К А Н Д А Л А К Ш С К И Й   И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й   П О Р Т А Л
Главная сайта

«Жить – значит любить ближнего, значит помогать ему жить. Больше ничто не значит жить и больше не для чего жить».
В.О. Ключевский

Тел: 8(815-33) 5 – 55 – 52
E-mail:
siluann@gmail.com

«СЛОВО»
газета кандалакшского православного прихода

Выпускается с января 2007 года,
как приложение к газете «Нива».
№ 4, апрель 2010 года

НОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ
В России началась апробация нового школьного комплексного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»

Эта дисциплина введена с 1 апреля этого года в 19 регионах страны, Мурманская область в это число не вошла. Школьники нашей области приступят к изучению нового предмета в апреле 2011 года, в отличие от педагогов, которые уже начали теоретическое знакомство с курсом. Для этой цели специалистами информационно-методического центра был организован «круглый стол» с участием педагогов школ, представителя православной церкви отца Александра, представителя краеведческого отдела ЦБС Д. Лоскутова, на котором обсуждались перспективы и проблемы введения новой дисциплины.


- У нас остался год на подготовку к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», и, как показал «круглый стол», вопросов на данный момент больше, чем ответов: это и технологические вопросы, кадровые и т. д. Нам повезло, что на следующий год будут подведены какие-то первоначальные итоги, наработан опыт нашими коллегами из других регионов, благодаря чему мы по многим моментам не наступим, так сказать, на грабли, а пока на местном уровне обдумываем, как лучше, удобнее для нас будет ввести в школьный курс эту дисциплину.


О результатах «круглого стола» рассказала Г. Былина, методист информационно-методического центра:


- Галина Ивановна,объясните, что за новый предмет ждет наших школьников в следующем году, и почему с его введением возникло столько проблем? - Разговоры о введении подобного предмета в учебный план ходят уже не первый год.
В 2009-м на государственном уровне состоялась встреча президента Д. Медведева с представителями различных религиозных конфессий, итогом которой стало принятие решения о разработке и введении новой дисциплины, которая дала бы возможность школьникам ознакомиться хотя бы вкратце с основоположениями главных религий.


Курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Каждый из них дает общее представление о сути выбранной религии. Как заявляется на государственном уровне, это именно светский курс, а не религиозный, но, я думаю, было бы не лишним на какие-то вопросы отвечать не светским учителям, а представителям религий.


Дисциплина будет преподаваться в четвертом, пятом классах, а точнее, последнюю четверть четвертого и первую - пятого. Каждый ученик вправе выбрать любой понравившийся модуль, который он намерен изучить. С этого момента можно говорить о первой возникающей проблеме: как организовать изучение модулей учениками, ведь в классе в среднем по 25 человек, каждый может выбрать направление по своему вкусу. Как будет проходить обучение в классе? Очень надеемся перенять опыт наших коллег в этом вопросе.


Вторая проблема - кадровая. Министр образования и науки РФ А. Фурсенко говорит, что преподавателями данного курса могут быть хоть физики, но все-таки склоняется к историкам. Все же в курсе истории, естествознания даются какие-то основы религий в силу того, что эта тема связана с нашей жизнью, с развитием общества, историей. Чтобы учитель был способен читать лекции по «Основам религиозных культур и светской этики», ему необходимо пройти обучение. Мы так думаем, что обучать наших педагогов будут на областном уровне, потому что здесь, на местах, чет средств, чтобы направить на платные обучающие курсы.
В Кандалакше дисциплина будет проходить апробацию во 2-й, 5-й и 15-й школах.


- Готовы ли на сегодняшний день учебники по этой дисциплине?


- Да, Министерство просвещения в срочном, форсмажорном порядке разработало учебный материал, уже к марту он был готов. На каждый модуль свой. Мы эти учебники еще не видели, так как их выпущено ровно такое количество, сколько указано в заявках регионов, участвующих в апробации проекта. Наши педагоги и ученики увидят их только в следующем году и, быть может, уже с внесенными изменениями. Я так думаю, что учебники будут выдаваться учащимся в обычном режиме, в зависимости от того, какой модуль выберет ребенок.


- На ваш взгляд, не рано в четвертом классе начинать изучение таких непростых даже для взрослых дисциплин?


- Я так думаю, что министерство нацелило изучение основ религиозных культур именно на 4 – 5 класс не случайно,ведь в этом возрасте дети еще эмоционально восприимчивы, именно в этом возрасте пора закладывать зерна добра в их сердца. У нас цель - способствовать совершенствованию духовно-нравственного воспитания, научить детей уважать ценности других религий, чтобы в голове отложилось, что хоть мы и разных религиозных культур, но все мы, в первую очередь, люди.


- Галина Ивановна, спасибо за ваши разъяснения, и будем с вами ждать первых результатов апробации новой дисциплины.

Беседовала Ю. Прокофьева.


 

«ОБНОВЛЕНИЕ»

Редакция православных страниц «Слово» приглашает
всех желающих к участию в конкурсе «Обновление»

Сделать лицо газеты - ее первую страницу - более привлекательной, живой, доступной и понятной мечтает любой издатель. Но как это сделать, знает далеко не каждый, и в этом деле без помощи читателей не обойтись, ведь все это делается именно для них.

Мы планируем, что после летних каникул у нашего «Слова» изменится внешний облик - верхняя «шапка» и логотип.

О логотипе и пойдет сейчас речь. Графический рисунок (сейчас это книга, оформленная в виде голубя, распахнувшего крылья-страницы) должен нести смысловую нагрузку. Это должен быть значок, отображающий саму суть нашего издания.

Как он будет выглядеть, в какой технике выполнен? Мы приглашаем вас к творчеству и ждем ваших работ в любом формате до 24 мая 2010 года по адресу: Горького, 12.

Лучшие работы будет оценивать компетентное жюри в составе Ивана Орлова (председатель, дизайнер), игумена Силуана, Дмитрия Лоскутова, Галины Суроевой, Евгении Богдановой (дизайнер).

По итогам конкурса будет определен только один победитель, которому будет вручен ценный памятный подарок.


«Воспитать любящее сердечко»

В нашей взрослой жизни, пожалуй, это самое важное дело
и самое ценное, потому что центром человеческой жизни является Любовь

Да и сам человек - существо духовное и жить без любви не может: либо чахнет, либо озлобляется, либо еще что непотребное с ним происходит. А как же духовное существо возрастает без духовного воспитания?

Вот как раз о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста и пойдет наш рассказ.

Вы скажете: «Что они могут в этом понимать? - такие маленькие...» Поверьте, больше, чем мы с вами!

«Встретились две мамы. Одна другой говорит: « Тебе хорошо, у тебя пай-мальчик, а у меня...» - горько вздохнула, и глаза такие грустные. Просто жалко ее стало, захотелось, чтобы и её сыночек был пай-мальчиком, да и другие дети тоже. И вот я решила: буду вам рассказывать о хороших детях и добрых делах, чтобы и вам захотелось быть хорошими».

Это всего лишь фрагмент из цикла занятий по духовно-нравственному воспитанию, которые проводились в детском саду № 48 (воспитатель Балагурова Ольга Николаевна). При составлении серии занятий использовались рассказы из сборников белорусского писателя и педагога Бориса Ганаги. Они повествуют о жизни детей и взрослых, несут оценку поступкам (положительную или отрицательную). Как удивительно воспринимали их дети: и умом, и сердцем, порой до слез (так было при чтении рассказа «Бриллиантовые слезы»). Стопроцентное внимание и проникновение в суть произведения. А секрет прост - он взят из опыта православного лицея в Москве: дети слушали чтение рассказа на фоне классической музыки.

Синтез слова, музыки и живописи оказывает сильное действие на ум и чувства ребенка, на формирование определенных нравственных качеств (доброта, мирность). На всех занятиях присутствовал колокольчик как символ духовно-нравственного пробуждения.

«Послушайте, кого позовет колокольчик, - милосердных детей». Подходили все, значит, все хотят быть милосердными.

А что значит слово «милосердие»? - милующее сердце.

Это так близко детскому сердцу: посочувствовать и помочь. Дети увидели красоту этих нравственных категорий. Увидели, и приняли, и полюбили:
- и смелую девочку Лизу, она спасла маму от верной гибели. Оказывается, маленький человек может совершать подвиг, если любит;
- и доброго Шурика, он посочувствовал раненой собаке.

Не все дети в рассказах были паиньками: внук-то поступил с дедом не по совести, а как эгоист.

«Вы бы как поступили на его месте, если бы с дедом по грибы пошли?» - и грибы деду в корзинку собрали бы, еще и корзинку помогли бы нести -такие были предложения от детей.

- Знаете, дети, что внук потом так и сделал. Хотите посмотреть, каким он стал? Вот он на картине с колокольчиками. Смотрит ласково, словно спрашивает: «Вам помочь?». Так закончились занятия о любви, милосердии и трудолюбии.

У всех детей разные способности, и не все могут одинаково успевать в учебе, но в нравственном совершенствовании все дети без исключения имеют равные возможности. «Наша жизнь такова, каковы наши мысли. Но наши мысли не тайна, они явны, их рассказывает сама жизнь. Мы знаем, то есть нам не нужно говорить, кто нас любит, а кто нет, уважает или нет, мы это чувствуем, нам это передается. Значит, и духовные качества воспитываются с помощью мысли. Мы таковы, каковы наши мысли», старец Фаддей (Витовницкий).

Проводимые занятия по духовно-нравственному воспитанию являются подтверждением слов старца: дети радовались тому, что имели добрые мысли и добрые желания. И пусть мы не увидим, как прорастают семена доброго и вечного, но они непременно прорастут в свое время. «Душа ребенка, как чистая магнитофонная лента, - можно записывать доброе, а можно и дурное». Но если запишем больше доброго, где будет место худому, прочему? Говорят: «Свято место пусто не бывает». Душа ребенка, не озлобленная, не отягощенная укорами совести, и есть святое место. Будем стараться вложить в нее сострадание, милосердие, любовь. И тогда, может быть, не будет у нас брошенных стариков? И совсем не будет брошенных детей?

В заключение стихотворение Николая Колычева:

    Иссхошая, увядшая страна
    Я плачу,
    но не верить не умею.
    Сегодня
    в глубину растет она,
    Все дальше, все труднее,
    все больнее.
    А иноземцам
    видится погост,
    Где дерево
    крестом последним чахнет.
    Но мир однажды
    изумленно ахнет,
    Когда воспрянет Русь
    и встанет в рост. Это обязательно будет! Раньше или позже - зависит от того, какие духовные силы накопим и как скоро. А будем ли мы с вами соработниками этого благого дела? Хотелось бы быть.

    Л. Бутакова.


    «ЗОЛОТЫЕ ЗЕРНЫШКИ»

    «У него золотое сердце» - о ком так можно сказать?» -
    спрашивает у ребят воспитатель Людмила Николаевна. «О добром, справедливом, милосердном человеке,
    о том, кто совершает хорошие поступки», отвечают дети.

    На занятии в подготовительной к школе группе детского сада № 12 «Рыбка» идет разговор о вечных нравственных ценностях.

    Удивляюсь, как дети старшего дошкольного возраста свободно ориентируются в таких сложных этических понятиях, как «участие», «сопереживание», «милосердие». Затем активно обсуждается недавно прочитанный рассказ о мальчике, который заботливо и с любовью относился к своей маленькой сестренке. После каждого вопроса о поступках героев произведения поднимается множество рук. Никто не остается в стороне от принятия решения, кому же из участников событий дать «золотое зернышко» (так дети символически обозначают хороший поступок). Воспитатель спрашивает: «А знаете ли вы кого-нибудь, похожего на героя этого рассказа?» Дети знают: это их товарищ Егорка, который заботится о своей сестричке. И тут же предлагают дать ему «золотое зернышко» за доброту, а еще одно - сестричке, потому что она тоже очень любит Егора, а еще их маме, потому что она воспитывает таких дружных детей. При этом на лицах у ребят искренняя радость, оттого что рядом с ними такой замечательный мальчик и они могут отметить его добрые поступки.

    После занятия беседую с Людмилой Николаевной Влащенко, которая работает в детском саду «Рыбка» уже более 20 лет. Она увлеченно рассказывает о своей работе по духовно-нравственному воспитанию. Результатом своей педагогической деятельности считает не только старания детей стать лучше, но и то, что ребята обращаются к родителям с просьбой совершать хорошие поступки, чтобы в их сердцах тоже засверкали «золотые зернышки». Эта наивная детская вера в добро не оставляет взрослых равнодушными и заставляет стремиться к нравственному совершенству.

    Обратная связь в работе с детьми и родителями присутствует и в детском саду № 52 «Медвежонок» на занятиях у воспитателя Легких Аллы Владимировны. В течение учебного года ребята постигают нравственные истины, знакомясь с произведениями Бориса Шергина, и активно привлекают к сопереживанию литературным героям и оценке их поступков своих мам и пап.

    Целенаправленная просветительская деятельность с родителями по духовно-нравственному воспитанию проводится также в детском саду № 13 «Олененок». Семьи воспитанников принимают участие в обсуждении нравственных проблем современности, пытаются найти пути их решения, делятся опытом воспитания своих детей. В 2009 году старший воспитатель детского сада № 13 Смирнова Наталья Николаевна представляла опыт работы педагогического коллектива в рамках Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» и стала лауреатом в номинации «Лучшая инновационная разработка года». Вдохновленные успехом коллеги, в этом году в муниципальном этапе конкурса примут участие педагоги из дошкольных учреждений № 12, 13, 48, 52. Лучшие материалы будут направлены в Мурманск для участия в региональном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя».

    Почему в названии конкурса слово «подвиг», ведь ничего героического педагоги не совершают? В. И. Даль в своем словаре дает несколько значений этого слова, одно из них - «важное, славное деяние». Несомненно, труд воспитателей по формированию личности ребенка, в основе которой лежат идеалы истины, добра и любви, - это глубокая и значимая педагогическая деятельность. Поэтому можно согласиться с высказыванием М. Горького, что «в жизни всегда есть место подвигу».

    Хочется пожелать воспитателям терпения в ежедневном кропотливом труде, а их воспитанникам - неугасимого желания наполнить свои сердечки «золотыми зернышками» так, чтобы про каждого можно было сказать: «У него золотое сердце»!

    Е. Федорова, методист ИМЦ.


    БАБУШКА МАРФА

    Позвольте мне рассказать о человеке, который стал моим
    главным воспитателем, о моей бабушке Марфе Андреевне

    Родилась она в позапрошлом веке на Украине, в семье дьякона сельской церкви, о чем она всегда вспоминала с тайной гордостью. Детей было семеро, но Марфа - единственная, долгожданная дочерь, последняя из детей. Родители друг за другом упокоились, и бабушка девочкой воспитывалась в большой семье старшего брата Степана, который и выдал ее замуж в 1910 году. Через год родился первенец Иван - наверное, лучший среди четверых бабушкиных сыновей. Она ждала его с Отечественной войны до самой своей кончины и не знала, что уже в сентябре 41-го он сложил голову под Смоленском.

    Два других сына и дочь (моя мама) молитвами бабушки прошли всю войну и вернулись невредимыми.

    Каждое лето мама отвозила меня и брата к бабушке, и каждое лето было летом радости. Я любила бабушкину квартиру, где все было отдельно: вода в колонке, туалет на улице, отапливались углем, обед готовили на керосинке. На стенах висели фотокарточки ее близких, а в главном углу стояла икона Божьей Матери Тихвинской, украшенная бумажными цветами, и бабушка вечерами молилась перед ней, стоя на коленях. Эта венчальная икона бабушки сейчас у меня.

    Во дворе была зеленая трава, сарай, где хранили уголь и дрова, беседка, обвитая диким виноградом. По вечерам мы с подружками сидели в беседке, рассказывали друг другу «страшилки» и «про любовь», пели песни и грызли семечки. Бабушка разрешала нам купаться в речке и гулять в парке. Там росли огромные липы и каштаны.

    Еще мы ходили в церковь. Почти каждый день. Церковь пророка Илии находилась прямо напротив бабушкиного дома. Там всегда было тихо, очень красиво и прохладно. Бабушка давала мне немного денег, я покупала свечи, ставила их перед иконами, обходила всю церковь, прикладывалась к иконам. Не помню, понимала ли я хоть что-нибудь, но те образы, которые я видела, остались в памяти навсегда, и когда я много-много лет спустя впервые пришла в нашу церковь Иоанна Предтечи и огляделась, то с радостью увидела, что со стен на меня смотрят родные лики.

    Бабушка в церковь ходила нечасто и со мною о Боге беседу не вела, но каким-то образом научила меня некоторым молитвам: «Отче наш», «Верую», «Царю Небесный». Она была малограмотной, но меня научила церковно-славянской азбуке и чтению некоторых слов и молитв.

    Бабушка никогда не останавливалась на улице, чтобы поболтать, не ходила на посиделки и меня в «чужие» дома не пускала, говорила, что «попусту болтать - грех». У нее была особенная манера здороваться с близкими. Она кланялась и говорила: «Здравствуйте, братец Иван Андреевич». В ответ ей тоже кланялись: «Здравствуйте, сестрица Марфа Андреевна. Проходите в хату». Бабушка была деликатным и очень терпеливым человеком в общении со всеми, а особенно с родными людьми, никогда не позволяла себе повышать голос, даже когда нас, внуков, наказывала. Это как раз то, чего так не хватает нам, нынешним. Если во мне есть что-то хорошее, то это воспитала во мне бабушка, которую я помню и люблю.

    Татьяна.


    ПАСХАЛЬНАЯ НОЧЬ

      (4 апреля 2010 года)
      Ночь. Тишина.
      Воздух теплый, весенний.
      В пальцах тлеет свеча.
      Вокруг храма людское движенье.
      Зазвонил благовест -
      Озарились улыбками лица.
      Божий Сын вновь воскрес!
      Радость рвется наружу, как птица!
      Освещенье яиц -
      И святая вода на ресницах.
      В голове одна мысль:
      «Боже!
      Как хорошо, что это опять повторится!».

      р. Б. Елена.


    ВОПРОСЫ К БАТЮШКЕ

    На вопросы прихожан отвечает игумен Силуан,
    настоятель православного храма Иоанна Предтечи

    - Во время службы в храме некоторые прихожане за хором подпевают, а это мешает и рассеивает мысли (за исключением «Символа веры» и молитвы «Отче наш»). Кто должен сделать замечание? Или, может быть, церковным уставом это разрешается?

    - Если люди что-то подпевают за хором, кроме вышеназванных общенародных песнопений, то это имеет и некоторые плюсы, например, наличие у людей навыка к богослужению в такой мере, что они могут участвовать в нём не как инородное тело, а вполне активно и по существу. Кроме того, существует целый ряд церковных песнопений, часто исполняемых всей церковью, это всем известные: «Честнейшую Херувим», «Царю Небесный», тропари Двунадесятых праздников и т. д. Вообще есть смысл понимать, что церковный хор - это искусственная коллегия, а в идеале всё, что касается богослужения, должен исполнять народ Божий. Так было в седой христианской древности, так совершается богослужение кое-где и сейчас, к примеру, во многих сельских приходах Западной Украины.

    Ввиду того, что мы сейчас не вполне готовы возносить славу Творцу всем храмом, у нас и поёт хор, т. е. те, кто это может делать вполне сносно.

    Теперь о минусах, которые вы указываете в вопросе. Действительно, если кто-то на богослужении рядом с вами неприятно подвывает или даже привносит диссонанс в пение хора, то сие, несомненно, плохо. Но прежде чем сделать замечание, необходимо подумать о том, насколько в данный момент оно будет уместно. Знаете, есть неразумные пономари, которые за богослужением при виде где-то погасшей в храме лампадки со свечкой в руках, сломя голову бегут туда, невзирая на происходящее в тот момент в церкви, лишь бы досконально исполнить свою церковную работу. Формально их работа совершается, а вот хаос от их действий оставляет порой неприятный осадок. Так и здесь есть необходимость прикинуть, насколько наше замечание будет уместным или же, наоборот, возымеет негативное влияние. Те же, кто стремится всей душой через пение участвовать в богослужении, пусть тоже задумаются о стоящих рядом людях и об их восприятии молитвы. Не могу не согласиться, что порой решительно есть необходимость именно вам сделать замечание увлечённому богомольцу, но, естественно, тихо и корректно. Если чьё-либо пение мешает хору, то замечание обязан сделать регент.

    Да, вот ещё что. Если народ Божий привыкает подпевать за хором на церковной службе, то это характеризует в некоторой мере и сам хор. Значит, имеет место ограниченность в наборе распевов песнопений и вялость при исполнении некоторых компонентов. Попробуйте-ка подпеть за хором где-нибудь в столице.

    Вы можете задать свой вопрос настоятелю храма. siluann@gmail.com

    Arhiv

    2007
    1234
    5678
    91011 

    2008
    1234
    5678
        

    2009
    1234
    5678
    9   

    2010
    123 
        
        

    Св. Пророк  Иоанн Предтеча .jpg - 9090 Bytes

    Жизнь прихода
    Наш храм
    Расписание работы храма
    Приходская газета
    Библиотека
    Таинства
     
    Календарь
    Текущий день
    Календарь венчаний
    Церковный календарь
     
    История
    Феодорит Кольский
    Кандалакшский монастырь
     
    Вопросы к батюшке
    Эта тема обсуждается в приходской газете «Слово».

    Вы можете задать свой вопрос настоятелю храма.

    siluann@gmail.com

    Copyright 2007 © Boris Gureev
    По всем вопросам - E-mail: guboris@rambler.ru
              Яндекс.Метрика