http://pokermatch.poker
Кандалакша
Герб города Кандалакши  Кандалакша — город в Мурманской области с населением около 33,0 тыс. человек. Расположен на берегу Кандалакшского залива Белого моря. Является крупным транспортным узлом: через него проходят автомобильная дорога Санкт-Петербург – Мурманск и Октябрьская железная дорога, функционирует морской торговый порт. Основные предприятия: Локомотивное депо, Кандалакшский алюминиевый завод, каскад Нивских ГЭС, Кандалакшский механический завод, Кандалакшский морской торговый порт.
Погода

Яндекс.Погода
Опрос на сайте

это борьба за экологию
символ единения народов
борьба за экономию электричества
абсолютная глупость


Игровое заведение casino-vulcan-stars Вулкан Старс бесплатно и без регистрации
Память

Книга Памяти жертв политических репрессий Каскада Нивских ГЭС

Смотреть

Воинские захоронения в Кандалакше и Кандалакшском районе

Смотреть

Геральдика
Город Кандалакша
Кандалакшский р-н
Кандалакшский залив
Работа

Работа в Кандалакше и Кандалакшском районе. Информация Кандалакшского Центра занятости населения.

Смотреть

Недвижимость

Квартиры в Кандалакше, любые операции с недвижимостью

Смотреть

Культура
Отдых
Спорт
Объявления
  • Пошив и ремонт обуви в Кандалакше. Обувь для проблемных ног. Высокое качество материалов.

    .

  • Английский язык в Кандалакше. Для профессионалов и новичков

    .

  • Облако тегов
    Алакуртти, Арктика, безработица, вакансии, Варзуга, Великая Отечественная война, Владислав Трошин, война, День города, День Победы, детский писатель, животные, история, Кандалакша, Кандалакшский залив, Кандалакшский заповедник, кандалакшский лабиринт, Кандалакшский район, Колвица, Кольский полуостров, конкурсы, лабиринт, медведи, монастырь, Мурман, Мурманская область, налоги, налоговая инспекция, Олег Бундур, Поморы, праздник, путешествие, работа, стихи, туризм, ФНС, Хибины, центр занятости, Экология, энергетика

    Показать все теги
    Кандалакша » Это интересно » Тайна старого фундамента
    Кластер Беломорье

    .

    Полезные ресурсы: 

    Тайна старого фундамента Это интересно

     

    У подножия горы Крестовой

    Если вам доводилось бывать в Кандалакше и выходить на левобережье к морю по Заречной улице, то в самом конце ее, перед подъемом к взморью, выбираясь к старинному поморскому кладбищу, могли видеть каменный фундамент былого строения, в центре картофельного поля. Могли пройти мимо и не обратить внимания, не задумываясь, а что же там было? Вроде бы каменные хоромы появились в Кандалакше совсем недавно.

     

    Тайна старого фундамента
    Фундамент старой монастырской церкви Рождества Богородицы

    А зря не проявляли интереса! Там, где сохра­нился фундамент, находится свидетельство былого могущества, величия наших мест. Это - фундамент одной из монастырских церквей. Ведь когда-то именно здесь, где сейчас окраина Кандалакши, находился один из северных форпостов русского владычества Московии, как тогда западные гости именовали всю нашу страну. Нет, речь не идет о той церкви, которая по просьбе Кандалакшских ходоков в первопрестольную, как свидетельствуют русские летописи, освящена была в 1526 году в честь Иоанна Крестителя на правом берегу реки. Именно о строительстве ее уже несколько лет ведется разговор, о новом возведении мо­литвенной благости. А это — на левом берегу в «усть Нивы реки», где только фундамент остался нам как напоминание, стояла именно монастыр­ская церковь.

     

    Кандалакшский общежительный мужской монастырь в свое время располагал не единой церковью, что носила имя Рождества Богоро­дицы. Был здесь еще один храм — «в честь Свя­тителя Николая Чудотворца, с двумя предела­ми — в честь апостолов Петра и Павла и Зосимы и Савватия Соловецких...». Это данные 1574 года «по Васильевым книгам Агалина да подьячего Степана Соболева», которые привел в своей книге «Русские лопари» Н. Н. Харузин.

     

    А вообще-то о истории Кандалакшского мо­настыря, его возникновении мы знаем очень мало. В исторической, краеведческой литера­туре в основном говорится о Печенгском Трифоновском монастыре. И вот теперь, когда объяв­лен очередной конкурс «Храмы России» среди опубликованных рекомендуемых тем есть зада­ние, рассказать об этом монастыре, обозна­ченном как саамская Хатынь. Почему? Прежде всего Печенгский монастырь был обителью русских монахов, основан русскими людьми и являлся самым северным нашим форпостом чуть ли не на берегу «моря Окияна».

     

    Обычно отсчет возникновения русских север­ных монастырей ведется с 1553 или 1554 года, когда жалованной грамотой Иван Грозный опре­делил границы Кандалакшского монастыря, «пожаловал... для монастырского строения и для лопского крещения большие земли».

     

    Когда пошло начало нашему монастырю, трудно сказать. Н. И. Костомаров, в свое время широко известный русский историк, автор многочисленных работ по социально-полити­ческой и экономической истории России и Украины (1817—1875) так оценивает теперь уже далекие от нас времена:

     

    «Стремление к основанию новых монастырей путем отшельничества направилось в XV столетии на Крайний Север. Обители возникали за обителями, передавая в грядущие поколения память о святости и подвигах своих основа­телей». ("Русская история в жизнеописании ее главнейших дестелей") 

     

    Это из статьи Николая Ивановича Косто­марова «Соловецкие чудотворцы Савватий и Зосима». И там же:

     

    «На севере Руси при немноголюдном и рас­сеянном населении возник обычай в некоторых деревнях строить деревянные часовни с обра­зами, где народ молился за неимением церквей. Иногда в такую «часовню приезжал издалека священник или иеромонах со святыми дарами, исповедывал и причащал народ. Близ такой часовни обыкновенно проживал какой-нибудь благочестивый старец, внушавший к себе ува­жение своим постничеством и благочестием...».

     

    И представьте себе Кандалакшу, то самое поселение, которое начало складываться в «усть Нивы реки». Как происходило все? Как считает наш мурманский исследователь прошлого Кольского края И. Ф. Ушаков, «из селений, существовавших на Терском 6epeгу, в 1466 году указаны Умба и Варауга».

     

    Но, считает Иван Федорович:

    «Судя по материалам былинного эпоса, сохранившегося на Терском берегу, русское население пришло сюда не с низовий Северной Двины, а с «Поморского» (Карельского) берега». ("Кольская земля - Мурманск". 1972)

     

    А как же тогда с устьем реки Нивы? Как же русские люди, о которых сказано, что они уже жили в Умбе и Варзуге, миновали столь бла­годатное место? Не могли первопроходцы миновать эту самую реку Ниву! И когда раз­личные популярные справочники, например, «Туристские тропы Кольского полуострова»  вещают, что Кандалакша основана в 1526 году, то я «дико извиняюсь». Не могло быть такого! К 1526 году относится приход наших предков в Москву. Напомню еще раз строки из Ростовской летописи - «Приехаша в Москве Поморцы и Лопляне с моря Окияна из Кандолажской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю и просили Антимиса и Священников церковь Свящати и просветити их святым крещением».

     

    Значит, не к 1526 году относится «основание» Кандалакши. Ведь должно было родиться же­лание заиметь на беломорских берегах новую церковь. Для этою нужно иметь сколько-то народу, причем работоспособных мужиков. Лес нужно заготовить. Да мастеровые люди должны сыскаться. Возвести церковное здание по всем церковным канонам тоже не так-то просто. Да и собраться в далекий путь, в Москву, тоже время требуется. И путь туда — это не в вагоне по железной дороге катиться. Никак тут не уложиться в указываемую некоторыми историками дату освоения — 1526-й.

     

    А в «Софийском временнике» (с. 289), на который любит ссылаться И. Ф. Ушаков, гово­рится, что путь до Москвы проделали лишь «лопляне», вместо «поморцев» во многих его публикациях стоит многоточие. И пошло теперь гулять, что церковь в Кандалакше строили «лопляне», а не русские люди, «поморцы», значит.

     

    Ну, ладно, все эти разговоры пока, как гово­рится, вокруг да около. Но все-таки, когда начиналась Кандалакша и при чем здесь фунда­мент былой церкви у горы Крестовой?

     

    Тут хочу напомнить, что есть такие понятия, дописьменная история и, так называемая, пись­менная. Археологи и помогают нам получить представление о той самой истории, о которой нет письменных свидетельств. О Кандалакше же скажем так. Проведенные изыскания, рас­копки свидетельствуют, что здесь, вдоль реки Нивы, от подножья горы Крестовой, как ее называем и до сих пор, до бывшего здания военкомата, археологи открыли добрый десяток стоянок первобытного человека времен нео­лита. Некоторые из них насчитывают VII — V тысяч лет до новой эры, по сути дела возвращают нас в то самое время, когда отсюда только что отступил гигантский ледник. На восток от горы Крестовой находится лабиринт – «Вавилон». Со­оружение наших далеких предков, дошедшее до нас через II — I тысячелетие до нашей эры. Значит, люди поселились здесь очень давно.

     

    Так откуда пошла Кандалакша? Кто даст точ­ный ответ?

     

    Если вы будете искать ответ в различного рода энциклопедических справочниках, то уви­дите: Кандалакша известна как населенный пункт с XI века [12. с. 566]. А некоторые до­бавляют ей века, утверждая, что - с IX века. Но конкретного подтверждения всему этому нет, есть только осмысливание различных косвенных данных.

     

    И первая конкретная дата, что сохранилась в письменных источниках, это 1526 год. Вот почему закрепляется утверждение, что это и есть дата начала Кандалакши. Но, однако, в Ростовской летописи, которую я уже цитировал, нет самого названия – «Кандалакша», говорится лишь о том, что ходоки в Москву были «с моря Окияна из Кандолажской губы усть Нивы реки». Так что... Неконкретность все-таки остается. Но век уже определился - XVI.

     

    Однако почему-то, в имеющейся литературе практически не упоминается более раннее вре­мя, пусть не конкретизированное, но говорящее о некоем факте.

     

    В «Кратком историческом описании монасты­рей Архангельской епархии» читаем:

     

    «Начало просвещению русских лопарей Хрис­товою верою положено в ХIV веке преподобным Лазарем Мурманским, пострижеником Константинопольской или Новоримской высокогорной обители. Он посеял первые семена. Окончательное же распространение ее среди лопарей совершено было преподобным Трифо­ном Печенгским в сообществе с Феодоритом Кольским, одновременно с ним трудившимся среди усть-кольских лопарей».

     

    Удивляюсь, почему это свидетельство цер­ковной литературы прошло мимо внимания наших историков, если они даже не упоминают о нем! А оно, на мой взгляд, в какой-то мере обязывает нас по-иному взглянуть на историю Кольского Севера. Значит, освоение русскими наших северных мест произошло значительно раньше, нежели утверждается в исторической литературе.

     

    Я, к сожалению, не могу пойти дальше в поисках исторической истины. Уже несколько раз пы­тался я высказать свои соображения о спор­ности некоторых утверждений, в частности, что не одни «лолляне» в 1526 году добрались до Москвы — статьи мои так и не увидели света. Поэтому хочу снова остановить внимание любопытствующих на упоминании про Лазаря Мур­манского (именно Мурманского!), который в ЧЕТЫРНАДЦАТОМ веке уже вел проповеди среди лопарей-саамов.

     

    Тайна старого фундамента

    Монастырская церковь Рождества Богородицы

    Из фондов Госархива Мурманской обл.

    Спорным остается и вопрос о времени обра­зования Кандалакшского монастыря. В частности. И. Ф Ушаков утверждает, что история его начинается с 1554 года, с той самой царской грамоты, что жаловала монастырю угодья. Ду­маю, нет. Общежительное бытие началось не по царскому изволению, а по людскому. И не могло по логике быть такое, чтобы в условиях Севера монастырь за двадцать лет мог так расстроиться, что имел церкви, о которых я упоминал.

     

    Выходит, что после жалованной грамоты царя в устье реки Нивы у горы Крестовой вырос монастырь с несколькими церквами. И еще мы не сказали, что же входило во владение его. Ведь нужны и келии для монахов, и как мы сейчас называем производственные помещения.

     

    Но, как бы то ни было, монастырь вырос! Ряд изысканий утверждает, что он мог появиться вместе с освященной в 1526 году церковью Иоанна Крестителя, что на правом берегу реки Нивы. А монастырь обосновался на левом. Появление его весьма беспокоило наших западных соседей, пытавшихся обосновать свое право любыми путями, в том числе и силой оружия.

     

    Тут я считаю должным привести сужде­ние архангельского исследователя старины А. А. Куратова:

     

    «Заселение славянами осуществлялось сред­ствами народной колонизации, без военных столкновении с местным населением. Уже в те первые века закладывались истоки дружбы между русскими, карелами, коми и др. наро­дами». ["Культура русского Севера". 1988]


    И в первой половине XVI века по свиде­тельству «Актов Соловецкого монастыря» су­ществовали поселения наших соотечествен­ников в Керети, Чупе, Пояконде, Бабьем море, Ковде, Жемчужной и других местах, об этом свидетельствуют сохранившиеся документы хо­зяйственной деятельности, всякие «данные», закладные и пр. 

     

    Вот этот оживленный рост усиления влияния России вызывал зависть наших северных со­седей. Со времен Ивана Грозного сохранились документы о поползновении «свеев» - так называли наши предки шведских воителей, на все русское, что прочно укреплялось в Лапландии. А обосно­вались здесь русские непрочно. В «Сообщении Симона ван Салингена о земле Лопии...», до­шедшем до нас, можно увидеть глазами гол­ландца очень многое, в том числе и успехи культуры. В частности, в 1568 году, 430 лет назад, он встретил в Кандалакше человека. Он, «слывший за русского философа, … написал историю Ка­релии и Лапландии, а также рискнул изобрести письмена для корельского языка...». Поду­мать только! Уже была написана «история Коре­лии и Лапландии»! Человек работал над пись­менностью народа, который не имел таковой!

     

    К стыду нашему, в прошлом году мы так и не отметили такое событие из нашей истории, практически не сказали доброго слова о подвиге, свершенном в северной глуши, где уже подня­лись хорошие ростки культуры.

     

    А где же та самая «история Корелии и Лап­ландии», почему мы узнали об этом лишь из записок голландца Салингена, изъездившего Кольский Север явно не из любви к путешест­виям, тайно посещавшего и Москву? Boт здесь я и возвращаюсь к теме разорении Канда­лакшскою монастыря, к фундаменту на месте одной из былых церквей, к разгрому волости Кандалакши, монастырских строений.

     

    В 1589 году произошла великая трагедия. Вот как повествует об этом Соловецкая летопись: «...на Петрово заговейно в ночи приходили немецкие люди к морю в Кандалашскую волость и на монастырь на Кандалашской. И на монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реке тонули, и монастырь и церковь пожгли и животы поимали все. А людей побили 450 человек».

     

    Вот тогда-то и могла в огне пожара сгинуть «история Корелии и Лапландии», труды человека, слывшего «за русского философа».

     

    Вот как описывалось это же в «Архангельских епархиальных ведомостях»:

     

    «Жители Кандалакши, по местному преданию, были избиты шведами. Избиение совершилось весной во время народного гуляния, среди деревни: трупами убитых были наполнены две ямы. В одну были сброшены мужчины, а в другую женщины…» ["Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии". 1886].

     

    Упоминание в Соловецкой летописи «на Петрово заговенье» дает возможность точно установить дату: 26 мая. Ну, а упоминание «немцев» — это всех иноземцев так звали в былые времена простые люди.

     

    Конечно, иноземцы не могли удовлетвориться только разорением Кандалакши и Канда­лакшского монастыря. В Соловецкой летописи мы находим еще одну запись того же 1589 года:

    «...Сентября в 7. грех ради наших, приходили немецкие люди к морю на поморские места рекою Ковдою в полость Ковду, а ис Ковды в волость Унбу, а ис Унбы в волость Керет и в иные мелкие волости заморские. Да ис Керети в волость Кеми, и те волости повоевали, церкви и людей побили, и воевав пошли Кемью рекою вверх, а приходило тех немецких людей 700 человек».

     

    Тайна старого фундамента

    Церковь Рождества Иоанна Предтечи

    Из фондов Госархива Мурманской обл.

    Программа разбойничьих дел у захватчиков была обширной. Они выполняли королевский приказ: истребить все, что можно. Распра­вившись с поморскими поселениями по Бело­морскому западному берегу, они уделили «вни­мание» и северным местам — двинулись на Печенгский монастырь, где также учинили разгром.

     

    Наши земляки-мурманчане очень слабо знают историю края. И местные историки при обра­щении к былому обычно останавливаются лишь на разорении Печенгского монастыря. Когда монастырь Печенгский подвергся разорению, по повелению царя Феодора Иоанновича он был переведен в Колу и стал именоваться Кольско- Печенгским. Но рассказ о нем — это уже другая история...

     

    А после майского 1589 года разорения Кандалакшский монастырь был восстановлен на старом месте. Конечно, не в том объеме. Пришли опять русские люди в «неведомые дали», на «обгорелые пни и кочки», как писалось после очередного разгрома Кандалакши иноземными пришельцами. А тогда и жители окрестных мест, чудом спасшиеся от нашествия ворогов, спо­собствовали возрождению. В частности, Иван Федорович Ушаков свидетельствует, что близ Порьей Губы был монастырь, который называли почему-то «Кокуев». Так вот, монахи этого мо­настыря в 1591 году перебрались в порушенный и восстановленный Кандалакшский монастырь, который к своему имени добавил и название — «Кокуев». Что обозначает это название, сказать не могу.

     

    Восстановили в Кандалакшском Пречистен­ском монастыре всего одну церковь - Богоро­дицкую, а на Никольскую с двумя приделами возможностей, видимо, не хватило. Вместо нее возвели часовню. К сожалению, она сгорела в 1783 году, и где стояла, где находилась и Ни­кольская церковь никто указать ив смог.

     

    А церковь Рождества Богородицы, или как ее называли — Богородицкая, выстояла не только разорение 1589 года. Зарубежным нашим недругам не нялось, они не раз приходили в Кандалакшу, грабили все, что могли, жгли. И так длилось столетия.

     

    Последнее разорение церкви на левом берегу Нивы произошло английскими пиратствующими моряками в годы, когда на юге Российской державы, в Крыму, осаждался город русской славы — Севастополь. В годы Крымской кам­пании иноземцы не один раз заходили и в воды Белого моря, грабя крестьян, разоряя Мурманское побережье. Тогда же разо­рили и Колу, об этом написано немало.

     

    В Белом море иностранным военным судам очень уж хотелось захватить Архангельск, разо­рить Соловецкий монастырь. Но не довелось им это осуществить. Зато над поморскими селе­ниями покуражились. Высаживаясь на берег, ничем не брезговали. Забирали собранную поморами морошку и бруснику, ловили кур и овец, забирали все, что хотели. На сельском кладбище в Ковде, например, они собрали медные иконки, прикрепленные к могильным крестам — занялись сбором «цветного лома». В 1854 году в общем-то похозяйничали.

     

    Помня о безнаказанности, в следующем году пиратствующие англичане повторили свой набег. Однако Кандалакшские мужики не по­желали принимать незваных пришлых гостей.

     

    6 июля 1855 года с подошедшего английского корабля попытались высадить на берег 150 матросов и солдат под прикрытием орудийного огня. Прежде всего на «большую сторону», на правобережье. Однако поморы встретили их ружейными выстрелами. Англичане отсту­пили. Тогда они двинулись на «малую сторону», где когда-то был монастырь (кстати, упразднен он был распоряжением архиепископа Архан­гельского и Холмогорского «по скудности и неу­мению братии и служителей» 14 апреля 1742 года). Там жило мало народу, отпор давать было некому. Как докладывал впоследствии Архангельский военный губернатор военному министру:

     

    «...Неприятель, высадившись на берег, сжег находившуюся там церковь Рождества Бого­родицы и затем отплыл на пароходе...».

     

    Обозленные за неудавшуюся высадку на правобережье села, англичане подвергли Кандалакшу орудийному обстрелу. От начавше­гося пожара сгорело 46 домов, 29 амбаров и ряд других построек.

     

    Я не могу сказать, сколько раз горела Бого­родицкая церковь — несколько раз. В послед­ний — от руки англичан, как свидетельствовали кандалакшцы, преднамеренно, изнутри. А восстановили ее на прежнем месте через десять лет «на высочайше пожалованную сумму» в 1865 году.

     

    И простояла до 1940 года. К этому времени она обветшала изрядно. Тогда Кандалакшский райисполком, как свидетельствуют документы, принял решение, закрыть церковь. Ее разобрали перед самым началом Великой Отечественной войны. С той поры и остался фундамент посреди картофельного поря, мимо которого в хорошую погоду в летнее время идут толпы кандалакшцев к морскому берегу. А так как за последнее де­сятилетия население Кандалакши значительно обновилось, приезжие не знают, что там, ка левобережье Нивы, у старинного поморского кладбища стояла много видевшая церковь.

     

    Taк один из памятников утверждения русского присутствия в Лапландии, в «дикой Лопи», ока­зался в забвении. Да и судьбу, историю церкви Иоанна Предтечи что высилась на правобережье, упоминаемой с 1526 года, тоже мало кто знает. Ведь и ей досталось немало бед от всякого рода иноземцев, добиравшихся до «усть Нивы реки».

     

    Тому уже немало лет, как былое Кандалакшское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры разра­батывало прожекты восстановления старого быта Кандалакши, ее давнишнего облика. Предполагалось взять под охрану государства дом на Заречной улице, постройки поморские. Тогда, возможно, дошла бы очередь и до фун­дамента былой монастырской, потом приходской церкви Рождества Богородицы. Пусть и не самой церкви, а обозначения ее положения на мест­ности, где Она стояла и где до сих пор фундамент четко обозначает место, где высилась она.

     

    Необходимость бережного отношения к бы­лому, к месту, где с XVI века стояла церковь былого Кандалакшского монастыря, вызывавшая неприятие со стороны врагов, назрела сейчас как никогда. Кто-то должен стать инициатором обретения участка земли с фундаментом. Кто должен стать таким изначальным эаботником? Конечно, Церковь! Те верующие, кто просто обязаны хранить память о былом. Должны найтись люди, которые помогут, если вызовется необходимость, в сборе средств для обихаживания памятного места.

     

    Обязательно надо вспомнить, восстановить крест на горе Крестовой, он высился там до лета 1915 года, тогда снес его ураган. Я встречал упоминание имени этой горы в 1630 году, а откуда оно пошло, не знаю.

     

    Обо всем этом писал я в Кандалакшской прессе. Напечатанное «не увидели». Обращался к священнослужителям, в том числе и к епископу Мурманскому и Мончегорскому Симону со своими раздумьями, с предложениями — практически решения не вижу.

     

    Напомню. Богородицкая церковь в устье реки Нивы простояла многие годы. В Кандалакше долгие годы ломают головы над тем, как привлечь туристов. И в то же время ничего не предпринимают, чтобы приложить усилия, чтобы явить народу славную и горькую память, напомнить о тех, кто подарил нам у подножия горы Крестовой место, прочно обжитое, где теперь вырос город.

     

     

     

    Е.Ф. Разин. Журнал «Наука и бизнес на Мурмане», 1999 г. № 3 (сент.)

     

     

     P.S. 

    Эту статью известный в Кандалакше журналист и краевед Ефим Федотович Разин написал довольно давно…. С тех пор многое уже изменилось и, к счастью, в лучшую сторону: фундамент монастырского храма Рождества Богородицы по праву стал историческим памятником. И как мечтал Ефим Федотович, именно Церковь стала главным «заботником» этого важного для истории города объекта. В 2015 году фундамент впервые был обследован археологами и сделаны очень интересные открытия. А на вершине горы Крестовой восстановили Поклонный Крест, изготовленный мастерами Кандалакшского Механического завода, который к настоящему времени, увы -  уже сам стал историей….

     

    Тайна старого фундамента
    Поклонный Крест на горе Крестовой



    Ключевые теги: Кандалакша, Кандалакшский район, история, церковь
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Летописи о Кандалакше
  • Откуда пошла Кандалакша
  • Candelaх или Канделахте
  • Кандалакша без монастыря
  • Из истории Кандалакши


  • Добавление комментария



    Главная страница | Статистика           Яндекс.Метрика      Copyright © Борис Гуреев,
    2007 год.
    guboris@rambler.ru