К А Н Д А Л А К Ш С К И Й   И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й   П О Р Т А Л
Главная сайта

«...таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха...».   Святой Иоанн Кронштадтский

Тел: 8(815-33) 5 – 55 – 52
E-mail: siluann@yandex.ru

«СЛОВО»
газета кандалакшского православного прихода

Выпускается с января 2007 года,
как приложение к газете «Нива».
№ 3 от 28 марта 2008 года

ПРИСЛУШАЕМСЯ К СЕРДЦУ СВОЕМУ
Если мы точно знаем диагноз, залечивать раны гораздо легче

Наступил долгожданный Великий пост - особое время, отведённое Богом для того, чтобы обратить наконец внимание человека на своё сердце.

«Как же так, разве я не внимаю своему сердцу каждый день и час?», - спросит читатель. Разве я не живу тем, что диктует мне моё сердце? Такие вопросы вполне справедливы и небезосновательны. Действительно, каждый человек преимущественно живёт тем, что у него в душе, в сердце - чувствами, переживаниями, страстями. Обратите внимание на музыку, живопись, кинематограф - там всё изнесено из кладовых сердца, как прекрасное, благородное, так и низкое, омерзительное. И здесь никуда не деться от того, что сердце человека - это не всегда надёжный и верный советчик, более того, зачастую советчик лживый и опасный.

Каждый взрослый человек не раз спотыкался на своих сердечных влечениях и устремлениях, выбираясь потом из нравственной или житейской грязи, по-разному испачкавшись. Из христианской антропологии известно, что влечения сердца имеют свойство захватывать человека всецело. Тогда эти влечения становятся тем, что мы именуем страстями. Страсть к накопительству, власти и многое другое относится к сердечным порокам, к тому, что мешает человеку жить поистине счастливо и достойно. И вот здесь-то и открывается смысл христианского отношения к своему сердцу, а также смысл приложения усилий на поприще Великого поста. «Из сокровищницы сердца своего износит человек и доброе, и злое», - говорит Господь в святом Евангелии. Пост - это не только, точнее, не столько воздержание от пищи, сколько последующее за воздержанием истребление того, что мутной слизью облепило наше сердце. «Поститесь не в ссорах и распрях, но разрешайте всякий союз неправды», - предостерегает нас древний пророк Исайя.

Так с чего же начать пост? Если вы решаетесь на трудный путь борьбы с пороком или страстью, помните, что само воздержание от скоромной пищи Великим постом неразрывно и кровно связано со всей совокупностью церковной жизни в этот период. Особое великопостное богослужение и то, что его всегда венчает - Божественная литургия, пусть станут для вас хотя бы на это короткое время не последним поводом приложить телесные и духовные силы. Первый шаг состоит в примирении. Известно, что, не примирившись с ближним, решительно невозможно получить прощение у Бога, поэтому будет не лишним подумать о тех, кого мы обидели или кто обидел нас и теперь переживает и терзается, не зная, как подступиться к нам. Конечно, бывают ситуации, когда люди разделены большими расстояниями не только в километрах, но и в годах. И Бог не требует от нас невозможного, а ждёт нелицемерной молитвы за обидчиков или обиженных.

Следуя далее, мы обязательно наткнёмся на стену, отделяющую нас от Бога, и кирпичи в этой стене - наши грехи. Часто человек, так называемый обыватель, может сказать: «Ну; какие у меня грехи или страсти, живу как все». В этой заштампованной фразе уже заложены противоречие и ложь. Что значит «как все» и кто эти все? Все - это в том числе пустомели и сребролюбцы, преступники и разных мастей извращенцы, лентяи и алкоголики, легкомысленные и безответственные. Этот список можно продолжать до бесконечности, потому что нет предела человеческой слабости. Смысл и заключается в том, чтобы не жить как все и не грешить как все, а выйти из навязанной нам стадности и начать собственное образование, т.е. раскрытие в себе образа Божия через осмысленное приобщение к многовековому положительному опыту церковной жизни. Сейчас, к сожалению, мы унифицируемся и опрощаемся, теряем чувство собственного христианского достоинства и чести, утрачиваем возможность контроля над движениями ума и сердца.

Вспоминаются слова булгаковского профессора Преображенского: «Разруха начинается не в клозетах, а в головах». Я бы добавил, что не столько в головах, сколько в сердцах. Вот почему жизненно необходимо понести подвиг поста, ведь в процессе самоограничения открываются дотоле незаметные язвы нашей души. А если мы точно знаем диагноз, то и залечить раны гораздо легче.

Завершается же период воздержания светлым праздником Пасхи Христовой, собственно, и готовит пост нас именно к полноценному восприятию полноты этого Праздника, ибо радость о воскресшем Господе постигается чистым сердцем. Через основательный подход к пониманию и реализации в жизни Великого поста и приходит необходимый результат - человек получает Божий дар. Для каждого он будет свой, но непременно и всегда он будет полезен к раскрытию духовного потенциала человека, что, в свою очередь, даст верное направление на пути к Жизни Будущего Века, к пониманию силы и значения для каждого из нас Воскресения Христова. Единственное, что необходимо хорошо себе усвоить, - это то, что крайности поста более опасны, чем его игнорирование. Пост может существенно послабляться пожилым, малым, больным, военнослужащим, находящимся в темнице или путешествующим. Сердечно желаю вам, дорогие мои, успешного шествования на оставшемся поприще спасительного воздержания.

----------------------------------------------------------------Иеромонах Силуан, настоятель Предтеченской церкви г. Кандалакши.


ПОСЛЕ ПРОПОВЕДИ
Мы и наши дети

Часто ли мы, люди невоцерковленные, вечно занятые делами, которых невпроворот, слушаем проповеди священников? Увы, нет. «Времени не хватает», - оправдываемся. Суетимся, спешим, ищем истину - не находим, злимся, нервничаем, копим «болячки» - душевные и физические. Попробуем на минутку остановиться, послушаем Владыку Симона, который проповедовал не так давно в Кандалакшском приходе.

Большинство из нас о доблести и не задумываются, о славе не мечтают, подвигов не замечают. Мы воздвигаем на кем-то придуманные пьедесталы почета идолов - не по наитию души, а по призыву, в толпу брошенному.
Прислушаемся к словам архиепископа: -... у нас искусственно насаждают почитание правителей, власть держащих. Их уже при жизни славят больше, чем святых угодников. Но проходит период властвования, власть теряется, и о них забывают. А вот святые угодники дают для каждого из нас что-то существенное - зерно дают, что мы своими силами, обычным способом не можем получить.
О каком зерне говорит Владыка?

У каждого свое предназначение

Зачем каждый из нас пришел на эту Землю? Подумать бы, да недосуг. На проповедях архиепископ рассказывал о преподобном Ефимии, который в этот мир явился в утешение: во-первых, родителям, которые долго молили Бога о ребенке, во-вторых - всей церкви. Что же особенного совершил человек, имя которого означает «благодушие, веселье». Он родился на заре веков, во времена гонения на церковь. Очень рано, еще в подростковом возрасте, стал монахом, в 20 лет - священником. Люди тянулись к нему, для многих он стал тем, кого мы подспудно ищем, - духовным отцом, наставником, утешением, первоисточником, ведущим к спасению. А учил-то Ефимий простым, на первый взгляд, истинам, но это и было то зерно, которого так не хватает: послушанию, трудолюбию, учил полагаться на волю Божью, отсекая волю свою.

Да как же отсечь свою волю?

Владыка Симон:
- Мы должны помнить, что каждый, кто рождается, кто вступает в мир, имеет и свое предназначение. Это предназначение - от Бога. И когда оно исполняется, и у самого человека, и у людей, его окружающих, имеется счастье в жизни. А вот когда мы гадаем да прогадываем - это уже не от Бога, это от нас, наше вмешательство, и оно как раз приводит к несчастью и в личной жизни, и в семейной, и в жизни общества.
Вы уже определились с собственным предназначением? Кто-то, не покладая рук, трудится на благо других, кто-то спокойно пользуется этими благами, не предпринимая особых усилий -разные мы. И счастливы по-разному, в зависимости от того, как понимаем, что такое счастье. Помните, в старом добром кино «Доживем до понедельника» одна из учениц написала в сочинении на эту тему, что для нее главное - иметь много детей. Одноклассники подняли ее на смех. А ведь девушка та, смешная, неловкая, сама не осознавая, готовилась совершить подвиг.

«В жизни всегда есть место подвигу»

Это мы помним со школьной скамьи. Только подвиги - они разные. Бывают ситуации, когда люди проверяются, испытывается их готовность к самопожертвованию во имя жизни других людей.
Владыка говорит о подвиге другого рода:
- Бывает, когда человек спокойно, не выделяясь, без напряжения, порывов, в честном труде проживает свою жизнь, отдавая себя профессии, делу, перенося трудности, как, к примеру, мать в многодетной семье. Жизнь полна испытаний, которые такие люди переносят с честью, с молитвой, с Божьей помощью. Мы говорим о таких людях: «Они прожили по-настоящему героическую жизнь, полную подвижничества».
Делай свое дело хорошо, ежедневно - на свое благо и на благо других, никого при этом не унижая, не притесняя, - да разве это подвиг? Оказывается, да.
Вот на такие размышления навели меня проповеди Владыки, на которых я оказалась вроде бы случайно. Что думаете об этом вы? Поделитесь.

Постскриптум

Собиралась поставить точку. Однако хочется донести до вас еще один момент проповеди Владыки, нашедший отклик в душе, - о детях. Помните, Владыка говорил о том, что Ефимий был послан в утешение своим родителям? Недолгим было это утешение - отец скоро умер, а мать, помня обет, данный Богу, отдала сына в церковь - служить утешением другим. Способны ли мы на такое? Чаще мы, пользуясь своей властью над детьми, пытаемся вмешаться в их жизнь, заставляем делать то, что, на наш взгляд, им нужно делать, порой ломая их судьбы, забывая о том, что прожить-то за них жизнь не сможем.

Владыка Симон: «Ведь часто мы несчастливы своими детьми, дети не приносят нам утешения, а бывает и так, что утешение, которое дети нам приносят, - не то, что нам нужно. Бывает еще, что мы требуем утешения такого, что нам не полезно. Это когда у матерей и отцов проявляется эгоистическое начало, и мы растим не самостоятельных детей. Птица год учит своих птенцов летать, ухаживает за ними, а потом птенец улетает и живет самостоятельно. А мы приручаем своего ребенка к себе, воспитываем зависимым от себя, подкармливаем, денежки даем, где нужно и не нужно, обеспечиваем... Лишь бы он был у нас на глазах и тем самым приносил бы нам утешение. Но такое утешение рано или поздно заканчивается, и чаще всего - катастрофой в отношениях между детьми, печалью, горькой разлукой. Речь идет о духовном прерывании... Вот это беда, несчастье. А ведь дети потом будут относиться к своим детям так, как мы к ним относились...».
Остановимся на минутку в нашей суете?

----------------------------------------------------------------------------------------------Н.ПЯТТОЕВА

ОТ МАМЫ, КОТОРУЮ УДАРИЛ СЫН

Здравствуйте, все кто читает сейчас эти строки!
Никогда не писала да и не собиралась писать в газету - поделилась с подругой своей болью, спросила совета - та развела руками, сказала, что ж теперь делать, помочь нечем, и посоветовала облегчить душу перед людьми - может, кто и подскажет выход. Лично я выхода не вижу из-за боли своей.

Скажу сразу: меня ударил сын, 19-летний парень, вымахавший выше мамы с папой. За что ударил? Да ни за что - просто я его не отпускала из дома в пьяном виде.

Детство мне досталось не очень сладкое - родители между собой не ладили, мать частенько выпивала, устраивала дома скандалы, которые отец сначала терпел, а потом просто ушел от нас, чего я никак не могу ему простить - ладно, мама, а мы с братишкой в чем провинились? Однажды я не выдержала пьяных криков мамы и ударила ее, мы тогда с братом ушли из дома к ее сестре, но она пришла, умоляла простить - мы вернулись, а вот простить - нет, во всяком случае, я.

Понятно, что после такого детства я старалась сделать все, чтобы у моего сыночка было настоящее детство: он никогда ни в чем не нуждался, исполнялись малейшие его желания. Это порой вызывало ссоры с супругом, с которым мы, слава Богу, жили бы душа в душу, если бы не выкрутасы сына. Я скрывала многое от мужа, прикрывала сыночка как могла, даже на долги его потихоньку от мужа деньги прятала. Понимаю, что вырос он у нас эгоистом, слишком уж я его люблю. Да разве можно любовью испортить?

Сейчас он прячет глаза, старается прошмыгнуть мимо меня, когда встречаемся, делает вид, что спит, когда ухожу на работу, домой приходит, когда я уже сплю, вернее, делаю вид, что сплю. Муж не понимает, что происходит, видит, что я расстроена, но я ничего ему не рассказываю. Всё надеюсь, что подойдет он ко мне, как раньше, уткнется в плечо и скажет: «Да ладно, мам, прости, давай забудем». Но самое страшное, что он молчит и считает, наверное, что прав. Извините, не ставлю подпись, надеюсь, вы меня поймете. Что же делать мне?

--------------------------------------------------------------------------------------Мама, которую ударил сын.

ДАЙ ВАМ БОГ ДУХОВНОГО ЗРЕНИЯ!
(Автору письма отвечает отец Силуан)

Понятна боль и потрясение матери, испытавшей подобное. Христиане в оценке любых жизненных ситуаций сразу задают себе два вопроса: почему это случилось и почему это случилось именно со мной? Есть резон подумать и извлечь уроки из прошлого и настоящего, а также запастись опытом, пусть и отрицательным, на будущее. Сын не прав, но он молод и, несомненно, переживает и терзается. Мать получила боль, но и повод задуматься о многом и важном, а значит, подняться ещё на ступенечку выше к осознанию реальности нравственных законов Божиих. Всё-таки понятия вины и правоты не из этой истории - слишком уж накручено здесь всего, начиная от детства родителей, заканчивая неблагоприятной социальной атмосферой в нашем обществе. Исключать из совокупности причин нельзя ничего, и эта ситуация, она из жизни, которую при всех её неприкрытых гадостях необходимо жить, жить и укрепляться в вере и надежде. Дай вам Бог мудрости и духовного зрения увидеть и найти подспудные, но и истинные причины происходящего.


«БЛАГОСЛОВЕННА ТЫ СРЕДИ ЖЕНАМИ!»
«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою...»

Такими словами приветствовал явившийся к Деве Марии в Назарет по посланию Бога архангел Гавриил. Он пришел к ней с вестью о том, что она родит Спасителя мира.

«Радуйся, Благодатная!» - эти слова Гавриила стали первой благой вестью для человечества после его грехопадения. «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших» - эту молитву мы произносим в честь события, ставшего первым шагом во искупление первородного греха.

25 марта - Великий праздник Благовещения. Не этот ли день мы должны были бы считать женским праздником? Святитель Прокл, патриарх Константинопольский: «Родившийся от жены не есть только Бог и не есть только Человек: этот Родившийся соделал жену, древнюю дверь греха, дверью спасения; где змий разлил свой яд, нашедши преслушание, там Слово воздвигло Себе одушевленный храм, вошедши туда послушанием; где возник первый грешник Каин, там родился бессеменно Искупитель человеческого рода Христос.

...Собрание наше в честь Пресвятой Девы вызывает меня... сказать ей слово похвалы... оно составляет похвалу жен, славу их пола, какую (славу) доставляет ему Та, Которая в одно время есть и Матерь, и Дева. Торжествуй, природа, потому что воздается честь Жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева...».

Для Девы Марии, не знающей мужа, весть о том, что она родит сына, была полной неожиданностью. Можно представить ее смятение, когда Гавриил произнес: «Не бойся, Мария, ибо ты приобрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус». Благочестивая девушка, почувствовав в словах ангела волю Божью, продемонстрировала свою веру и покорность: «Се Раба Господня; да будет мне по слову твоему». Таким образом Мария искупила грех, совершенный Евой.

Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Церкви, относится к великой тайне благочестия. В нем человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение - Деву, способную стать матерью Сына Божия, и Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа.

С тех пор и обращаемся мы к Матери Божией как к заступнице, утешительнице, помощнице в радостях и горестях наших: «...благословенна ты среди жен!..».

--------------------------------------------------------------------------------------Н. Мамина.(Использованы материалы Православного сайта).


Чудо Богородицы
Рассказывают бывшие пациентки института им. Отто

ОНА СПУСКАЛАСЬ КО МНЕ
    В небе звездочка горит,
    Моя дочка сладко спит.
    Богородица придет –
    Сон хороший принесет...

Вот такую колыбельную песенку я сочинила для своей дочурки, чтобы передать ей частичку своей веры. И крохотный новорожденный человечек улыбался, слушая мамин голос, а мама пела от всего сердца. Потому что счастливое сердечко не могло нарадоваться произошедшему чуду - после восьми лет бесплодия в нашей семье появился ангел - Ангелинка. Долгие обследования, изнурительное лечение, походы на прием к специалистам, обещавшим долгожданного ребенка...

Через все эти круги ада, изматывающие душу и высасывающие деньги, прошли мы с мужем. Отчаяние захватывало, чередуясь с эйфорией и истериками. Очередное обследование в Военно-медицинской академии не дало результатов, хотя и заняло почти год. Мы написали письмо в Чувашский женский монастырь с просьбой помолиться о нашей проблеме, съездили в Кириллово-Белозерский и Горецкий монастыри и попросили помощи и заступничества.

Игуменья Горицкого монастыря благословила нас на благополучный исход и согласилась год молиться за нас. Это было летом 2000 года. А осенью я приехала на консультацию в ИЛГ им. Отто к эндокринологу. Что подтолкнуло меня ехать к врачу, который есть в соседней поликлинике? Я знаю, что молитва.

В ночь с 26 на 27 марта 2001 года мне приснилась женщина, идущая вниз по лестнице. Она спускалась ко мне и несла в руках ребенка. Представить невозможно, но именно в эту ночь была зачата наша доченька (она родилась спустя 41 неделю, с 26 на 27 декабря 2001 года). За месяц до родов я легла в дородовое отделение на сохранение, и женщина из соседней палаты привела меня в крестильню. Войдя в нее, я увидела её - женщину, спускавшуюся ко мне в ту ночь. Это была Богородица с младенцем на руках. Такого образа я раньше не видела нигде. Эта женщина была так близка, так похожа на всех нас, а ребенок так похож на младенцев в послеродовой палате, что стало понятно: Бог - это не где-то там кто-то, это Отец наш - существующий везде.

И вот теперь я напеваю своей дочурке про Боженьку и про звездочку, а она улыбается мне в ответ. Любит целовать иконки и ходить в церковь. У нее уже есть своя иконка - Богородица Валаамская, которую ей подарила игуменья Горицкого монастыря, что молилась за нас целый год.

Слава Богу за все!

------------------------------------------------------------------------------------------------------------С. СТУПАК.

КОГДА ВЕРЫ СОВСЕМ НЕ ОСТАЛОСЬ

Я поступила в институт акушерства и гинекологии им. Отто в октябре 2001 г. со сроком беременности 24 недели и диагнозом: предлежание плаценты. Врачи знают, что при такой патологии беременности шансов полноценно выносить ребенка очень мало. Даже перемена в погоде может спровоцировать отслойку плаценты, кровотечение,.. и как следствие - смерть ребенка.

Знала об этом и я. Первые две беременности с таким же диагнозом закончились на операционном столе: делалось «кесарево сечение», малышей спасти не удалось. И чем больше я понимала, что третья беременность - последняя, тем меньше оставалось во мне веры на ее благополучный исход. Когда веры совсем не осталось, ее место занял страх, ночные кошмары, во сне я видела себя истекающей кровью. Воспаленное сознание рисовало похороны ребенка. Далее одной справляться со своим душевным состоянием стало не под силу. Это заметила врач отделения Наталья Михайловна: «Я знаю, что тебе нужно, -сказала она. - К тебе подойдет Медникова Тамара Федоровна, она лучше всякого психолога». На следующий день действительно пришла Тамара Федоровна, и мы договорились встретиться вечером в крестильне. Так состоялось мое первое знакомство с приходом Рождества Пресвятой Богородицы...

С тех пор ежедневно на протяжении двух с половиной месяцев, не пропуская вечерней молитвы, я поднималась на третий этаж (несмотря на рекомендации врачей находиться в постели) со словами: «Богородице Дево, радуйся». Хорошо помню свою первую исповедь, слезы. После причастия - чувство сброшенного груза грехов, которые, вероятно, и были причиной моих потерь и страхов. Я стала исповедоваться и причащаться каждую неделю. Поверьте, это непросто, зато все боязни исчезли. Главное, что я поверила и твердо для себя решила: Господь мне помогает, у меня все будет хорошо, только надо молиться. И Господь меня услышал. Операция прошла успешно. Александр - красивый, здоровый мальчик. Когда сыну исполнилось пять месяцев, мы специально поехали в Санкт-Петербург и окрестили своего малыша. Удивительно, во время крещения он вел себя очень спокойно, казалось, что ему знаком каждый уголок этой комнаты...

------------------------------------------------------------------------------------------------------------Жительница Кандалакши


Очень личное
ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ

Рай земной

Дом престарелых мне всегда представлялся местом обитания отверженных - несчастных, всеми забытых стариков, проживающих по десять человек в комнате и горько оплакивающих разлуку с близкими. Телевизионные сюжеты об их счастливой, якобы беспечной жизни не убеждали - казались надуманными. И так хотелось узнать всю правду о тех, кто обрел там свой последний земной приют. И случай такой представился.

Вид корпусов домаинтерна¬та, что на ул. Наймушина, точь-в-точь совпал с моим представлением об этом заведении - серые, мрачные, большие здания (подумалось, как много, должно быть, здесь этих несчастных).

Директор Людмила Филипповна и ее заместитель Марина Николаевна встретили меня очень радушно и готовы, кажется, были бесконечно говорить о своих подопечных, вспоминая все новые и новые грустные и забавные случаи из жизни их поистине огромной (почти 400 человек!) семьи. (А какая еще очередь из желающих попасть сюда!).

Оказывается, и не по десять человек в комнате они живут, а по одному (по желанию - по двое), и не оплакивают они день и ночь разлуку с близкими - нашли себе здесь друзей, ушли от проблем нашего беспокойного социума (всеми их проблемами занимается персонал из 200 человек). А они живут да жизни радуются, причем не только старички и старушки, а и достаточно молодые люди, по разным причинам сюда попавшие.

Все здесь для них: и тренажерный зал, и комнаты психологической разгрузки, парикмахерская, баня с парилкой, свой радиоузел, столовая (да не одна), больше напоминающая современный уютный ресторанчик (а что касается меню, так оно еще куда разнообразнее ресторанного).

Если кто занемог - медиков здесь предостаточно, от любого недуга избавят. Недавно появилось новое отделение - «Милосердие» (что-то вроде хосписа), которое круглосуточно находится под неусыпным оком медперсонала. А коль душа заболела - можно сходить в маленькую часовенку (на 2-м этаже) помолиться.

Женщины из православного храма приезжают сюда по воскресеньям с верующими побеседовать, сопровождают желающих посетить храм. В определенные дни в приютской часовенке служит настоятель храма отец Силуан - исповедует народ, причащает, проводит обряд соборования и другие - по необходимости.

И не скучно вовсе обитателям дома-интерната - читают (библиотека здесь есть своя), рисуют, вяжут, празднуют, влюбляются, женятся... Я к ним в тот день попала очень удачно - давали концерт, посвященный Дню 8 Марта, юные артисты из детского приюта «Росток». Заранее предупрежденные, к трем часам в актовый зал потянулись нарядные зрители.

Совсем малыши и ребята постарше пели, танцевали, бойко рассказывали стихи про своих почти что «виртуальных» мам и бабушек, зрители же подолгу аплодировали артистам, украдкой смахивая набежавшую слезу, - видимо, вспоминали своих вполне реальных, но теперь уже таких далеких внуков. И невольно мысленно провожу параллель: у одних первый в жизни приют, у других - последний... Грустно.

Бойтесь жизни недостойной

После концерта одна бабулечка, очень трогательная, с необыкновенно добрыми глазами, немного волнуясь, пригласила меня к себе в гости. Маленькая комнатка, и все так чистенько, красиво. 93-летняя Мария Федоровна (Иванова) сама наводит здесь порядок. Диван-кровать, маленький круглый столик, телевизор - ничего лишнего, но очень уютно.

В углу - тумбочка, приспособленная под домашний иконостас. Много икон, духовной литературы (часть книг она подарила воскресной школе при храме). Здесь же Библия, молитвослов, четки. Мария Федоровна подсказывает мне, какую молитву на какой случай читать нужно, советует непременно иметь в доме икону Божьей Матери «Купина Неопалимая» - очень спасает от несчастий. Вспоминает эпизод, когда еще в Кеми жила, случился пожар - соседские сараи загорелись. А она взяла иконку «Купина Неопалимая», спрятала ее под пальто (от глаз людских) да все с ней вокруг своего сарая ходила и молитву приговаривала. Огонь в аккурат тогда у их сарая и остановился.

И рассказ ее постепенно уходит в далекое прошлое. До войны закончила Ленинградский финансово-экономический техникум. События военных лет, как, впрочем, и все остальное, Мария Федоровна помнит до мельчайших подробностей (такой памяти мог бы позавидовать любой школьный отличник).

Война, развод с мужем. Дальше - страшнее: потеря 28-летнего сына (авария в шахте), в прошлом году и второго (уже 70-летнего) схоронила. Болел он очень сильно, говорит, просила я Бога, чтоб поскорее забрал его к себе, страдальца, от мучений избавил, пусть лучше я буду здесь страдать за него. Мария Федоровна непрестанно молится за своих дорогих мальчиков (хорошие они у нее были, послушные) и все благодарит Господа за то, что он ей во всем помогает: и здоровьем не обидел, и покой душе дает.

Поведала она мне и свою печальную историю о том, как и почему она попала сюда, в приют. И ни единого слова хулы в адрес своих обидчиков - только молитва о их добром здравии. Фотографии достала - о каждом родственнике говорит тепло, с любовью. Они приезжают к ней иногда.

А еще сотрудники рассказали о ней то, что она в силу своей скромности утаила: есть у нее награды военные, благодарности за добросовестный труд. Недавно она пять тысяч рублей пожертвовала Соловецкому монастырю, хочет еще детскому дому помочь. Есть у нее и другие благотворительные задумки.

Два часа нашего с ней общения пролетели незаметно. Я смотрела на эту молодую (не по годам) и совершенно обаятельную женщину и думала о том, как важна все-таки эта внутренняя подсветка: смирение, терпение, любовь к Богу и людям, незлобивость. А отсюда - умиротворение и жизнь в полной гармонии с собой и окружающим миром.

«А смерти не боитесь?» - спрашиваю.
«Бояться надо жизни недостойной, поступков неблаговидных, а смерти чего бояться, это ведь Бога решение, ее надо принимать так же радостно, как и все, Им дарованное».

Много чего еще мудрого и доброго она сказала, и как-то очень светло становилось на душе от ее слов. Расставались мы с Марией Федоровной очень трогательно и уже почти подружками. Я обещала навещать ее, а она - добрая душа - ждать и молиться за меня.

Мы шли с ней по длинному коридору к выходу, а навстречу - эти «состарившиеся дети», кто с бадиком, кто в инвалидной коляске, и как-то немного грустно улыбались нам (везет, наверное, думают, ей, к ней родственница приехала) - совсем как в пионерском лагере. Очень они радуются приезду родных, только вот это здесь редко случается. И подумалось мне, хорошо все-таки, что есть такой дом, где одинокие и бездомные обретают семью, - для них здесь просто рай земной. Бомжи, бывшие наркоманы и пьяницы, забытые родственниками одинокие старики - все нашли здесь свой, скорее всего, последний приют. И для каждого найдется в этом доме и ласковое слово, и вкусный обед, и новая куртка, и традиционная шоколадка от директора...

И даже серый фасад планируют в ближайшее время в радостные тона раскрасить.

В дом вечный - из дома родного

Хорошо здесь, очень хорошо. Но вы, имеющие близких и живущие в семьях бабушки и дедушки, не спешите вставать в очередь за любовью в казенный дом. Берегите тепло домашнего очага. Не делите с родными имущество - этот земной тлен, а лучше торопитесь побольше сделать доброго друг для друга, пока вы еще вместе - в родном доме... Храните что имеете, чтобы потом не плакать, потеряв, ибо никакая даже самая большая любовь всех сотрудников приюта не компенсирует вам этого.

... Уже на улице 80-летний, но очень еще бодрый старичок вызвался проводить меня немного до остановки. По пути так восторженно рассказывал о прелестях приютской жизни, что я даже пошутила, что вернусь-ка я, пожалуй, сейчас и запишусь к ним 151-й (150 желающих уже ждут своей очереди). Дедушка радостно закивал.

«Любите вы свой дом, другого и не надо?» - спрашиваю у него. «Конечно, ведь я здесь уже 15 лет. Только вот родные часто снятся да дом наш в Оленегорске...». Я заторопилась прощаться с моим провожатым, усердно отводя взгляд в сторону, - не могла смотреть в эти печальные, полные слез глаза, ком к горлу подступил...

Кто-то скажет: «Да старики во всем цивилизованном мире доживают свою жизнь в подобных приютах». Да, знаю, читала, и все равно как-то совестно перед ними... И все-таки, молодые и здоровые, не торопитесь избавляться от своих немощных и порой не очень удобных стариков, потерпите их и дайте им возможность уйти в Дом Вечный - из дома родного...


ВОПРОСЫ К БАТЮШКЕ
ОТВЕЧАЕТ НАСТОЯТЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ИЕРОМОНАХ СИЛУАН

-Существует ли определенное правило расположения икон домашнего иконостаса?

Да, существует. В центре всегда уместно поместить икону Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа или Пресвятой Троицы, желательно, чтобы эта икона была больше, чем остальные. Далее, слева от иконы Спасителя (одесную Господа), неплохо поместить образ Божией Матери, а справа - наиболее чтимого святого. Это необходимый минимум. Помните, что в иконостасе не должно быть хаоса и беспорядка, которые часто свидетельствуют скорее о суеверии, чем о религиозной вере.

-К кому можно обратиться по вопросу паломнической поездки? Кто формирует группы в Кандалакше?

В Кандалакше паломнические группы не формируются. Этим занимается епархиальная паломническая служба либо многочисленные православные столичные паломнические службы. Все телефоны можно узнать в нашем храме.

-Я «увела» мужчину из семьи. Он не любит свою бывшую жену, а мы с ним любим друг друга. Наши отношения – это грех? Может ли вообще любовь быть грехом?

В вопросе звучит нотка категорического неприятия любого моего ответа. Последняя сентенция звучит уж очень по-философски. Надо бы разобраться, что такое в вашем представлении грех и что такое любовь, какое место в вашей жизни занимает Бог и то, что Он говорит, в противном случае мы будем общаться на «разных частотах».

Вы можете задать батюшке свой вопрос.    Пожалуйста, заполните отправную форму.

В создании страниц православной Кандалакши «Слово» принимали участие: иеромонах Силуан, Г. Суроева, И. Даль, И. Орлов, В. Зяблов, Л. Харламова. Ответственный за выпуск православных страниц: Н. Пяттоева.

Arhiv

2007
1234
5678
91011 

2008
123 
    
    

Св. Пророк  Иоанн Предтеча .jpg - 9090 Bytes

Жизнь прихода
Наш храм
Расписание работы храма
Приходская газета
Библиотека
Таинства
 
Календарь
Текущий день
Календарь венчаний
Церковный календарь
 
История
Феодорит Кольский
Кандалакшский монастырь
 
Вопросы к батюшке
Эта тема обсуждается в приходской газете «Слово».

Вы можете задать свой вопрос настоятелю храма.

Пожалуйста, заполните отправную форму.

Copyright 2007 © Boris Gureev
По всем вопросам - E-mail: guboris@rambler.ru
          Яндекс.Метрика