм отразился в реке небывалою небылью,
Светлой мечтой о великой счастливой стране.
Словно сквозь грёзы привиделось то, чего не было,
Словно сквозь слезы привиделось то, чего нет.

Люди, придите, взгляните, родные, хорошие!
Видите, там, среди серых бесстрастных камней
То ли разбившийся храм безвозвратного прошлого,
То ли несбывшийся храм наших нынешних дней.

Люди, очнитесь! Проснитесь, селенья окрестные!
Люди, спуститесь к реке, чтобы на чудо глядеть!
Чёрные зданья торчат над безвидною местностью.
Тёмные тени молчат, не спускаясь к реке.

Осень рыданья несёт над холмами и топями
И наполняет дождливой слезой облака.
В небо глядит из реки нерождённый утопленник,
Песню непетую в море уносит река.

Люди, придите, нельзя не жалеть об утраченном!
Люди, взгляните, задумайтесь, что впереди!..
Дух преподобного Трифона ангелом плачущим,
Нас осеняя, над грешной землёю летит.

Единосущная и Нераздельная Троица,
Нашу страну и народы её пожалей.
Господи, силы нам дай, чтоб молиться и строиться!
Храм, отражённый в реке, сотвори на земле!


О чем это стихотворение? Об утраченной вере, о необходимости исцеления душ. Поэт понимает, что с людьми творится беда, что теряют они силу и веру, разрушаются храмы их душ, и обращается за спасением к Единосущной и Нераздельной Троице.
Еще одно, страшное стихотворение. О том, что становимся мы жестокими и равнодушными, о том, что гибнут люди, и это становится для нас обыденным, привычным:

***
Приморозило. И снег уже — стойкий.
За окном — в сугробах — автомобили.
Бич на улице замёрз. На помойке.
Нынче ночью. Поутру — вывозили.

Что с того? Однажды смерть встретит каждый.
Может, к лучшему — отмучился, бедный.
Он, вообще-то, был нисколько не страшный,
Не назойливый, не наглый, не вредный…

Смерть одна, да помираем — все розно.
Жизнь одна, да всяк по своему мерит…
А в подъезде он, поди, не замёрз бы.
Но вы видели подъездные двери?

Я проснулся нынче ранней порою,
Я глядел в окно — его увозили.
Вы стучитесь — учат нас — вам откроют…
Вряд ли кто-то вам откроет в России.

Умер бич. Не друг, не враг… Просто — лишний,
Только сердце болью стиснуло — ой, как!..
Ведь Христос всегда ходил к людям — нищим.
Кто мне скажет, кем он был — бич с помойки?

Малодушны стали мы, узколобы!
Обезлюбели, мечтая о чуде…
Человек — он всякий — Богу подобен.
Постучит Христос — вы впустите, люди?

…Сам себе организую попойку,
Ночь повиснет за окном темью вязкой…
Бич на улице замёрз. На помойке.
Ну, и Бог с ним…
И Бог — с ним!
А я — с кем?!..


Автор говорит о том, что каждый человек подобен Богу, а мы, малодушные, узколобые, "обезлюбели", потому нас и не тревожит смерть какого-то бича с помойки. Поэт заставляет задуматься: "И Бог — с ним! А я с кем?"

И, наконец, приведу последнее (иначе придется половину книжки набирать):

***
Поутру я с кровати взлетел,
И молился. И Господа славил…
Был я ночью на Страшном Суде
(Сон приснился мне — явственней яви).

Вот когда я познал Божий страх!
Перед Тем, Кто был предан Распятью,
Мой духовный отец Аристарх
Мне представился нежным телятей.

Бог Господь, гнев великий лия
Вопросил: «Как ты жил, говори, тварь!»
И велико раскаялся я
За своё нераденье молитве.

Я винился в своей нелюбви,
В блудодействе, что бесам в угоду.
Я рыдал, лоб разбив до крови,
Проклиная беспутные годы.

Думал я, что за эти грехи
В преисподне гореть мне, стеная…
Но Господь вдруг простил… за стихи
И любовь к Заполярному краю.

Поутру (как силён Сатана!)
Помолившись, я плечи расправил
И на радостях выпил вина —
Сам себя со спасеньем поздравил.

… Тем же утром, смертельно устав,
Истощённый молитвенным бденьем,
Мой духовный отец Аристарх
Еле встал, намозолив колени…


Я привела только малую толику стихов Николая, в которых он обращается к Богу. Говорит он о спасении души? Говорит! Думает о том, как сохранить любовь к ближнему своему? Думает! Беспокоится о том, что люди стали жить без веры? Беспокоится! Он говорит о заповедях Божьих, и каждое слово его стихов идет из самого сердца, как молитва.
Виталий, я не стала пространно рассуждать и приводить доказательства принадлежности Николая Колычева к православной поэзии. За меня об этом сказали его стихи. Согласны со мной?
Аватара пользователя
Наталья
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:53
Откуда: Можайск

Пред.След.

Вернуться в Кандалакша литературная



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

cron
     Яндекс.Метрика