Из истории возникновения блатной фени
Как не без основания утверждают знатоки, евреи - народ изобретательный. Они подарили миру такие нужные в хозяйстве вещи, как теорию относительности, коммунизм, реакцию Вассермана и еврейские анекдоты. Но кто мог подумать, что именно евреи придумали в России... воровской жаргон?! По крайней мере так утверждает филолог П. Корявцев в своем исследовании «Отдельные вопросы этимологии блатной фени».
Автор утверждает (век свободы не видать!), что в ХIХ веке в уголовный мир России влилось большое количество сынов Израиля. Это было связано с введением в 1791 году черты оседлости. Лицам иудейского вероисповедания фактически запрещалось проживание в крупных городах! Соответственно любой ловец счастья, отправившийся из местечка в мегаполис, сразу же попадал на нелегальное положение.
Исследователь приводит такие цифры: в 1869 году, по данным полиции, 53% лиц из числа потомков Авраама, официально зарегистрированных в Санкт-Петербурге, состояло на учете в сыскном отделении.
Воровской жаргон стал активно пополняться лексикой из идиша и иврита. Для городовых даже был составлен специальный словарь, чтобы они понимали, о чем говорят между собой урки. Вернее, базарят.
После революции места не столь отдаленные стали в изобилии наполняться самым разным народом. Еврейское влияние растворилось под натиском посланцев всех братских республик СССР. А феня осталась. В ней знали толк такие авторитетные люди, как академик Лихачев, конструктор Королев, маршал Рокоссовский...
Вспомним самые распространенные слова.
Блат - идиш. «блат», буквально «листок» - изначально обозначало наличие своего рода рекомендательного письма, записки, свидетельствующей о том, что податель пользуется серьезной протекцией.
Лох - идиш. «лох», буквально «дырка» - потенциальная жертва преступления.
Мент - идиш. «мент», буквально «накидка» - первоначально использовалось для обозначения любых государственных служащих, в Австрии и России носивших характерные форменные накидки.
Фарт - идиш. «фарт», буквально, «добыча» - общий термин, обозначающий до настоящего времени воровскую удачу, то есть постоянное наличие добычи.
Халява – иврит. «халав», буквально – «молоко». В западных губерниях России существовала форма сбора средств для единоверцев – «дмей халав» - буквально «деньги на молоко» - то, что достается задаром.
Шахер махер - иврит. «сахер мехер», буквально «комбинировать в торговле» - заведомый обман, мошенничество при каких-либо договоренностях.
Шмон - иврит. «шмоне», буквально «восемь» - первоначально слово обозначало вечернюю поверку и досмотр вещей в ночлежках, проводившихся в восемь часов вечера. В настоящее время используется в значении обыска вообще.
Шпана - идиш. «шпаннен», буквально «напрягать» - группировка молодежи с уголовными наклонностями.
Но не все так просто и очевидно! Далеко не все ученые согласны с П. Корявцевым. Вот мнение на эту тему профессора Анатолия Баранова, заведующего отделом экспериментальной лексикографии Института русского языка РАН:
«Трудно спорить с тем, что отдельные слова фени пришли из идиша. Это очевидно. Но туда попадали слова и из украинского и других языков. По одной из гипотез - весьма правдоподобной, феня - это язык, который использовался бродячими торговцами - так называемыми офенями. Они ходили с товаром от одного села к другому. И вполне резонно опасались грабежа. У фени две главные функции: первая - это сокрытие информации от других. А вторая - это распознавание своих. Поскольку эти люди ходили по большой дороге, то зачастую сами не брезговали криминальным ремеслом. И впоследствии этот язык очень органично стал использоваться в преступной среде.
Действительно, были области, где еврейское население превалировало. Например, в Одессе. В США итальянская Коза ностра тесно взаимодействовала с еврейской мафией.
Но версии происхождения слов, которые предлагает автор, во многих случаях вызывают сомнения. Так, «маза» возводится к ивритскому «мазаль» - «удача». Трудно с этим согласиться. А слово «братва» возводится к ивритскому «брит» - священный союз. Это очень сомнительно».
Поэтому вопрос: «Таки кто придумал блатную феню?» до настоящего времени остается открытым
«Комсомольская Правда» 16-23 сентября 2015 г.