Да нет, Оля, когда я задавала этот вопрос, я не относила его к Николаю. Это просто мои рассуждения о каком-то поэте вообще, о сути православия в поэзии. В принципе, поэзия — это суть молитва, потому что и то, и другое идет из глубины сердца. А у Николая стихов на заказ, наверное, и нет, каждое — из глубины сердца.
А к Богу, к Душе он обращается очень часто. Конечно же, он поэт православный, как и Геннадий Иванов. Сегодня весь вечер читала его духовные стихи на твоем сайте
http://www.lukicheva.narod.ru/themes/duhov.htmХотела привести какие-то цитаты, отдельные фразы, образы, но очень трудно из стихов Николая вычленить что-то важное, оставив вне всякого внимания неважное. Неважного у него нет. Готовьтесь, будет небольшая подборка стихов, подтверждающих православность нашего поэта.
***
Ах, детство, детство. Игры спозаранку,
Звон битых стекол и соседей вой.
Без приключений — что за погулянка?
О, ужас возвращения домой!
Трясутся ноги, сердце холодеет,
Но всё ж идет к родителям дитя,
Гадая: поругают или взгреют?
Надеясь: пожалеют и простят.
Душа моя, когда Господь прикажет
Придётся и тебе домой идти.
Я трепещу заране: «ох, накажет!»
Но всё ж грешу, надеясь, что простит.Есть мысли о Боге? Есть! Человек — это, по словам Колычева, дитя, а Господь — отец, который, может быть, не очень сильно накажет свое дитя за его шалости. Вот отрывок из другого стихотворения:
Как много нынче нищих на дорогах!
Я шёл, считая, но устал считать.
У магазинов просят «ради Бога».
И стыдно мне, что нечего подать.
Ну что, душа, задумалась о небе?
О Вере, без которой жить нельзя.
Задумалась... Как нищенка о хлебе.
Поскольку хлеба нет. И негде взять.
И хочется бежать — куда подале.
Но разве от себя мы убежим?
Мы Родину как Господа распяли,
Потворствуя властителям чужим.
Не от гвоздей ли так кровавы грозди
На скорченных рябиновых руках?..
Но! Как ясны во мгле промозглой звёзды!
Но! Как белы из темноты снега!
Ведь сам Христос, рожденный в мире страшном,
Его своим страданьем воскресил.
Быть может, тьма и мерзость жизни нашей —
Начало воскресения Руси.И здесь — мысли о Руси переплетаются с думами о Христе, который мучился, был распят, но потом воскресен. Вот как высоко ставит поэт свою Родину, как надеется на ее воскресение!
Далее — первая часть стихотворения "Ковда" (целиком можно прочесть на страничке поэзии Колычева):
КОВДА
Игумену Аристарху
1
Над водою — синий воздух,
Хороводом — к дому дом.
Привела дорога в Ковду,
Видишь — церковь за мостом.
Как же здесь не помолиться!
Лишь переступив порог —
И — рука ко лбу стремится,
И к тебе снисходит Бог.
Поднимись на колокольню,
Глянь — какая красота!
Пей во все глаза раздолье —
Эту ширь и эту даль.
Вот где воля без оков-то!
Вот где близко до небес!
Из глубин былого Ковды
На скале — поклонный крест.
Я брожу от зданья к зданью,
Кепку теребя в руках.
Что ж дома сомкнули ставни?
Что ж все двери на замках?
Расставанье. Час отъезда.
Замираю на мосту.
Вот — ей-Богу — свято место!
Отчего ж так пусто тут?Как видите, описание одного из любимых мест поэта, села Ковда, тоже связано с Богом: "И — рука ко лбу стремится, и к тебе нисходит Бог". Далее мое любимое стихотворение, ставшее песней:
НЕПОСТРОЕННЫЙ ХРАМ
Сопка простёрлась двуглавым орлом над дорогою,
Древние камни внимают протяжным ветрам.
В речку со склона взглянула церквушка убогая
И несказанно прекрасный увидела храм.
Храм отразился в реке небывалою небылью,
Светлой мечтой о великой счастливой стране.
Словно сквозь грёзы привиделось то, чего не было,
Словно сквозь слезы привиделось то, чего нет.
Люди, придите, взгляните, родные, хорошие!
Видите, там, среди серых бесстрастных камней
То ли разбившийся храм безвозвратного прошлого,
То ли несбывшийся храм наших нынешних дней.
Люди, очнитесь! Проснитесь, селенья окрестные!
Люди, спуститесь к реке, чтобы на чудо глядеть!
Чёрные зданья торчат над безвидною местностью.
Тёмные тени молчат, не спускаясь к реке.
Осень рыданья несёт над холмами и топями
И наполняет дождливой слезой облака.
В небо глядит из реки нерождённый утопленник,
Песню непетую в море уносит река.
Люди, придите, нельзя не жалеть об утраченном!
Люди, взгляните, задумайтесь, что впереди!..
Дух преподобного Трифона ангелом плачущим,
Нас осеняя, над грешной землёю летит.
Единосущная и Нераздельная Троица,
Нашу страну и народы её пожалей.
Господи, силы нам дай, чтоб молиться и строиться!
Храм, отражённый в реке, сотвори на земле!О чем это стихотворение? Об утраченной вере, о необходимости исцеления душ. Поэт понимает, что с людьми творится беда, что теряют они силу и веру, разрушаются храмы их душ, и обращается за спасением к Единосущной и Нераздельной Троице.
Еще одно, страшное стихотворение. О том, что становимся мы жестокими и равнодушными, о том, что гибнут люди, и это становится для нас обыденным, привычным:
***
Приморозило. И снег уже — стойкий.
За окном — в сугробах — автомобили.
Бич на улице замёрз. На помойке.
Нынче ночью. Поутру — вывозили.
Что с того? Однажды смерть встретит каждый.
Может, к лучшему — отмучился, бедный.
Он, вообще-то, был нисколько не страшный,
Не назойливый, не наглый, не вредный…
Смерть одна, да помираем — все розно.
Жизнь одна, да всяк по своему мерит…
А в подъезде он, поди, не замёрз бы.
Но вы видели подъездные двери?
Я проснулся нынче ранней порою,
Я глядел в окно — его увозили.
Вы стучитесь — учат нас — вам откроют…
Вряд ли кто-то вам откроет в России.
Умер бич. Не друг, не враг… Просто — лишний,
Только сердце болью стиснуло — ой, как!..
Ведь Христос всегда ходил к людям — нищим.
Кто мне скажет, кем он был — бич с помойки?
Малодушны стали мы, узколобы!
Обезлюбели, мечтая о чуде…
Человек — он всякий — Богу подобен.
Постучит Христос — вы впустите, люди?
…Сам себе организую попойку,
Ночь повиснет за окном темью вязкой…
Бич на улице замёрз. На помойке.
Ну, и Бог с ним…
И Бог — с ним!
А я — с кем?!..Автор говорит о том, что каждый человек подобен Богу, а мы, малодушные, узколобые, "обезлюбели", потому нас и не тревожит смерть какого-то бича с помойки. Поэт заставляет задуматься: "И Бог — с ним! А я с кем?"
И, наконец, приведу последнее (иначе придется половину книжки набирать):
***
Поутру я с кровати взлетел,
И молился. И Господа славил…
Был я ночью на Страшном Суде
(Сон приснился мне — явственней яви).
Вот когда я познал Божий страх!
Перед Тем, Кто был предан Распятью,
Мой духовный отец Аристарх
Мне представился нежным телятей.
Бог Господь, гнев великий лия
Вопросил: «Как ты жил, говори, тварь!»
И велико раскаялся я
За своё нераденье молитве.
Я винился в своей нелюбви,
В блудодействе, что бесам в угоду.
Я рыдал, лоб разбив до крови,
Проклиная беспутные годы.
Думал я, что за эти грехи
В преисподне гореть мне, стеная…
Но Господь вдруг простил… за стихи
И любовь к Заполярному краю.
Поутру (как силён Сатана!)
Помолившись, я плечи расправил
И на радостях выпил вина —
Сам себя со спасеньем поздравил.
… Тем же утром, смертельно устав,
Истощённый молитвенным бденьем,
Мой духовный отец Аристарх
Еле встал, намозолив колени…Я привела только малую толику стихов Николая, в которых он обращается к Богу. Говорит он о спасении души? Говорит! Думает о том, как сохранить любовь к ближнему своему? Думает! Беспокоится о том, что люди стали жить без веры? Беспокоится! Он говорит о заповедях Божьих, и каждое слово его стихов идет из самого сердца, как молитва.
Виталий, я не стала пространно рассуждать и приводить доказательства принадлежности Николая Колычева к православной поэзии. За меня об этом сказали его стихи. Согласны со мной?