Культ Священного Харна
Примерно с XII - XIV тысячелетия до новой эры в Скандинавской культуре зародился культ Оленя-Воина Харна. Человек-Олень всегда выступал на стороне сил Света и Добра против сил Тьмы и Зла.
По мере распространения Арктической культуры на Восток, от Скандинавии до Чукотки, у народов севера распространялся и культ этого отважного Человека-Оленя. Отвагу отчаянному Оленю-Воину придавала уверенность, что Священные камни способны залечить любую рану. По мере продвижения Арктической культуры по всей территории Евразии, вплоть до Дальнего Востока и Индии, с ними пришли и носители древней культуры (без разницы, были ли это мифические арии, пеласги, лелеги, самаритяне или нынешние калаши, хунза, дари). Но повсюду, где современные исследователи обнаруживают следы культа Священного Оленя мы обнаруживаем и культуру мегалитов. Что на Ближнем Востоке, что в Индостане или в странах Востока.
Поэтому Культ Харна стал частью мегалитической культуры, и искусство литотерапии во многом обязано своим появлением именно культу Харна. Человек-Олень был так же символом магического боевого искусства, и военные жрецы, участвуя в походах , надевали специальный шлем, украшенный рогами.
Найденный в XIX веке в кургане на острове Готланд шлем, увенчанный рогами и породил легенду, распространенный миф, что, якобы, скандинавы носили рогатые шлемы. Ошибка состояла в том, что при погребальном обряде, павшего воина кремировали. Совершался обряд Тризны и ничего не сохранялось после погребального костра. А земле придавали лишь жрецов.
Но тем не менее, традиция украшать рогами боевые шлемы сохранилась и дошла аж до Японских островов. Скандинавские переселенцы, более известные как Айны, из числа которых и формировались воинские части Самураев в эпоху Дзимму, принесли с собой и некоторые элементы боевой экипировки. И это было еще до прихода монголоидов на Японские острова в эпоху Яёи.
В числе воинских отрядов были и высокочтимые вожди, которых стали считать не жрецами, а военачальниками. С тех пор, как японцы усвоили боевые науки айнов, распространилась традиция украшения шлемов рогами.
На многих миниатюрах и статуях великие военачальники и вожди украшали свои шлемы многометровыми рогами, что с боевой точки зрения далеко не разумно.
В Россию культ Харна вернулся уже в начале 17 века. Народ саами из Норвегии, а в конце 19 века и ненецкие оленеводы с Ямала переселились на территорию Кольского полуострова Они принесли с собой и культ Харна, который стал называться уже "культом Мянташа", не утратив при этом свою воинственность и магические свойства.
Отечественные этнографы и писатели создали новую трактовку этого культа, превратив его просто в красивую сказку. Но по всей Евразии культ Харна сохранился в мифах, легендах, предания. Священным считался Белый Олень в Германии, в Италии, в Англии.
Среди народов Урала известен Олень Золотое Копытце. У древних Иудеев в Торе есть Священный Белый Олень. Из Библии нам известен образ Священного Оленя Давида, принесшего победу иудеям при завоевании Земли Обетованной.
Иоганн Шеффер в своих записках отмечал, что появление Хорна на Священных плато среди Сейдов - есть некое Великое знамение. Но он появляется лишь в пиковые фазы Луны, либо в Новолуние или в Полнолуние. Поэтому народам Арктики само появление Харна всегда внушало суеверный страх.
И в наше время, нахождение в Геопатогенных зонах, где располагаются Священные Сейды, чревато поражением геомагнитной энергией. При попадании под излучение человеку грозят самые невероятные последствия.
От энергетического удара до провала в пространстве или амнезии. Поэтому, пока все феномены и странные явления в геопатогенных зонах еще мало изучены, любителям прогулок по Арктическим сопка лучше в такие дни воздержаться от посещения опасных районов. Ежегодно, по данным МЧС в этих зонах бесследно пропадают люди, не оставляя никаких следов. Например, в 2013 году, только в Новолуние 19 августа в момент появления Харна на Священном плато, в этом районе бесследно исчезли несколько человек!
Исследователи аномальных явлений в геопатогенных зонах неоднократно предупреждали любителей рыбалки, охоты, сборщиков грибов и ягод – не заходите в незнакомые места и особенно там, где на вершинах стоят мегалиты класса Сейд. Это не шутки! Любопытство может вам дорогого стоить. А уж если вы заметили в такой зоне, в зоне Сейдов, Белого Священного Оленя, постарайтесь не задерживаться вблизи. Обычно первыми опасность чувствуют собаки и поднимают тревогу, предупреждая хозяина. Последствия игнорирования признаков опасности могут быть самые невероятные. От благоприятного знамения до крупных неприятностей и проблем со здоровьем. Хочется еще раз предупредить любителей побродить по сопкам Кольского полуострова: без опытного сталкера не стоит посещать незнакомые места в Кейвах и надеяться что на открытом пространство тундры нельзя заблудиться. Осторожность прежде всего! Сопки и тундра фамильярности не прощают.
Владислав Трошин. Историк.
Действительный член Русского Географического общества.