Из жизни преподобного Феодорита Кольского
Я бы хотел начать с того, что сказал президент России Дмитрий Медведев 22.09.2009 г. «Уважительное отношение к прошлому».
Евгений Николаевич Жуков в своей статье в газете «Нива» №36 12.09.2008 г. писал «Если уж заниматься историей, то это надо делать серьезно, тут ошибок и неточностей допускать нельзя».
Историческая хроника Кандалакши и района составленная Шабуниным «920-930» годы. Как свидетельствует скандинавская сага, норвежец Гаук, по прозвищу Ястреб, совершал походы в Биармию (древнее название северных районов России) и посещал селение близ устья реки Нивы, где жила кормилица норвежского воина Гаральда, по прозвищу Серый Плащ. Речь может идти о селении, на месте которого и возникла Кандалакша. (Нива от 23.05.1998 г.)
Сергей Дурылин в книге «Кандалакшский Вавилон» Москва. 1914 г. стр.3 писал, что г. Кола впервые в летописи упоминается в 1264 г «…селение Кандалакша, основание которого должно быть отнесено едва ли не к тому же времени, как и основание Колы: по крайней мере, в 16 столетии Кандалакша была даже более значительным селение, чем Кола. В 1581 г. В Коле было 226 дворов, тогда как в Кандалакше - 246 дворов».
Надо думать, что и в доисторическую эпоху местность, занимаемая Кандалакшей, была обитаема. Одним из местных крестьян были найдены неподалеку от села два кремниевых топорика, несомненно, принадлежащих к каменному веку. Эти топорики стали врачебным средством.
В шведском архиве на шведском языке есть грамота князя Ивана III о распределении дани с лопарей, где упоминается погост Кандалакша за 1517 год.
В 1526 г., по просьбе приехавших в Москву Поморцев и Лоплян «с моря-окиана, с Кандалакгской губы», архиепископу Макарию повелено было послать туда из Новгорода священника и диакона, которые вероятно, совершив плавание от берегов Двины, прибыли на место и освятили там церковь во имя Рождества Христова. Основываясь на том, что здесь говорится о Поморах и Лопарях Кандалакшской губы, безошибочно можно полагать, что это летописное указание относится к волости Кандалакше или к «погосту Кандалагскому».
(стр. 26 Мурманский и Терский берег по книге Большого чертежа. С-Пб 1869 г.)
Еще с большей вероятность можно сказать, что путешествие в Колу выше упомянутых духовных лиц, было совершено морем,…(стр.27) 7 июня (25 мая) – пророк Иоана предтеча (Третье обретение главы, 850)
Личностью Феодорита нередко интересовались исследователи. Ю.Д.Рыков, в отношении Феодорита ограничился пессимистическим выводам: «К сожалению, у нас нет никаких данных, позволяющих проследить судьбу архимандрита Феодорита и степень достоверности Курбского». (Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. 1972 г. М.)
Однако некоторые сведения в источниках о жизни и деятельности этого человека все-таки сохранились. Ряд документов подтверждает по крайней мере два основных события его жизни, описанной князем А.М. Курбским в «Истории о Великом князе Московском», что архимандрит был в Суздальском монастыре и важнейшее деяние жизни - поездка в Константинополь.
Иван грозный, короновался на царство в 1547 г. и добивался утверждения своего царского титула у Вселенского патриарха. Курбский пишет, что с этой целью в Константинополь был отправлен Феодорит, который успешно выполнил свою миссию.
Никоновская летопись о деятельности Феодорита сообщает несколько иное: «А к патриарху послал.. Ивашка Волков, а во святую гору бывшего архимандрита Евфимьева монастыря Феодорита».
Ряд ценных сведений о миссии Феодорита сообщают документы Посольского приказа. Он был отправлен в Константинополь вместе с митрополитом Евгринским и Кизицким Иоасафом и русскими купцами 1 января 1557 г. «...с поручением получить от патриарха и собора грамоту с благословением Ивана IV на царство и вернулся от патриарха 2 декабря того же года».
Второе важное сообщение Курбского касается архимандритсва Феодорита в суздальском Спасо - Евфимьеве монастыре. Этого самого высокого в своей жизни поста он, по словам «Истории», достиг благодаря дружбе Артемия, который после Стоглавого пользовался расположением царя. Нестяжателя Феодорита не любили как сребролюбивые монахи, так и епископ Суздальский. По их наветам он был заточен в Кириллов монастырь, пробыв архимандритом 4 или 5 лет. По данным П.М.Строева, Феодорит был архимандритом Спасо-Евфимьева монастыря в 1551-1554 г. Данные эти подтверждаются.
Первый акт, упоминающий архимандрита Феодорита - это жалованная не судимая грамота царя Ивана от 17 мая 1551 г. Феодорит становится во главе монастыря в начале 1551 г. В момент наивысшего взлета Артемия. Время оставления им обители датирует ряд документов, связанных с тяжбой между монастырем и охотниками Целагинского Яма за спорную землю по устью реки Подоксвы. «Лета 7063 октября в 24 день. Целагинского яма охотники, подали жалобницу на Спасского Евфимьева монастыря на архимандритова, на Феодоритова приказчика». А 28 января 1556 г. дело слушалось в присутствии «ответчика Ждана Сурина в архимандриче в Михайлово место».
Следовательно, Феодорит покинул монастырь между 24 октября 1554 г. и 28 января 1556 г, пробыв архимандритом четыре или пять лет.
Подтверждается источниками еще одно сообщение Курбского о Феодорите, а именно о том, что он принял постриг в Соловецком монастыре. Авторы сборника «Соловецкий патерик» пишут, что близ южной стены Преображенского собора над его могилой, доселе сохранилась плита со следующей надписью: «лета 7079 августа 17 дня представился раб божий священно архимандрит Суздальский Евфимьева монастыря священноинок Феодорит соловецкий постриженик».
Подводя итоги, можно сказать, что ряд данных жития Феодорита, в изложении Курбского подтверждаются другими источниками, Это свидетельствует в пользу его достоверности, а следовательно, в пользу авторства Курбского. Трудно предполагать, чтобы какой-нибудь писатель 17 века с такой точность восстановил биографию не слишком заметного деятеля прошлого века, выяснил такие даже детали, как продолжительность поездки в Константинополь (примерно один год) и архимандритства в Суздале (4 или 5 лет).
Около половины 16 века, как мы знаем, устроены 2 монастыря просветителями лопарей: препод. Феодоритом - Троицкий на устье реки Колы и препод. Трифоном - Троицким на реке Печенге. Около того же времени существовали еще 2 монастыря на самом дальнем севере у Белого моря: Кокуев или Кукуев в устье реки Порьи и Кандалакшский на восточном берегу Кандалакшской губы при устье реки Нивы. (История Русской церкви в период разделения ее на две митрополии. Макария митроп. Москов. .С-Пб 1891 г.)
Феодорит
(1489-1490 – 17.08.1570)
Упоминания в летописях.
Родился в Ростове предположительно в 1481-1571 гг. В 13 лет ушел в Соловецкий монастырь, через год постригся в монахи и жил там в течение 15 лет. После был хирописан в дьяконы и отправился странствовать по монастырям (В монастырь Александра Свирского, а затем в Заволжские монастыри). Два года прожил в Кирилло-Белозерском монастыре.
Припомнив неудачу прп. Феодорита с монастырем в Коле, его обвинили в ереси и подрыве основ государства и отправили в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.
( Биографический словарь миссионеров русской православной церкви. , 2004 г.)
Прп. Феодорит родился около 1495 г. В г. Ростове. Время кончины 1557 г. ( Краткое историческое описание приходов Архангельской епархии. Вып. 3 Архангельск 1896 г. Стр.200)
Князь Андрей Михайловия Курбский (1528-1583) в апреле 1564 г. Наместник Ивана IV бежал в польскую Ливонию. Духовником князя Курбского был Феодорит.
Михаил Васильевич Тучков являлся дедом изменившему Ивану Грозному князя Курбского.
В 1561 – 1577 в Спасо - Прилуцком монастыре проживал прп. Феодорит Кольский духовник князя Андрея Курбского, просветитель лопарей... (стр. 452 Вологодская энциклопедия. Вологда. «Русь» 2006 г.).
Архимандрит Феодорит, просветитель Лапландии христианскою верою, пребывал на покое в вологодском Спасоприлуцком монастыре с 1561 предположительно по 1577 г.
(Вологодская старина. Историко- Археологический сборник. Составил И.К. Степановский. Вологда 1890 г.)
Феодорит родился (ок. 1480 г.) …Место, а равно и время кончины Феодорита в точности не установлено, одни утверждают, что он около 1576 мирно скончался в уединении, др. передают, что он будто бы за то, что осмелился просить прощения Курбского у Ивана Грозного, был по приказанию последнего утоплен в реке.
(стр. 761 «Русские святые и подвижники православия: историческая энциклопедия, Институт русской цивилизации 2010 г.)
Автор: Александр Невзоров.