Кандалакша
Герб города Кандалакши  Кандалакша — город в Мурманской области с населением около 33,0 тыс. человек. Расположен на берегу Кандалакшского залива Белого моря. Является крупным транспортным узлом: через него проходят автомобильная дорога Санкт-Петербург – Мурманск и Октябрьская железная дорога, функционирует морской торговый порт. Основные предприятия: Локомотивное депо, Кандалакшский алюминиевый завод, каскад Нивских ГЭС, Кандалакшский морской торговый порт.
Погода

Опрос на сайте

благом
ничего не изменится
большими проблемами
затрудняюсь ответить


Память

Книга Памяти жертв политических репрессий Каскада Нивских ГЭС

Смотреть

Воинские захоронения в Кандалакше и Кандалакшском районе

Смотреть

Геральдика
Город Кандалакша
Кандалакшский р-н
Кандалакшский залив
Работа

Работа в Кандалакше и Кандалакшском районе. Информация Кандалакшского Центра занятости населения.

Смотреть

Недвижимость

Квартиры в Кандалакше, любые операции с недвижимостью

Смотреть

Культура
Отдых
Спорт
Объявления
  • Пошив и ремонт обуви в Кандалакше. Обувь для проблемных ног. Высокое качество материалов.

    .

  • Заброска туристических групп по Кольскому полуострову Доставим вашу группу в самые потаенные уголки Кольского полуострова

    .

  • Облако тегов
    Арктика, безработица, вакансии, Великая Отечественная война, Владислав Трошин, война, День города, День Победы, детский писатель, животные, интервенция, история, Кандалакша, Кандалакшский залив, Кандалакшский заповедник, кандалакшский лабиринт, Кандалакшский район, Колвица, Кольский полуостров, конкурсы, лабиринт, Лапландия, медведи, Мурман, Мурманская область, налоги, налоговая инспекция, Олег Бундур, Поморы, почта России, праздник, путешествие, работа, стихи, туризм, Умба, ФНС, центр занятости, Экология, энергетика

    Показать все теги
    Кандалакша » Это интересно » Летописи о Кандалакше
    Внимание! Магазин "Эталон" проводит распродажу снегоуборщиков "Champion". Скидка 10%. Время ограничено! Тел. для справок: (815-33)9-40-00
    Кластер Беломорье

    .

    Летописи о Кандалакше Это интересно

     

    Описание Кандалакши в старинных летописях

    В литературе о том кто пришел к царю и просил  освятить  церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше и крещении лопарей имеются разночтения, поэтому давайте рассмотрим, как написано в самих летописях и другой литературе, это имеет принципиальное значение для решения многих вопросов.

     

    Из Ростовской летописи.7034 г. (1526 г.) (А.А.Шахматовъ "О такъ называемой РОСТОВСКОЙ  ЛЕТОПИСИ". МОСКВА. 1904.)

     

    «Того же лета 34 г. Приехаша ко государю великому князю Василию Иоанновичю к Москве Поморцы, и Лопляне с моря окияна, ис Кандолжской губы усть Невы реки из дикой Лопи, и били челом государю великому князю Василию Иоанновичу, и просили антимиса и священников церковь сщати, и простити их стымъ крщениемъ и государь князь великий велел послати богомольцу своему архиепископу Макарию, из Новограда….»

     

    Из Софийской летописи 7034г. (1526 г.) (Полное собрание русских летописей, том 6-й, СПб, 1853)

     

    «Того лета 34 приехаша ко государю великому князю Василию Ивановичу на Москву Поморцы и Лопяни съ моря Окияна, изъ Кандолжской губы, усть Невы реки, изъ Дикой Лопи, и били челом государю великому князю, а просили антимиса и священников церковь свящати и просвятить ихъ святым крещением; и государь князь великий велел послати богомольцу своему архиепископу Макарию изъ Новогорода  отъ соборныя церкви священника в диякона; и они ехавшее свящали  церковь Рождества Иоанна Предотечи, и многоих Лоплян крестиша во имя Отца и Сына и святого Духа, в нашу православную християнскую святую веру».

     

    Полное собрание русских летописей. Том четвертая, часть первая. Новгородская четвертая летопись. Москва 2000 г. (В настоящем томе издание 1915-1929 г. Воспроизведено полностью, включая приложения и  указатели. Стр. 542.)

     

    «Того же лета 34-го приехаша ко государю великому князю Василью Ивановичю на Москву Поморцы и Лоплене с моря окияна, ис Кандолжьской губе, усть Невы реки, из дикой Лопи, и били челом государю великому князю Василью Ивановичю, и просили антимиса и священниковъ церковь свящатии просветити ихъ святым крещениемъ; и государь князь велики велелъ послати богомолцу своему архиепискому Макарию изъ Новогорода отъ соборныя церкви священника и диакона. И по великого князя слову послалъ архиепископъ отъ святыя Софии священника и диакона, и они ехавшее свящали церковь Рождество Иоана Предтеча и многихъ Лоплянъ крестиша во имя Отца и Сына и в нашу православную веру христианскую».

     

    Из книги Николая Харуздина «Русские лопари» (Очерки прошлого и современного Быта).1890 г.


    В 1526 г. встречается, упоминается о лопарях по Кандалакшской губе, где в настоящее время лопарей не встречается более. Если верить летописи, названной Карамзиным Ростовской, то желание принять крещение впервые исходило от самих лопарей.

    « В 1526 году, повествует летопись, приехаше къ Москве лопляне съ моря Окияна, изъ Кандалакшской губы, усть Нивы реки, изъ дикой Лопи и били челом ъ Государю и просили антиминса и священников церковь свящати…»

     

    По санному пути с морского побережья в Москву 475 лет тому назад..( Газета Нива № 6 (1412) 26 января 2001 г.)


    В своей публикации Е.Разин пишет: « попутно напомню, что по Софийской летописи (Полное собрание русских летописей, том 6-й, СПб, 1853) некоторые историки, говоря о ходоках с «усть Нивы реки», почему-то упоминают, что-де «приехаше к Москве» только одни лопляне, которые, выходит, и церковь возводили, и ходы- выходы до самой Москвы знали. Поэтому, считаю я, вернее будет ссылаться на Ростовскую летопись, на которую ссылается и Н.М.Карамзин в своем многотомном труде «История государства Российского»… 

     

    Материалы, собранные в архангельской губернии летом 1901 г. А В. Марковым, А.Л. Масловым и Б.А. Богословским. Часть вторая терский берег  Белого моря. М. 1908.


     «Крестилися лопляне» того же лета (7034 г. по старому стилю или 1526 г. по новому) били челом великому князю Василию лопляне, пришедъ съ моря Окиана, изъ Кандолжской губы, съ усть Невы великия, просили крещения и церкви. И князь великий послалъ о томъ въ Новградъ къ архиепископу Макарию. Архиепископ же Макарий избра оть собора святые Софии священника и диакона, и посла ихъ, и съ ним и антимисъ на освящение церкви въ Лопи.  Они же шедшие совершиша церковъ и освятиша ея во имя Рождества Иоанна Предтечи, и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына, и святого Духа»¹

     

    1) Полное собрание русских летописей, VI, 282, «Русский Времянникъ: ч.II М. 1820 стр. 343.

     

    Кольский патерик Житие преподобного Феодорита, просвятителя Кольского в изложении иеромонаха Митрофана (Баданина) 2006. стр. 48.


     В своей работе иеромонах Митрофан пишет: «Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просветительских трудов Феодорита, крестителя лопарей: «Приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, ис Кандолакжской губы, усть Нивы-реки, из дикой лопи, били челом государю и просили антиминса и священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением,…» *

    *Софийская летопись (Полное собрание русских летописей Л.-М.,1929 Т.4 Ч.1 С.542.)

     

    Как видим, из книги Николая Харуздина «Русские лопари», из материалов собранных А.В.Маркова (Часть вторая. Терский берег Белого моря. М. 1908 г.), из книг иеромонаха Митрофана (Баданина), то ли они не видели русских летописей сами и прочитали о них у других авторов и, то ли брали более поздние перепечатки этих изданий, то ли намеренно исказили текст русских летописей, а именно, то, что касается Поморов. Я считаю, что данные авторы намеренно исказили  текст русских летопись преследуя каждый в свое время личную цель, исказить истину.

     

    Считаю, что изменять текст русских летописей в угоду кому-то и в разное время не позволительно никому. Надо писать правду, от этого авторитет будет повышаться. 

     

    Жалованная несудимая грамота Кандалакскому Богородицкому монастырю. 1615, Мая 20.


    В этой грамоте «...великий государь царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русiи самодержецъ, пожаловалъ есми Рождества пречистые Богородицы Кандалашского монастыря, что въ дикой Лопи у Студеного моря, игумена Селивестра съ братией…»

     

    Игумен Селивестр пишет царю, что  «...7123 (1615году ) приходили къ ним Литовские и Немецкие люди и русские воры, и монастырь выграбили, и наши жалованные грамоты и всякие крепости сожгли…»

    Грамоты были даны : 7062 год (1554 г.) при Иване Васильевиче;  7093 год (1585 г.) и 7103 год (1595 г.) при Федоре Ивановиче;

     

    «Монахи ходили на в Каргопольский уезд на Двину за хлебом и всякого запасу и товара, суконъ и холста и железа в обмен на соль. Также ходили монахи на судах с солью вверх по Двине к Вологде и на Устюг Великий и на Тотьму….  На 1700 год Киндаламский монастырь, Кольского острога владел тремя крестьянскими дворами».

     

    Автор: Александр Невзоров


    Ключевые теги: Кандалакша, история Кандалакши, летописи, поморы, лопляне
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Candelaх или Канделахте
  • День города
  • Откуда пошла Кандалакша
  • Тайна старого фундамента
  • Преподобный Феодорит Кольский


  • Главная страница | Статистика           Яндекс.Метрика      Copyright © Борис Гуреев,
    2007 год.
    guboris@rambler.ru