К А Н Д А Л А К Ш С К И Й И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й П О Р Т А Л | ||
Главная сайта |
Тел: 8(815-33) 5 – 55 – 52 E-mail: siluann@yandex.ru | «СЛОВО» | Выпускается с января 2007 года, как приложение к газете «Нива». |
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН - ОТРЕЖЬ На территории России действует около 300 сект и религиозных течений. Среди них: «Свидетели Иеговы», «Евангельские христиане в духе апостолов», «Адвентисты 7-го дня» и др. Сектантство не обошло стороной и наш Кольский край. Крики о помощи родственников тех людей, которые попали под влияние религиозных обществ, не остались без ответа. 8 ноября в г. Мончегорске (до этого - в г. Мурманске) прошла встреча северян с заведующим кафедрой сектоведения православного Свято-Тихоновского богословского института, профессором, ведущим специалистом по сектологии в России А. Дворкиным. Что такое секта? Чем она опасна? Как не попасть под её влияние? Именно такие вопросы обсуждались на этой встрече.
В демократической стране каждый её гражданин имеет право верить в то, во что он хочет верить. Никто не может никому указать, какому богу молиться. Преследовать за веру - преступление. Но значит ли это, что нужно молчать, если видишь, что кто-то и его культ угрожают безопасности твоей страны? Если на твоих глазах умные, хорошие, нормальные люди превращаются в роботов, бездумные орудия чужой воли? «Я не узнаю свою дочь, после того как она пришла в эту секту. Все деньги тащит туда. От меня отреклась. По её вере понятие «мать» считается проклятым. От матери надо отречься, ударив её по лицу, а если мать умерла - плюнуть на её могилу. Ночами спать нельзя. Именно в это время «приходят» к верующим бог и святые. Довела себя до истощения. Сердце разрывается от боли, глядя на неё. Что же мне делать?». «Девушка по вере её секты не имела права встречаться с человеком - не членом этой же секты. Сын, недолго думая, вступил туда, лишь бы быть с любимой. Кто бы мог подумать, что нашу семью постигнет такое! Сын стал неузнаваем. Мы для него - никто. Для него существуют только его бог, его вера и подружка. Неадекватное поведение сына невозможно скрыть. Страшно смотреть, как он пропадает». «Мой муж nonaл под влияние секты. В надежде заслужить себе вечную жизнь он так изменился в своих действиях и поведении, что семья наша распалась. Не было сил терпеть, смотреть на то, что он делал по настоянию своей новой веры. Половину зарплаты он отдавал в секту, а вторую - «нуждающимся» алкоголикам и «бичам». В семью же - ничего. Когда он изредка навещает дочь, то, увидев новое платьице или игрушку, говорит: «Зачем ты ей это покупаешь? Это ни к чему. Ей надо думать о душе, чтобы спастись. Конец света ближе, чем вы думаете!». Ребёнок пугается его злого лица и страшных слов, плачет».
«Мы боимся за наших детей, близких. Они стали фанатами своей веры. Скажут им: погибни, и они погибнут». Многие думают, что их эта напасть никогда не коснётся. На самом деле отточенная методика зомбирования любого человека может сделать сектантом. В случае когда вербовщики действуют совершенно безнаказанно, только знания и здравомыслие могут уберечь человека от подобной судьбы. И на вопрос «Какая из сект наиболее опасна?» существует только один ответ: та, в которой оказались близкие вам люди.
«Тоталитарные секты - особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. Они прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов. Используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Они нарушают право человека на свободный выбор мировоззрения и образа жизни. Принцип тоталитарной секты - затащить человека к себе, прежде чем он что-нибудь о ней узнает, и «закрыть за ним дверь» (из книги А. Дворкина « Сектоведение»). Тоталитарные секты отрицают и обличают общество, внушают к нему ненависть. Однако без общества секты существовать не могут. Человек нужен секте до тех пор, пока он может ей что-то дать.
В секты не приходят, в секты приводят. Задача вербовщиков - затащить человека в организацию. Обладая всей информацией о секте, человек вряд ли в неё когда-нибудь попадёт. Работа вербовщиков направлена в основном на людей, переживающих эмоциональный кризис, сложный период жизни, стрессовые ситуации. Именно в этот тяжёлый период человек более внушаем, на него легче воздействовать. Здесь без знания психологии и ласкового слова не обойтись. Секта подавляет волю человека, предлагая «руку помощи и поддержку». «Вам плохо? Проблемы на работе? Ушёл любимый человек? В семье одни скандалы и ссоры? Вы всеми обижены и никем не поняты? Приходите к нам! Мы научим вас жить, покажем и раскроем перед вами настоящий и будущий мир! Вы достигнете всего: здоровья, удачи, интеллекта, блаженства, спасения, умения летать, вечной жизни!». Любой из нас может оказаться в ситуации, когда требуется поддержка, а ее нет. Чувство одиночества – что может быть больнее? Вербовщики хорошо знают человеческие слабости и умело играют на них. В секту могут привести любопытство, поиски себя, друзей и даже любовь. Во многих сектах не позволяется находить личное счастье «на стороне», то есть с тем, кто не является членом данной организации. У всех сект - коммерческая основа: взносы, пожертвования. Сюда вовлечены и здесь «крутятся» громадные деньги. Одни создают рынок для распространения, а затем продажи своей литературы. Красочные журналы, печатающиеся за доллары, раздают даром. Став участником организации, её члены получают издания дальше «бесплатно», но внося добровольные денежные суммы, взносы. Другие работают не на себя и семью, а на познанного бога. На добровольные пожертвования духовные лидеры раскатывают на дорогих авто.
Миллионы активных членов различных сект готовы безоговорочно выполнить любое предписание своей веры и любой приказ своих духовных лидеров. Миллионы, большинство из которых молодые и образованные, но оторванные от общественной жизни, от созидательного труда люди. Потерянные, с покореженной психикой, поломанными судьбами. Им обещают вечную жизнь: « Надо только верить и ждать, и она придет! Скоро конец света ( не беда, что его точную дату определяли уже не раз, - маленькие «накладки», ну с кем не бывает!), когда останутся только избранные (и именно верующие в нашего бога). Они и ты (если ты - с нами) заживут счастливо и безбедно на освободившейся земле. Остальные сгорят, утонут, будут уничтожены.
Звонят в двери, предлагают поговорить о Боге, находят «болевые точки» (а их у нас ой как много!). Вызывая на разговор, останавливают на улицах. Находишься в отпуске, в больших городах, в курортных местах - вербовщики подходят, заводят беседу, дарят литературу, приглашают на встречу, сбор, заседание. Вас зовут, в вас нуждаются, они готовы вас понять. «Какие милые, добрые люди! Чистые сердца, не то что некоторые. Как хорошо, что я их встретил(а). Может, действительно, пора повернуться к Богу?» - вот один вариант. Недавно я услышала другой: пожилая женщина, не желая продолжать навязанную беседу, твёрдо ответила: «Я православная. И моя церковь - это православная церковь. Ступайте себе». Выбор, конечно, остаётся за вами. Получив в руки подобные «ножницы», подумайте и вспомните русскую пословицу: «семь раз отмерь и один раз отрежь». ------------------------------------------------------------------------------------------------------------Татьяна ЗАВЬЯЛОВА
ЛЕГКИЕ ПУТИ ВСЕГДА ТУПИКОВЫ. Прошедшие на прошлой неделе встречи с профессором Александром Дворкиным, ведущим специалистом по изучению сект, послужили для многих десятков человек замечательным введением в проблематику такого явления, как деструктивные религиозные культы. Сама проблема не нова, и всегда она волновала общественность. Получить сейчас достоверные и честные сведения о том собрании, куда вас приглашают, очень трудно. Ведь, согласитесь, никто, подойдя к вам на улице, не скажет: «Здравствуйте, я из секты». Да и предложенные темы разговоров поначалу далеки от религиозных. Сама же религиозная сфера жизни человека так же сложна и многогранна, как и область физическая, т. е. область нашей прикладной деятельности. Человек, как существо, облечённое склонной ко греху природой, везде и во всём ищет себе послабления и комфорта. Сравните обыденную жизнь человека каких-нибудь пятьдесят лет назад и быт сегодняшнего горожанина. Есть разница, не правда ли? Мы гордо именуем этот процесс развитием, прогрессом. Не является исключением и религия, в частности, христианство. На протяжении последних лет пятисот внутри протестантского лагеря происходили процессы упрощения и обмирщения как догматического, так и социального строя церквей. Результатом этого стало расхожее в богословской публицистике и по сути в нашей жизни понятие «карманного бога», т. е. бога, вполне подчинённого нуждам, чаяниям и устремлениям человека. Налицо в жизни и так называемая теология (богословие) успеха - форма проповеди, провозглашающая тезис о том, что истинный христианин всегда должен быть обеспеченным, успешным и здоровым. Наличие заложенных в проповедь скрытых методик рассеивания сознания и последующего внушения также сегодня не подлежит сомнению и используется очень широко. Методики эти весьма просты, но эффект бывает потрясающим. Перечислять далее нет смысла, т. к. можно занять всю газетную полосу. Каков же вывод? А вывод прост, и в нём нет наносной философии: всё настоящее, цельное и жизнеспособное, в том числе и в сфере религии, получает бытие из чистого источника, как младенец, вскормленный материнской грудью. Но есть и иное, которое внешне неотличимо, но, как искусственное кормление, не задаёт вектора здоровья, устойчивости и цельности. Лёгкие пути всегда тупиковы, а красивые утопии так притягательны...
------------------------------------------------------------------------------О. Силуан, настоятель храма Иоанна Предтечи.
15 (28) НОЯБРЯ - 24 ДЕКАБРЯ (6 ЯНВАРЯ) ВКЛЮЧИТЕЛЬНО
Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным». По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
(Из книги «В пост» Христианство и модернизм. Архимандрит Рафаил (Карелин) «Человек должен есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть», - говорил Сократ. Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы -этому учили еще древние философы.
Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего мира и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа. Пост представляет собой волевое действие, а религия - во многом дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни. Христос сказал: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).
Христианская любовь - это особая, жертвенная любовь. Пост учит жертвовать сначала малым, но «великое начинается с малого». Эгоист же требует жертв от других - для себя, причем чаще всего отождествляет себя со своим телом. Древние христиане соединяли заповедь поста с заповедью милосердия. У них был обычай: деньги, сбереженные на пище, откладывать в особую копилку и по праздникам раздавать нищим. Кроме личностного аспекта поста есть еще и другой, не менее важный - церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории. Церковь - это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.
Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост - одно из условий покаяния, а без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость как действие благодати в сердце останется для него недоступной. Покаяние - это видение ада в своей душе и любви Божией, воплощенной в лице Христа Спасителя. Между двумя полюсами - печали и надежды – проходит путь духовного возрождения.
Ряд постов посвящены скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником Иудой; в пятницу претерпел распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать страданиям Христа. Святые говорят: «Отдай кровь - прими дух». Покори свое тело духу - это будет благо и для самого тела, как для коня - подчиняться наезднику, иначе оба полетят в пропасть. Чревоугодник меняет дух на чрево и приобретает жир.
Христианский пост имеет несколько видов - в зависимости от степени строгости: совершенное воздержание от пищи (по уставу церкви такое строгое воздержание рекомендуется соблюдать в первые два дня святой Четыредесятницы, в Пяток Страстной седмицы, в первый день поста святых апостолов); сыроядение - пища, не приготовленная на огне; сухоядение - пища, приготовленная без растительного масла; строгий пост - без рыбы; простой пост - употребление рыбы, растительного масла и всех видов растительной пищи. Кроме того, во время поста рекомендуется ограничить число приемов пищи (например, до двух раз в день); сократить количество пищи (приблизительно до двух третей от обычной нормы). Пища должна быть простой, не изысканной. Во время поста следует принимать еду позже, чем в обычное время, - после полудня, если, конечно, позволяют обстоятельства жизни и работы. Надо иметь в виду, что к нарушению христианского поста относится не только вкушение скоромного, но также поспешность в еде, пустые разговоры и шутки за столом и т. п. Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других -соломе». Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость. Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть. При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником.
По учению церкви, телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уединением и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Пост, по христианской традиции, начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на Земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Пост должен сопровождаться милостью и помощью бедным.
Вера - это непосредственное свидетельство души о существовании Бога и духовного мира. Говоря образно, сердце верующего человека похоже на особый локатор, который воспринимает информацию, идущую из духовных сфер. Пост способствует более тонкому и чуткому восприятию этой информации, этих волн духовного света. Пост должен быть соединен с молитвой. Молитва - обращенность души к Богу, мистическая беседа творения со своим Создателем. Пост и молитва - два крыла, поднимающие душу к небу. Если сравнить христианскую жизнь со строящимся храмом, то его краеугольными камнями будут борьба со страстями и пост, а вершиной, венцом - духовная любовь, которая отражает в себе свет любви Божественной, как золото церковных куполов - лучи восходящего солнца. -----------------------------------------Подготовил В. Маснев. Использованы материалы православного сайта www.pravoslavie.ru.
Святые подвижники Кольского Севера Варлаам Керетский 19 ноября православная церковь отмечает День памяти преподобного Варлаама Керетского, одного из старцев собора Кольских святых. Тех подвижников, трудами которых утверждалась духовная культура в нашем крае, кем приносилась в эту «страну ужасов и злого чародейства», как раньше называли Кольский Север, живая вода Евангельских истин. Чем же знаменит этот святой, почему церковь отвела для него место в своем календаре, а мы вспоминаем его сегодня? Преподобный Варлаам Керетский (в миру Василий) родился в начале XVI века, священнодействовал сначала в Коле, потом в своей родной Керети, потом монашествовал. За страшный грех убийства жены ему была благословлена небывалая епитимия (наказание, исправление) - странствовать от Керети до Колы вдоль побережья Кольского полуострова на карбасе, нося с собой тело родной супруги «дондеже оное мертвое тело тлению предастся» (пока плоть не истлеет в прах). Небывалый покаянный труд был исполнен Варлаамом, подвиг, который, думается, невозможно выполнить ни одному из смертных - человеческими усилиями и человеческой волей, но не Богу, «ибо все возможно Богу». В этом и заключается тот главный урок, который можно вынести из знакомства с житием преподобного Варлаама Керетского: «мужеством души и верою вооружившись», возложив свое упование на Господа и полностью Ему доверившись, можно спастись человеку, в каких бы отчаянных обстоятельствах он ни находился. В сегодняшнее время преодоления современным российским обществом кризиса государственного, экономического, культурного, «выхода на ровную воду» после семидесятилетней жизни не только без Бога, но и Богоборчества, очень остро стоит вопрос о нашем духовном наследии. Том святом примере упования на Бога и помощь Божию, которая оживотворяет «всякого человека, грядущего в мир», помогает людям в их затруднениях, преодолении искушений и зла. В первую очередь о духовном наследии святых Кольской земли, подвизавшихся на территории нашего края, что особенно актуально для современных жителей Мурманской области. Ведь духовность преемственна, мы не можем строить свою жизнь, не изучив и не приняв за руководство уже имеющийся опыт, потому что это живой пример Божьего участия в жизни «наших» людей, а значит, и в нашей жизни. Поэтому Мурманская и Мончегорская епархия благословением правящего архиерея владыки Симона приступила к осуществлению паломнического проекта «Путь Варлаама». Целью проекта является преодоление на весельной лодке (карбасе) пути от Кандалакши до Колы вдоль побережья Белого и Баренцева морей, но это, если можно так сказать, географически. Духовной же целью «Пути Варлаама» является приближение к Богу через прохождение пути, пройденного Его святым, это приближение к добродетелям, которые снискал преподобный, возможность почувствовать живую связь со святым Варлаамом Керетским, может быть, прийти к его особому покровительству, его молитвенному заступничеству. В июле этого года был осуществлен первый этап пути: от Кандалакши до Кашкаранцев. Проект оказался «многослойным». Путешествуя на весельной лодке по Белому морю и наблюдая за своей «путешествующей душой», открываешь (а морякам они известны) те духовные причины, которые побуждают людей отправляться в плавание. Морская работа - это странствование, «белое мученичество» - расставание с Родиной Христа ради, это всегдашнее упование на промысел Божий, Вера, Надежда и Любовь, это покаяние, потому что в море нельзя долго оставаться нераскаянным, так как никогда не знаешь, когда Господь призовет тебя в мир иной, это братство людей, связанных единым духом в морской работе, это знание и опыт (профессионализм). К сожалению, современному моряку уже не так ясны эти духовные ориентиры выходивших в море на своих небольших деревянных судах поморов, защищенному стальными бортами современных судов, современным оборудованием и развернутой системой способов спасения, ему несравнимо реже выпадает эта очистительная возможность встретиться с Вечностью, открыто взглянуть в пустые глаза смерти, осознав внезапно, что наступает время попрощаться с этим миром, где ты, наивный, думал так прочно обосноваться. Это тот самый момент истины, когда каждый, заглянув в свою душу, невольно оценивает, а готов ли он предстать пред Отцом своим Небесным. «Путь Варлаама» - это одна из тех дорог, которая дает возможность человеку приблизиться к тем нелукавым временам. ---------------------------- Д. ЛОСКУТОВ. При написании статьи использована книга игумена Митрофана (Баданина) «Преп. Варлаама Керетского» БИБЛИОТЕКИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА расположена по адресу ул. Первомайская, 51 Россия вымирает... Часть населения страны явно деградирует, проводя жизнь по рецептам и сценариям западных советчиков. Перед глазами проходят кадры печальной панорамы человеческих лиц, теряюших образ Божий из-за погружения в «радости» мира. Но ученые-демографы нередко отвергают нищету, безработицу как причины вымирания нации. В чем же причина? Фильм дает ответ на этот вопрос. Что такое телегония? Неожиданное открытие ученых-генетиков тайны целомудрия, её глубокого смысла для судьбы народа. Вот почему её раньше охраняли как великую драгоценность. Вот почему теперь её разрушают устроители Нового мирового порядка через все средства массовой информации и рекламы. О петербургском феномене успешного противостояния этому злу - школе родителей, где учат вынашивать и рожать здоровых детей с Божией помошью. Сегодня будущее народа России зависит напрямую от того, кто качает колыбель. Эта агрессия не видна простым взглядом непросвещенному светом веры человеку. Об этой агрессии не ведут репортажи средства массовой информации. Она вроде бы невидима. Но фильм проявляет её и показывает «во всей красе». Почему дети, проводящие время у телевизора, потом рисуют не красоту природы, а всякую нечисть? Ответ - в наглядном эксперименте, заснятом в одной из школ. Что такое 25-й кадр и что в нем изображено? Вы впервые увидите это наглядно и поймете, что и как закладывается в подсознание человека через этот кадр и как он влияет на развитие, мировоззрение такого человека. А как влияет на развитие ребенка пристрастие его к компьютеру? Ученые расскажут, почему развитие мозга австралийских аборигенов теперь опережает развитие мозга современных детей из цивилизованного мира. Что происходит с душой ребенка под влиянием страсти и азарта компьютерных игр? Какие силы и сущности вселяются в такую душу и что начинают диктовать ему? Многие родители вдруг увидят, что сами. не ведая того, помогают своим детям двигаться по пути в бездну и безконечно удаляться от Бога. ОТВЕЧАЕТ НАСТОЯТЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ИЕРОМОНАХ СИЛУАН Как православная церковь относится к употреблению наркотиков растительного происхождения? Другие религии допускают? Ни одна мировая религия в своей ортодоксальной форме не имеет инструментом на пути к обожению, спасению или просветлению какие-либо искусственные стимуляторы. Только такие маргинальные формы религиозной жизни, как восточные секты, язычество, шаманизм, могут и используют подобного рода наркотики. В православной церкви нет ничего важнее, чем трезвость мышления, бдительность, рассудительность. Я курю. Не могу избавиться от этой привычки. Перед тем как идти на причастие, можно курить или нет? Перед тем как принять Таинство причастия, следует воздержаться от курения ночью, утром и, конечно, до времени окончания богослужения. Вы можете задать батюшке свой вопрос. Пожалуйста, заполните отправную форму. |
|