Информационный портал города Кандалакши

Модераторский раздел ]

О творчестве Николая Колычева

Обсуждаем творчество кандалакшских поэтов и писателей

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Дмитрий Коржов » 25 май 2009, 15:53

Ольга писал(а):Поместила на своем сайте (http://www.lukicheva.narod.ru) вступительную статью Ирины Пановой к книге Николая Колычева "И вновь свиваются снега..." Это — первая (1997 год) серьезная оценка творчества Николая Колычева.


Первая? Пересылаю статью о Колычеве, которую я готовил для трехтомника "Русские писатели ХХ века". Обратите внимание на библиографию.
Колычев Николай Владимирович (24.10.1959, Мурманск) — поэт, переводчик, прозаик.
Родился в семье инженера пароходства. После окончания восьмилетней и музыкальной школ в Кандалакше учился в Ленинградском арктическом училище (1975—1977), откуда был отчислен за недисциплинированность. Служил в армии. Затем работал электриком, шофером. В августе 1990-го основал в селе Лувеньга, что недалеко от Кандалакши, одно из первых в стране фермерских хозяйств. Крестьянствовал шесть лет, два года из них работал фермером в Норвегии. С 1998 года — в Мурманске: нигде не работает, живет литературным трудом.
Член Союза писателей России с 1991 г.


Первые поэтические публикации К. состоялись в кандалакшских газетах, в 1982 году, тогда же его стихи впервые увидели свет в столице — в альманахе «Истоки». Уже в 1987-м увидела свет первая книга поэта «Учусь грустить и улыбаться», после чего последовала серия публикаций в «толстых» литературных журналах «Нева» и «Север», альманахе «Поэзия». Как отмечал в отклике на эти публикации И. Панкеев, герою стихов К. не дает покоя постигшая современников «эпидемия равнодушия». Причину этой беды «герой К. …видит во все большем неумении людей любить друг друга: «…все беды на земле идут от вас, нелюбящие люди…» Этот герой, по мнению критика, «опасается людей с нелюбящими сердцами, так как они никогда не скажут о своей нелюбви: «Ведь нелюбовь провозглашать нельзя,/ она всегда прикрыта тайной маски…» (Панкеев И., С. 4).
К. работает в русле традиционной русской поэзии. «Как подлинно русский поэт, он не поставил слово в услужение смеховатой развлекательности или метафорической эквилибристике. …Он выбрал некрасовско-рубцовское, главное русло русской поэзии…» — отмечает В. Тимофеев (Тимофеев В., С. 3). Среди его предшественников критики называли Сергея Есенина, Николая Рубцова и Павла Васильева. По мнению Д. Коржова «связь с Есениным, с идущей от него поэтической традицией, видится… наиболее крепкой и заметной». Поэты родственны «и по интонации (залихватски-хулиганской порой, но, по сути, всегда отчаянно-грустной, бедовой), и конструктивно, …и тематически» (Коржов Д., С. 150).
Как Есенин и Рубцов, К. — поэт подлинно национальный, очень русский — от корней, от истоков России. Тема Родины для него — главная, определяющая. Россия, родная земля так или иначе присутствует во всех стихах третьего его поэтического сборника «Звонаря зрачок» (1993). «Я люблю… Я верую в Россию! Жить нельзя без веры на земле…» — пишет поэт. Он остро, болезненно переживает сегодняшнее российское лихолетье. Стихи К. о современной России страшат и ранят: «Вымираем… И женщинам страшно рожать…» («Вымираем…»). Россия К. трагична, но при этом, несмотря ни на что, прекрасна. Противоречивость русской жизни, где «то жизнь гармошку растянет», то «смерть гармошку сожмет», К. ощущает точно и зримо: «Россия — гармония противоречий…». Но, что бы ни происходило со страной, остаются нерушимыми, незыблемыми святые для каждого русского человека вещи — те, в которые стоит верить. Именно отсюда исходит уверенность поэта в неизменном восхождении «из дряни — к куполам золоченым», вера в то, что постигшее Родину несчастье временно.
Часть критиков упрекали К. за то, что подчас в его поэзии «на смену метафорическому осмыслению приходит откровенная публицистика» (Рябинина Т., С. 65). На это же указывает и Г. Иванов: «В стихах Николая слишком много страсти, которая зачастую идет от публицистического настроя поэта… — и получается много шума. Думаю, Николаю надо бы к некоторым стихотворениям вернуться и поработать над их внутренним содержанием, убирая внешнее. И не надо крика. Крик вообще может убить поэзию…» (Иванов Г., С. 79). И все же, как отмечает большинство исследователей творчества К., «поэт не капитулирует перед временем, выстоять в схватке с «веком-волкодавом» ему помогает вера в Россию…» (Рябинина Т., С. 65).
«Шесть лет Колычев занимался сельским хозяйством, и отсюда — …цикл точных поэтических этюдов, где обычная деревенская картинка наполняется вдруг глубоким смыслом и подается так, что сжимается сердце: «Мычит, как будто просит: «Пожалей!»/ Обиженно мычит, вот-вот заплачет,/ И хочется жалеть и быть добрей/ Тому, кто слышал этот плач телячий./ И радости счастливым холодком/ Тончайший нерв задет и сладко стонет,/ Когда телок шершавым языком/ Выпрашивает ласку у ладоней…» («Теленок») — пишет в рецензии на книгу «Звонаря зрачок» А. Рыжов (Рыжов А., С. 2).
Другое, созвучное упомянутому, стихотворение К. «Ветер, ветер…» цитирует В. Маслов: «Задержись, пора ночная, на земле!/ Не всходи на небо алая заря!../ Сколько лет скотину холил да жалел,/ А наутро буду резать да шкурять…» Как отмечает критик, «с сотворения мира это — резать скотину, когда подойдет срок — было, и ни один поэт не решился тронуть это. И вот — переломился мир на этом, душа поэта переломилась!» (Маслов В., С. 3).
«Это — крик, от которого страшно становится. Вместе с тем герой стихотворения понимает, что «резать да шкурять» — естественная для крестьянского бытия необходимость, вынужденная жестокость…» (Коржов Д., С, 154).
К. последовательно традиционен, чужд экспериментам в области формы. У него «стих сколочен крепко, поставлен, как добрая изба, и отделан даже с некоторым щегольством» (Андреева О., С. 84). Если же говорить о содержании стихов, то здесь он не просто традиционен, но патриархален. Вековой, исконный уклад русской жизни лежит в основе его поэзии, это стержень, цементирующая идея мира, который создает в своих стихах поэт. Это особенность ярко проявляется в наиболее полном собрании стихов К. — изданной в Москве книге «И вновь свиваются снега…» (1997). И работа на земле — неотъемлемая часть мира, о котором нам рассказывает автор. «Дом» в его понимании — это патриархальный, крестьянский дом, с огородом, хозяйством. Для хозяина такого дома
естественна спаянность с природой, как пишет К.: «Я ведь тоже природа — как ветер, как лес, как трава…».
Столь же естественна для патриархального крестьянского мира и вера в Бога. В стихах К. вера в Господа проявляет себя порой — ярко и торжественно, и всегда — достойно: «Здравствуй, сладкая Пасха! — веселье разливов весенних./ Здравствуй, радостный свет — половодье растаявшей тьмы./ Мы воскреснем! Сегодня — не верить нельзя в воскресенье,/ Потому что едины — и Бог, и природа, и мы…» («Пасха»). Собственно духовных стихов у К. немного, но они неизменно хороши. Это и «Звонарь», и «Прощеное воскресенье», и другие — в книге «И вновь свиваются снега…» такие произведения составили отдельную главу.
В последнюю книгу К. — «…Поэты выпадают в небо…» (2000) — вошли стихи о поэте и поэзии, в том числе поэтические посвящения Пушкину, Есенину, Рубцову, поэту-мурманчанину Владимиру Смирнову. В этих и других стихотворениях автор глубоко и просветленно размышляет о доле поэта в России: «Но на Руси за Божий дар поэт всегда платил судьбою…» («Рубцов»); сути поэтического ремесла. Как отмечают критики, К. очень четко обозначает богоданность поэзии: «Для автора очевидно, что его возможность видеть то, что «шире восприятья, ниспослана свыше, его сверхчувственные способности божественны по своему происхождению…» (Коржов Д., С. 156).
В последние годы поэт обратился к прозе. Уже несколько лет он работает над романом о блаженном Феодорите Кольском и Святом Трифоне Печенгском — первосвятителях саамов — коренного населения Кольского края.
Публиковался в журналах «Нева», «Роман-газета ХХI век», «Молодая гвардия», но наиболее тесные творческие связи у К. сложились с петрозаводским журналом «Север».
К. — стипендиат Союза писателей России и Фонда мира (1992), лауреат премии администрации Мурманской области за достижения в области профессионального мастерства (1994).
Соч.: Цветы и люди. Мурманск. 1987; Учусь грустить и улыбаться. Мурманск, 1990; Звонаря зрачок. Мурманск. 1993; Звонаря зрачок – Kellonsoittajan Silmotera/ перевод на финский Марти Хининена. Мурманск. 1995; И вновь свиваются снега… М., 1997; Косолапые ботинки: стихи для детей. Мурманск. 2000; Поэты выпадают в небо… Мурманск. 2000.
Лит.: Панкеев И. Нелюбовь провозглашать нельзя// Лит. газета. 1988. 20 июля, С. 4; Маслов В. «Спаси меня, земля!»// Лит. Россия. 1994. 17 июня, С. 7; Рыжов А. «Россия — мой пречистый Спас…»// Заполярная руда. 1996. 25 декабря, С. 2; Андреева О. Обрести свой голос// Мурманский берег. Мурманск. 1998. №4, С. 77-93; Рябинина Т. «Сад ветвящихся дорожек»// Мурманский берег. Мурманск. 1998. №4, С. 46-76; Иванов Г. «Это набегают новые минуты»// Роман-газета ХХI век. 1999. №3, С. 78-79; Коржов Д. «Есть радости на белом свете!»// Север. 1999. №9, С. 150-157.
Дмитрий Коржов
 

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Ольга » 25 май 2009, 20:01

Дима, за статью спасибо. Эту энциклопедию видеть не пришлось — есть ли она вообще у нас в Оленегорске? Поспрашиваю у моих бывших коллег. Еще бы страницы указать, на которых эта статья помещена — и можно ее поставить в колычевский блок моего сайта — с твоего разрешения.
Из перечисленных литературоведческих материалов не видела только статью Панкеева, буду в Мурманске — попробую найти в ОНБ. О существовании этой статьи даже и не знала. Все остальное — либо более позднее, либо менее емкие. По серьезности же со статьей Пановой о колычевской поэзии могу сравнить лишь твои работы. Они у меня выставлены.
Более полный библиографичеcкий список см. здесь — http://www.lukicheva.narod.ru/Kolichevapage/kr/bgf.htm
Ольга
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 02 дек 2008, 16:57
Откуда: Оленегорск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Наталья » 26 май 2009, 10:39

Дмитрий, а Вы не хотите разместить эту статью и в разделе "Критика" МурманЛита? Ее там явно недостает.
Аватара пользователя
Наталья
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:53
Откуда: Можайск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Дмитрий Коржов » 27 май 2009, 08:28

Наталья писал(а):Дмитрий, а Вы не хотите разместить эту статью и в разделе "Критика" МурманЛита? Ее там явно недостает.


Пока нет. Ее надо бы обновить. Она ведь достаточно давняя. И еще я ее предполагал Геннадию Викторовичу переправить...
Дмитрий Коржов
 

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Михаил Деев » 27 май 2009, 12:25

Добрый день!
Несколько слов о поднятой уже давно теме... Геннадий Викторович Иванов совершенно прав. Рая не будет. Легко не будет. Устроенности элементарной жизненной тоже не будет. Это — судьба, и человеческая, и поэтическая. "Поэты ходят пятками по лезвию ножа..." Это мы все знаем, но не задумываемся над этим. Пока самому не придется вот так же "...резать в кровь свои босые души..." Без судьбы нет поэта. Кто-то из французов, может быть Поль Верлен, сказал, что поэт пробует на себе все яды, изобретённые человечеством... Это составляет суть его жизни. Поэтому все мысли вроде того, что "создать условия..., и..." бесполезны. Не будет поэта. Сам Николай прекрасно знает это, да и все пишущие, конечно, тоже. Главное, чтобы поэтов — читали. Можно критиковать, спорить, но главное — читать. Замечательный мастер короткого рассказа Юрий Казаков писал, что самое страшное — когда о тебе молчат... и вот тогда писателю требуется особое мужество. (рассказ "О мужестве писателя")
И если говорить от лица хоть немного, и не всегда умело, пишущих, как не вспомнить С. Гудзенко, хотя написано это совершенно по другому поводу: "Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели..."
Не надо жалеть. Надо читать и обсуждать. Высказываться. Если оказываешься рядом в трудную для поэта жизненную минуту — помочь. Словом, взглядом, делом...
Тиражи маленькие, да. Но читатель — есть. Пусть мало,— но настоящий. Никогда поэзия настоящая не будет издаваться огромными тиражами в коммерческих проектах. У неё негромкий голос, но он звучит и будет звучать. Поэты есть, есть форумы, где можно пообщаться, мнения услышать (Наталья Павловна — огромное Вам спасибо!). Как тут не повторить "Нельзя убить поэзию России" (хотя это стихотворение отнюдь не относится к категории моих любимых у Колычева).

"Без книги воспитать человека нельзя. Работника можно, а человека — нет..." — написал Дима Коржов. Совершенно справедливо, но я позволю себе продолжить... А никто и не собирается воспитывать человека... Требуется работник. И всё тут. Таково течение так называемого "Технического Прогресса". Хлопотно с человеком-то. И чувства у него, видите ли, и настроение разное. Душа опять же. Поэтому говорят-то все с трибуны — о человеке. А подразумевают — работника. Поэтому Устинова выходит многотысячными тиражами, поэтому — сериалы. Чисто коммерческие проекты.
НО! поэзия всё таки не умирает. И читатели, и ценители у нее находятся. Будем по мере сил этому самому "Прогрессу" сопротивляться...

О православности... А кто нибудь объяснит, что такое православная поэзия? Очень серьёзная дискуссия была по этому поводу в Дубне, на фестивале православной песни и поэзии. По-моему, правильнее всех высказался Владимир Шемшученко: "Православными могут быть три категории — Вера, Церковь и человек. Поэзия, как таковая, православной быть не может." Другая категория. Другая система координат.

То же самое, Наталья Павловна, как "оценивать Колычева с позиции творчества Ю.Кузнецова..." Это невозможно. Кузнецов — очень крупный, безусловно, один из крупнейших поэтов ХХ века. Но совершенно другой интонационно. Начиная вместе с Передреевым, Соколовым, Куняевым в 60-е, он со временем ушел от фольклорного направления в мифическое, последние его поэмы именно такие. А Николай — всё-таки фольклорная традиция. Некрасов, Суриков, Кольцов, Твардовский. Скорее, его можно сравнивать с Анатолием Передреевым. Другая система координат.
Михаил Деев
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 20:26

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Наталья » 27 май 2009, 13:05

Не знаю, Михаил, может быть, кто другой и захочет с Вами поспорить, но меня Вы убедили на все сто. Согласна по всем позициям. Спасибо!
Аватара пользователя
Наталья
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:53
Откуда: Можайск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Елена » 27 май 2009, 14:40

Я тоже согласна с Мишей. Рада, что ты объявился! ;)
И насчет православности поэта. Ко мне как-то приезжали в гости земляки из нашего, кандалакшского прихода. Мы заговорили о Колычеве — и мне все было высказано. В основном об образе жизни. Прямо по строчкам Николая Владимировича: " ...у тебя выходит,/Будто бы указывает путь/Человек, увязнувший в болоте". "Святых отцов надо читать!" — точно кирпич мне бросив на ногу, закончил разговор один из гостей.
Святых отцов читать надо. Но я бы сказала, людям подготовленным. Ведь то, о чем пишут святые отцы, носит характер некой назидательности, идет к нам сверху вниз, с высоты духовного опыта, подвижничества. Не всякий, начинающий свой личный подвиг верования, к этому готов. И я понимаю людей, которые с жадностью впитывают колычевские строки. Перед ними стоит человек, не претендующий на святость, на ее недосягаемость для простого смертного. Наоборот, он и говорит о том, что он такой же как все. Но и такой же как все, "из костей и мяса", способен возвыситься над собою же. Подвиг не в том, чтобы не падать, а в том, чтобы, упав, уметь подняться — и в колычевских стихах все об этом говорит. Нет избранных, есть воля, есть совесть, наконец. И, когда вот это искреннее покаяние, через все падения, через настоящее, не сусальненькое, понимание своей греховности — без уныния! — поэт являет людям, он дает им надежду. Может, бОльшую, чем все назидания, вместе взятые. Снизу — вверх. И поэтому мне лично без разницы, зовут поэта православным, нет ли.
Все было хорошо. Пока я не сделала как правильно.
Аватара пользователя
Елена
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 15 дек 2008, 20:21
Откуда: из змеиного царства

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Ольга » 27 май 2009, 18:42

Михаилу Дееву. Миша, огромное спасибо за диск!
Лене Рыхловой. Лена! Ты высказала абсолютно точно то, что думаю и я.
Ольга
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 02 дек 2008, 16:57
Откуда: Оленегорск

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Елена » 27 май 2009, 23:06

Одним воздухом, Ольга Ивановна, дышим ;)
Все было хорошо. Пока я не сделала как правильно.
Аватара пользователя
Елена
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 15 дек 2008, 20:21
Откуда: из змеиного царства

Re: О творчестве Николая Колычева

Сообщение Ольга » 21 июн 2009, 19:15

Сегодня обновляла Стихотворение недели (http://www.lukicheva.narod.ru/fanday.htm) в Колычевском блоке (http://www.lukicheva.narod.ru/Kolichevapage.htm) моего сайта. Нашла вот такое стихотворение, которое прямо на душу легло:

* * *
Господи, сколько земли-то вокруг!
Спина покатая — станет горбатой.
Ах, мне бы сотню… нет, тысячу рук!
Что я сумею одной-то лопатой?
Красные блики бегут по траве —
Это от капелек пота в ресницах.
Где-то высоко — двадцатый век
С рёвом пронес депутатов в столицу.
Вскину ладонь на манер козырька,
В небо уставлюсь — и сплюну. Обидно!
Что они видят? Одни облака!
Ведь ни меня, ни земли им не видно!
Я не привык продавать-покупать,
Платный клозет не построю. Я — лапоть…
Буду копать, и копать, и копать…
Можно по капельке море накапать.


Сейчас Николай Колычев в Кандалакше.
Ольга
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 02 дек 2008, 16:57
Откуда: Оленегорск

Пред.След.

Вернуться в Кандалакша литературная



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron
     Яндекс.Метрика