К А Н Д А Л А К Ш С К И Й И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й П О Р Т А Л | ||
Главная сайта |
Тел: 8(815-33) 5 – 55 – 52 E-mail: siluann@yandex.ru | «СЛОВО» | Выпускается с января 2007 года, как приложение к газете «Нива». |
ДУХОВНОЕ НЕБО РОССИИ 1 ИЮНЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО. Эти события объединены под одним заголовком не случайно. Вся история нашего Отечества - это туго сплетенная нить событий, жизней и подвигов многих людей, горячо любивших свое Отечество. Если мы хотим жить в своем доме, иметь свою неповторимую Родину, любить и быть любимыми, мы обязательно должны проснуться - разбудить свою совесть, оглянуться назад и увидеть взаимосвязь и преемственность истории, значение ее для нас и сделать для себя единственно правильный вывод. Собрать всю свою волю в кулак и Жить. Жить с большой буквы, горячо и надежно, уверенно и ответственно.
Еще совсем недавно мы не знали, что это за праздник и зачем он нам нужен. Для многих из нас это был просто еще один выходной. Но День России — главный государственный праздник, праздник гражданского мира и доброго согласия всех людей, символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. Но разве можно построить крепкое здание государства без надежного фундамента? Фундаментом в нашем Отечестве всегда была православная вера русского народа. Это его основа и единственная возможность дальнейшего существования.
Россия - самое большое государство в мире во всей его истории, существующее уже более 1000 лет на столь суровой по климатическим условиям территории. По мнению бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тетчер, на территории России "экономически оправдано" проживание только 15 миллионов человек, чтобы она своими ресурсами обеспечила Европу. Это говорит о том, что собственная жизнь русского народа совершенно чужда и непонятна для западного мышления. Для него Россия, создавшая великую культуру, — нонсенс. Помимо суровой природы Россия постоянно испытывает политические и экономические катаклизмы. Только в двадцатом веке Россия пережила три мощнейших потрясения: революция 1917 года и последующая гражданская война, Великая Отечественная война, распад СССР и продолжающееся восстановление России. Каждое из этих событий унесло десятки миллионов жизней и стоило неисчислимой скорби оставшихся в живых. И сегодня нет ясного ответа на вопрос: выживет ли русский народ после такой потери крови, сохранит ли свою идентичность? А ответить на этот вопрос можно только вопросом: крепка ли душа России, жив ли дух русского народа? И кто мы сегодня: свидетели предсмертных судорог России или ее родовых схваток? Многие из нас в водовороте каждодневных событий даже не помнят о них, поскольку смотрят на Россию со стороны, как на что-то постороннее для их личной жизни. Но это бурное течение всей русской истории в первую очередь сказывается на судьбе каждого из нас. И наше ближнее окружение - жизнь наших родителей, наших братьев, сестер - теснейшим образом связано со всем строем нашей жизни. Жизнь наших детей обусловлена нашей же жизнью; и, в конце концов, все наши судьбы переплетены - и в этом мире, и в будущем, когда нам смогут помочь только молитвы наших детей. Поэтому судороги ли, схватки ли России, - это наши судороги и это наши схватки. И где бы мы ни находились на огромных просторах России, в ее столице, в ее провинции или в ее зарубежье, все мы одно, если только духовная жизнь в нас существует, если мы не периферия мировой культуры, а ее будущее, если мы связаны духом православия, если чудо русской истории существует, - тогда русский народ выживет.
Этот день указывает нам на то духовное небо, под которым создавалась и жила земля Русская. Более тысячи лет назад через Крещение, совершенное равноапостольным князем Владимиром, наше Отечество приобщилось Христу и довольно скоро трудами многих русских подвижников стало святой землей. Именно через Крещение Русь вышла из тьмы язычества и исторического небытия, возросла в уникальное и могущественное православное государство. Да, в мире существуют сильные, богатые, развитые и в то же время безбожные государства, но для России существование вне веры немыслимо. Православие есть смысл и содержание не только русской религиозности или культуры, но и русской государственности, экономики и политики. Возрастая в святости, Россия возрастала и в государственности, и, наоборот, попирая святыни, мы пришли к падению империи, а через 70 лет после этого - к разрушению того, что от нее осталось. В день памяти сонма наших святых соотечественников - преподобных, святителей, мучеников - церковь напоминает нам о том, что святость - это не удел отдельных личностей, а цель жизни каждого христианина. Глядя на икону всех Святых, в земле Российской просиявших, мы видим на ней не только монахов и священников, но и младенцев, и воинов, и царей. "Я - Господь Бог ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо я свят"- сказано в Писании. Сотворение человека по образу Божию сделало его способным к святости и богоуподоблению. Хотя образ Творца в нас значительно помрачен и искажен грехом, однако святые отцы говорят нам о том, что Бог воплотился, стал человеком для того, чтобы человек стал богом, богом по благодати, принадлежащей Божеству по мере очищения от греховных страстей и приобщения к таинственной жизни Церкви. В Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, мы особенно ощущаем единство с нашими земляками - единство торжествующей Небесной Церкви и церкви земной, воинствующей, и просим наших небесных покровителей своими молитвами сопутствовать нам и сохранять нас на каждом шагу нашего земного пути от зла и греха . Все святые, в земле Российс¬кой просиявшие, молите Бога о нас!
Св. Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, Св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Святой Благоверный князе Димитрие, моли Бога о нас!
Великая Отечественная война началась в необычайно знаменательный день, в единственный в году праздник, когда Русская Православная Церковь чтит память всех Святых, в земле Российской просиявших от начала христианства и до наших дней. В этом можно увидеть простое совпадение, но человеку, любящему свое Отечество и верующему в Бога, эти совпадения дают силу духа, чувство сопричастности и молитвенную помощь. Это действительно был знак милости Русских Святых к нашей Родине, и это давало надежду, что начатая борьба кончится благим для нас концом. Великая Отечественная война кончилась Великой Победой нашего народа. Как в те страшные годы войны наши Святые, отцы и деды вымолили у Господа Бога возможность очиститься, покаяться, искупить свою вину отступления всему русскому народу, так и сейчас мы можем обратиться к помощи Божией и молитвами Святых отец наших выпросить нам помощь и наше спасение. В покаянии, в вере, в очищении да обновится Русская земля и да восстанет Святая Русь! Вечная память и царствие небесное павшим защитникам Отечества и всем, отдавшим свои жизни в годы Великой Отечественной войны. -----------------------Подготовил В. МАСНЕВ. (Использованы высказывания священников православных Интернет - сайтов).
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОМ, ЗАЧЕМ НАМ НУЖНО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ Вновь и вновь сознание тянется к познанию прошлого. Когда к нам приходит эта осознанная необходимость искать, копаться в архивах, документах, вычитывать изыскания историков, летописцев, ученых, академиков, краеведов и многих людей, живущих познанием минувшей истории? Зачем тратить время на «вековую пыль», и неужели нет дел насущных? Думается, что ответ заключается в главной черте, характеризующей человека, - стремлении к поиску смысла жизни. Извечный вопрос рано или поздно беспокоит каждого из нас. Где найти вдохновение, чтобы увидеть жизнь прекрасной и, созерцая ее, жить счастливо, со смыслом? Где обрести силу духа, чтобы выстоять и стоять по жизни твердо? Пытаясь ответить, обращаешься к опыту прошлого и кое-что начинаешь понимать. Учишься у исто¬рии, в которой каждое имя, каждый город, каждая дата - подтверждение великого смысла жизни человека. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------В. MACHЕВ.
По традиции, 8 июня, в день разорения монастыря, уже в четвертый раз подряд прихожане нашего православного храма служили короткую поминальную службу на Монастырском наволоке, в устье реки Нивы, у поклонного Креста, стоящего внутри каменного фундамента, оставшегося от Рождества - Богородичной церкви некогда известного Кандалакшского монастыря. Выходя на левобережье к морю по Заречной улице (то, что мы сегодня привычнее называем «Японией»), в самом конце ее, перед подъемом к взморью, с правой стороны, выбираясь к старинному поморскому кладбищу, можем видеть каменный фундамент былого строения. В центре и вокруг этого фундамента - картофельное поле, а в начале его, с восточной стороны, возвышается деревянный крест. Вы могли пройти мимо и не обратить внимания, не задумываясь, а что же там было? Вроде бы каменные хоромы появились в Кандалакше совсем недавно. А зря не проявляли интереса! Там, где сохранился фундамент и стоит крест, находится свидетельство былого могущества, величия наших мест - фундамент одной из монастырских церквей. Ведь когда-то именно здесь, где сейчас окраина Кандалакши, находился один из северных форпостов русского владычества Московии, как тогда западные гости именовали всю нашу страну. Нет, речь не идет о той церкви, которая по просьбе кандалакшских ходоков в первопрестольную, как свидетельствуют русские летописи, освящена была в 1526 году в честь Иоанна Крестителя на правом берегу реки и возведена вновь в 2005 году для молитвы. А на левом берегу, в «устье Нивы-реки», где только фундамент остался как напоминание, стояла именно монастырская церковь. Кандалакшский общежительный мужской монастырь в свое время располагал не единой церковью, что носила имя Рождества Богородицы. Был здесь еще один храм - «в честь Святителя Николая Чудотворца, с двумя пределами - в честь апостолов Петра и Павла и Зосимы и Савватия соловецких...». Это данные 1574 года «по Васильевым книгам Агалина да подьячего Степана Соболева», которые привел в своей книге «Русские лопари» Н. Н. Харузин [15]. А вообще-то об истории Кандалакшского монастыря, его возникновении мы знаем очень мало.
Наволоком поморы называли скалистый тупой мыс, выдающийся в море, а монастырским он называется потому, что на нем в середине XVI века находился Кандалакшский, или Коккуев мужской монастырь. Любое «место церковное» - там, где раньше стоял храм Божий, - в православии считается святым, потому что оно освящено молитвой, потому что до скончания века Ангел Господень незримо присутствует здесь, защищая и сохраняя его. Наш монастырь знаменателен и тем, что основателем и строителем его является преподобный Феодорит Кольский - великий христианский подвижник, старец, продолжатель монашеской традиции «умной молитвы». Он участвовал во многих событиях церковной и государственной истории России XVI века, событиях, которые через 300 лет «громыхнули» Октябрьской революцией и гражданской войной, участвовал, прозревая будущие «плоды» их и пытаясь отвести беду от родной стороны. В 1542 году Феодоритом было явлено чудо одновременного крещения двух тысяч лопарей с женами и детьми; учитывая малую плотность населения «Великой Лапландии» того времени, - явление исключительное. Он участвовал в посольстве Великого князя Московского Иоанна Грозного в Константинополь к патриархам Восточной Церкви в 1557 году за жалованной грамотой на царство и, успешно выполнив «посольство», привез ее. «В 1549 году «в Кандалакшской губе на устье Нивы-реки на наволоке» состоялся уникальный собор кольских святых. К великому старцу Феодориту прибыли в гости все его духовные чада. На знаменитой «Варламовой лодье» в Рождества-Богородичный Кандалакшский монастырь кроме Варлаама Керетского прибыли Трифон Печенгский, Иоан Печенгский и Герман Печенгский. В этом событии можно увидеть не только некий итог, но во многом даже апогей того удивительного и яркого явления православной старческой святости как высшего расцвета христианской духовности на Русском Крайнем Севере. Ни раньше не сохранила история этих земель подобного сонма святых имен, ни позже не возгорели больше здесь столь яркие светильники веры». Такими историческими событиями освящена наша древняя Кандалакшская земля.
Ходом времени от мужского монастыря осталась только церковь Рождества Пресвятой Богородицы, около которой хоронили своих умерших родственников поморы. По разорении церквей в 1940 году осталось одно поморское кладбище как последнее напоминание о Вечности. Сегодня Монастырский наволок является местом массового отдыха горожан; кандалакшане очень любят отдыхать на Заречной стороне. Оно и понятно. Эта земля впитала удивительный молитвенный настрой святых подвижников прошлого, подвизавшихся здесь, освящена подвигами поста и молитвы, здесь проливалась кровь за веру и Отечество, в ней похоронены достойные сыны земли Русской. «Здесь скалы, море, здесь - красиво». Но достойны ли мы этой памяти? Понятно, что людей тянет сюда, но нужно же достойно себя вести. Это место молитвы и созерцания,.. но отнюдь не пьянок и гулянок. Семидесятилетнее «выкорчевывание» Бога из душ людей не могло пройти бесследно, но нужно же меняться. Если мы сами не будем меняться, то кто это сделает за нас? Пьянки и разборки на наволоке ничего хорошего не несут, а вот если утружденный заботами и тревогами человек придет сюда с открытым сердцем, искренней молитвой к Богу и когда-то подвизавшимся здесь святым, то он, думается, получит ответ на свой вопрос и помощь. По крайней мере, так обычно бывает. Слава Богу! Как возрождается великая Россия, так возрождается и маленькая Кандалакша. Зло отступает от наших мест, и тому есть зримые подтверждения. Совершается молитва в храме, поминаются погибшие у Креста, уже не одна группа ребят побывала на наволоке, паломники со всей епархии (Мурманской и Мончегорской) приезжают посмотреть на это святое место и поклониться ему. Будем же достойны памяти наших великих святых подвижников: Трифона Печенгского, Варлаама Керетского и Феодорита Кольского, предстоящих у престола Божия и молящихся за нас. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------Д. ЛОСКУТОВ
ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА О ЗАТОНУВШЕМ КОЛОКОЛЕ КОККУЕВА МОНАСТЫРЯ Село Кандалакша возникло в устье реки Нивы около 1526 года. Первое упоминание о Кандалакшском монастыре относится к 1553 году. Монастырь создавался для укрепления православной веры среди новокрещенных лопарей. Обитель пользовалась покровительством царя Ивана Грозного, который подарил колокол. Молва нарекла его «серебряным». Во время Крымской войны англичане дважды вторгались в Кандалакшу. 21 июля 1854 года они забрали в селе преимущественно сезонные припасы. Из церковного имущества унесли лишь небольшой медный крест с изображением распятия Христа. 6 июля 1855 года англичане, сделав несколько выстрелов из пушки, «вломились в церковь Рождества Пресвятой Богородицы и зажгли ее изнутри». Судьба колоколов сгоревшей церкви не известна. Но по прошествии многих лет, из приданий и рассказов жителей уже былых времен, возникла легенда: «Церковь над Нивой была выстроена на месте древнего Коккуева монастыря, разрушенного шведами несколько веков назад. С давних пор тут жили монахи с настоятелем, служили обедни и всенощные, ловили рыбу на лучших тонях вокруг Кандалакши и не знали никакого горя. Беда пришла в 1854 году: английский флот явился в Белое море, и часть вражеских судов остановилась против Кандалакши. Монахи переполошились: в монастыре с давних пор хранилась заветная святыня - дивного звона серебряный колокол, висевший на колокольне. Боясь, как бы враги не добрались до их сокровища, монахи собрались ночью и, сняв колокол с его обычного места, с пением молитв и со свечами в руках понесли его к Ниве. Они хотели на время спрятать колокол под водой, чтобы достать его после ухода англичан. Но произошло нечто неожиданное: как только колокол скрылся в реке, тотчас же откуда ни возьмись над этим местом встал огромный камень, и вокруг камня завилась, забурлила водоворотом вода. Много раз после ухода англичан пытались и монахи, и рыбаки достать заветное сокровище - никому это не удавалось. Сейчас, по словам стариков, если подойти к реке и заглянуть в водоворот, увидишь, как на глубоком дне поблескивают сквозь прозрачную воду серебряные грани. Но с каждым годом колокол уходит все глубже и глубже, так что надежды на его возвращение уже почти не осталось. Записано в деревне Кандалакша (ныне Мурманской обл.) 10 декабря 1895 г. Сергей Павлович, дед Н. Колпаковой / Колпакова. С. 19. «А было это, голубушка, годов восемьдесят назад. О ту пору к нашей Кандалакше «агличанка» подходила. Слыхала? Ну так вот, чего ей тут нать было - лешой знат. А тольки пришла. И уж сыздали про ее слава шла: идет «агличанка», ружьям да пушкам палит, деревни жгет, народ погубляет. А у нас тут монастырь был, окрай самой реки Нивы, в Заречье. Какков монастырь звался. Настоящий монастырь был, с монахам, с настоятелем, все честь честью. И был в монастыре на колокольне колокол серебряной, с узорам. И звонил он звоном таким-то малиновым... Ну, вот. Как про «агличанку» монахи прослышали — затревожились. Нать было колокол спасать. А куды спасешь? Ухоронить-то некуды. Думали-думали, однако надумали. Сговорились, ночью колокол с колокольни сняли да с пеньем, со свечами и с крестным ходом к реке его отнесли. Да промежду порогов в воду-то и спустили. Пущай, думают, пока под водой полежит, а пройдет беда - снова его на колокольню вздымем. А река Нива у нас буйна, порожиста, камениста. Над колоколом сейчас же большущий камень сам собой навалился, и вода округ его ровно котел кипящий завилась. Ну, пришла «агличанка», пошишевала, поразбонничала и ушла однако. Пошли монахи к реки колокол здымать. А колокола-то уж и не достанешь. Как ни пытались - ничё не поделать: вода бурлит, крутится, а колокол все глубже под пороги на дно уходит. Так и отступились. И пошел с той поры у стариков завет - беспременно колокол вытащить. Как его опять на колокольню здынут, да звоном своим серебряным он зазвенит - тут все снова no-старому и пойдет. А в старом-то много хорошего было: была у нас тут така гора лесиста, Погана варака прозывалась. Лес на ей был огромадной, и малины в этом лесе и другой всякой ягоды была сила несусветная. Так вот тын леса нонь-то все повырубили и нонь на том месте кипиратив и больница стоят. Где прежь болотца в травах лежали - нонь почта, школа да сельсовет. А как колокол-то зазвонит - так все опять и перевернется: почта и школа скрозь землю провалятся, чугунка лесом зарастет, над больницей камни содвинутся, все дороги мохом-ягелем зарастут, и пойдут по прежним лесным варакам девки во снарядных сарафанах собирать княженику-ягоду да малину... Тольки вот беда: нам-то колокола не вытащить, слабы стали, остарели, а молодежь нонь к святыне-то не больно прилежает: знай, хохочут. Так скоро и место-то, где колокол спущен был, скоро совсем забудется».
Записано от Кяльминой М. А. в деревне Кандалакша Мурманской обл. в 1933 г.
У нашего любимого города есть своя богатейшая история, своя живая легенда. Эта история поможет нам осмыслить себя и найти ответы на многие важные вопросы своего бытия. Для этого нам только нужно попытаться заглянуть немного глубже в себя и постараться увидеть то и тех, кто с нами рядом. Тогда обретем Надежду, поймем, что нет жизни без Веры, и будем учиться Любви. И только нашими молитвами вновь в Кандалакше однажды зазвонит серебряный колокол своим переливистым малиновым звоном, -------------------------------------------------Подготовил В. MACHЕВ. (По исследовательским статьям Е. Разина, И. Ушакова)
Без Бога нация - толпа, Объединенная пороком, Или слепа, или глупа, Иль, что еще страшней, - жестока. И пусть на трон взойдет любой, Глаголющий высоким слогом, Толпа останется толпой, Пока не обратится к Богу.'
Сеем рожь, а косим лебеду, Непрестанно ищем виноватых. Строим рай, а вертимся в аду, Узнавая в ближнем супостата. Словоблудьем залита земля, Каждый норовит в евангелисты И к кормушке, дабы опосля Самому свернуть с тропы тернистой. Плоть ликует, Дух уничижен, Суета перечеркнула Вечность. И страну десницею чужой Волокут куда-то на увечья. Наши души, от тоскливых дум Обессилив,примирились с ложью... Потому и сеем лебеду, Называя всеянное рожью. ----------------------------------------------------------------------------------------Иеромонах Роман
Когда у всех людей бывают именины: В день Всех святых Поздравьте близких и родных! Нам имена наречены при Таинстве крещения По святцам, имяслову В честь наших покровителей небесных, Угодников Христовых. У Господа нет мертвых и живых, порою Мы, живущие, мертвей душою пращуров своих... День Всех святых - вот праздник Неба и земли! Ликуй и Господа моли Тебе «год к году прибавлять, Чтоб впредь, в грехах покаявшись, Жизнь оправдать». Молитвами святых вся держится земля, Судьба родной страны и жизнь твоя. Молитвами святых, чье имя носим, О скорой помощи в спасении души мы просим. Молитвами святых мы очищаемся, Очами мысленными просвещаемся. Молитвами святых тела в недуге исцеляем, В душах своих храм Божий укрепляем. Молитвами святых в обителях спасительных Идет брань иноков с врагом невидимым. Молитвами святых Руси истоки славные Хранят Россию ныне в Православии. Молитвами святых, Пречистая Владычице, Спаси Российскую державу! Во веки Отцу, и Сыну,и Святому Духу слава! ----------------------------------------------------------------------------------------С.Кретинина.
Одна молитва на миллионы У каждого человека свой путь к Богу, но чаще все-таки неким толчком к прозрению служит конкретная ситуация. Существует множество историй, предопределяющих момент истины, момент прозрения. Одну из таких историй нам рассказала Анна Николаевна Гузовская.
Анна Николаевна окончила первый курс Минского медицинского института в июне 1941 года. Войну она увидела воочию 22 июня, когда немецкие самолеты закружили над Минском, а уже 25 июня началась бомбежка города. Все небо было черным в желтых крестах от немецких самолетов. Весь город пылал, превратившись в огромный факел. В легком платьице, в танкетках на босу ногу, вместе со студентами своего института она убежала в лес, где стояли воинские части. Все студенты мединститута - от первого до последнего курса - приняли тогда решение пройти войну в составе воинских частей. Несмотря на то, что многим из них не было еще 18-ти, их распределили кого к танкистам, кого в пехоту. Анна Николаевна попала в 29-й медсанбат 54-й стрелковой дивизии 26-й армии Карельского фронта санинструктором. Что могла делать молоденькая девчушка, не имеющая ни медицинской практики, ни достаточного знания теории? Оказалось, что очень многое. На фронте она была и за фельдшера, и за врача, и за санитара, ведь обучение на войне отличается от получения знаний в аудиториях института.
Действующая армия - это обстрелы день и ночь, без перерыва, это постоянное движение войск. Для молодой девушки день и ночь превратились в одну непрекращающуюся рабочую смену, за которую потоком проходило огромное число раненых. Это непередаваемый комок страданий, и еще взгляды, взгляды раненых, устремленные на молоденькую сестричку с единственной для всех просьбой - о помощи. И кровь. Много крови, которой, казалось, была пропитана не только одежда, но и земля, воздух... Этот запах крови явственно ощущался даже во время сна, такого короткого и беспокойного. А еще запах постоянного страха при разрывах бомб, когда лежишь, уткнувшись в землю, и беспрестанно повторяешь слова единственной молитвы, которую определила война: «Господи! Пронеси мимо, чтобы не упала ни бомба, ни снаряд!» Одна молитва на миллионы! Ее слова шептали не только русские, но и немцы, и финны.
Для нее слились воедино дни и ночи войны в один страшный миг, где ни на секунду нельзя остановиться, потому что любая остановка - возможно, чья-то жизнь. В часть, где она служила, привозили не только советских солдат, но и немцев, и финнов. Для врачебного персонала они все были только людьми, которым необходима была помощь. У всех были одинаковые глаза, наполненные страданием болью. Но особенно запомнился ей один немец, которого привезли в медсанбат с раной живота. Когда его привезли, он был еще в сознании, его живот был разорван осколком снаряда. Встретившись взглядом с девушкой, он что-то сбивчиво говорил на непонятном для нее языке. Лишь одно она поняла. Он рассказывал ей о своих четверых детях, дополняя сбивчивую речь жестами. В этот момент она поняла особенно остро, что такое война для всех. Разве он хотел воевать? А теперь, возможно, ему предстоит остаться навсегда на этой северной земле. Он честно выполнял свой долг. Никто не хотел воевать, войны хотели только те, кто ее начал. Именно тогда Анна остро поняла всю жестокость отданного приказа о начале войны.
Она прошла дорогой войны в составе действующей армии от Минска до Москвы. День Победы встретила в Москве. Это был день ликования и день слез. Счастье переполняло всех, оставшихся в живых. Анна Николаевна в этот день почувствовала непреодолимое желание попасть в Елоховский храм, в котором службы не прекращались всю войну, через который за долгие годы войны прошли тысячи молящихся о Победе, протекли реки слез по погибшим; негасимым пламенем горели свечи за здоровье родных на фронте. Здесь молились не только за своих близких, но за весь советский народ. В этот день в храм она не попала из-за нескончаемого людского потока. Но день этот ей запомнился особенно, возможно, путь через всю Россию до этого храма и стал ее дорогой к православному храму. Но понимание этого пришло намного позже, в более зрелые годы. Сейчас ей 83 года. Анна Николаевна почти не выходит их дома, но ее квартира по-особому чиста и светла от ликов святых с икон, в вазочке постоянно стоят живые цветы. Их приносят ее знакомые из прихода, сын, внуки, правнуки. У нее замечательная семья, которой она очень гордится, много друзей и просто хороших знакомых, к ним она обращается со словами: - Дорогие мои! Я не сегодня-завтра уйду в другой мир, но я рада тому, что остались у меня сын и невестки, которые приучают своих детей к вере. Я знаю, что они нашли свое место в храме. Для многих людей этот путь непрост, каждый его проходит по-своему. Самое главное - это веровать душой и сердцем.
Александр Липатников: - Для многих сейчас важнее Новый год, чем День независимости России, для большинства он ничего не значит. Лишний выходной. Хотелось бы надеяться, что он приобретет значение для каждого человека. По большому счету, это день сплоченности. Хотелось бы, чтобы хоть раз в году каждый вспомнил, что мы жители России, что мы связаны с этой страной и должны быть более сплоченными. Чтобы новый государственный строй, уклад прижился, стране требуется 50 лет, возможно, столько же нужно, чтобы прижился и новый праздник. Я думаю, нашему городу стоит начать осознание этого праздника с малого: с самой Кандалакши. Познакомиться с историей своей малой Родины - это же ведь тоже частичка России. Я уж не говорю о знании истории России. Ольга Князева: - Это молодой праздник. Мне кажется, его значение пока что не для всех понятно. Возможно, 12 июня спустя какое-то время и будет ассоциироваться с началом возрождения страны. Эта дата поможет сплотиться людям, стать единым целым. Вот как отмечать этот праздник? Не хотелось бы всеобщих демонстраций, шествий. Пусть нас в этот день лучше объединяют спортивные, интеллектуальные мероприятия. Татьяна Жукова: - Я думаю, пока что особого значения празднику не придается, даже нет ощущения праздника. Просто еще один выходной день. С этим праздником я никого не поздравляла, и меня никто не поздравлял. Екатерина Колосовская: Когда я слышу слово «Россия», мне представляется картина, на которой изображена Аленушка - простая русская девушка, такая чистая, целомудренная. Я желаю России духовного возрождения, чтобы обратилась она к Богу. Пока этот праздник не особо осознан. Но вообще День рождения — радостный праздник. Слава Богу, что у нас появилась такая дата в календаре. Светлана Карпова: - В Москве этот праздник отмечают, там и концерты устраивают, и гулянья, а у нас, насколько я помню, ничего в городе не было. В общем, праздник и праздник, очередной выходной, в который можно заняться своими делами. Людмила Олейник: - К этому празднику отношусь неоднозначно. На сегодняшний день наше государство многие свои полномочия переложило на плечи граждан. Разве можно гордиться такой страной? И за что? Ничего положительного и оптимистичного по поводу этого праздника сказать, увы, не могу. ----------------------------------------------------------------------------------------Беседовала Ю. ЖАРАВИНА.
|
|