Колвицкая губа в опасности
Начиная с января 2022 года на интернет-ресурсе https:/aquavostok.ru с постоянной периодичностью поступают заявки на право заключения договора пользования рыбоводным участком для осуществления аквакультуры (рыбоводства) в Колвицкой губе Кандалакшского залива.
Первый аукцион по рыбоводному участку МОБлМ-2 в Колвицкой губе был отменен в конце февраля в связи с несоблюдением заявителя требований по границам водоохранной зоны.
26 июля тг. на сайте https:/aquavostok.ru/map была обнаружена новая заявка в Колвицкой губе с уникальным идентификатором МОБлМ-6 площадью 319 га.
Администрацией Кандалакшского района было направлено письмо в Росрыболовство об отмене заявки на право заключения договора пользования рыбоводным участком для осуществления аквакультуры № МОБлМ-6. Однако, данное письмо не послужило основанием для отмены заявки и 04.08.2022 вышел приказ Росрыболовства о проведении с 05.08.2022 по 04.09.2022 аукциона по рыбоводному участку МОБлМ-6 в Колвицкой губе.
Надо отметить, что именитые ученые из Зоологического института Российской академии наук крайне скептически относятся к идее хозяйственного использования некоторых губ Белого моря, в частности губы Колвица Кандалакшского залива.
Вот их авторитетное мнение:
«Мы полностью разделяем Ваши опасения по поводу хозяйственного использования некоторых губ Белого моря, в частности губы Колвица Кандалакшского залива. В результате многолетних исследований Белого моря, проводимых, начиная с 1970-х годов, сотрудниками Зоологического института РАН получен вывод, что организация марикультуры в ряде беломорских губ с ограниченным водообменом приводит к крайне негативным последствиям для окружающей среды (Михайлова и др., 2017; Наумов и др., 1986, 1995, 2016, 2018 и др.). В числе наиболее уязвимых водоемов этого типа следует назвать губу Долгая Соловецкого острова, губы Кандалакшского залива: Бабье море, Колвица, Палкина, Воронья, Лов, Пила, Никольская, кутовая часть губы Чупа.
Все указанные губы обладают сходным геоморфологическим строением и связанными с ним гидрологическими особенностями. Для них характерно наличие одной или нескольких котловин и мелководного порога на входе в губу. При таком рельефе дна глубинные воды губы оказываются практически изолированными от вод открытой части моря. Более или менее интенсивному водообмену подвержены только самые поверхностные слои воды (Наумов, 1979, 2006, 2016; Наумов и др., 1986, 2018). Организация любых марикультурных хозяйств неизбежно приводит к сильному органическому загрязнению котловин из-за накопления продуктов жизнедеятельности объектов культивирования. В результате в таких губах возникают обширные заморные зоны, с последующим развитием сероводородного заражения, практически полностью уничтожающего донные организмы. В указанных выше губах. получивших название «ковшовых», в течение последних 5000 лет в изолированном виде сохраняется реликтовая фауна. Ее уничтожение приведет к резкому снижению биоразнообразия, нарушению трофических связей и, соответственно, к обеднению моря. Все это противоречит проводимой в настоящее время политике поддержки и охраны арктических водоемов.
Помимо экологического ущерба, органическое загрязнение негативно влияет и на сами объекты культивирования. Неизбежное прогрессирующее снижение качества воды приведет к тому, что марикультура со временем здесь станет невозможной.
Подобные явления были подробно изучены на примере губы Никольская, где в 1990-х годах существовало хозяйство по выращиванию мидии (Чивилев, Миничев, 1993; Чивилев, Иванов, 2000; Иванов и др., 2005; Примаков и др.,). После ликвидации мидиевых хозяйств только на то, чтобы восстановительные процессы в донных грунтах сменились на благоприятные окислительные понадобилось 10 лет. Биологическое разнообразие донного населения и его биомасса не восстановились даже по прошествии 25 лет.
Аналогичная ситуация наблюдается и в небольшом проливе недалеко от Беломорской биостанции ЗИН РАН, где было установлено хозяйство по подвесному культивированию мидий незадолго до аналогичной установки в Никольской губе.
Есть все основания полагать, что возникшие изменения вообще необратимы. Таким образом, мы считаем, что эксплуатация ковшовых губ в целях марикультуры должна быть запрещена, поскольку она наносит большой невосполнимый экологический ущерб и в скором времени становится абсолютно нерентабельной. Промышленное культивирование гидробионтов возможно только в губах с плавным понижением дна в сторону моря и интенсивным водообменом.
Подчеркиваем, что наша позиция по поводу использования ковшовых губ Белого моря в целях марикультуры основывается на фактическом материале, полученном в ходе многолетних научных исследований и наблюдений в данных акваториях, а не является результатом теоретических построений. Ярким и реальным подтверждением наших опасений служит судьба губы Никольская. Также обращаем внимание на то, что после исчезновения донной арктической фауны в ковшовых губах под действием марикультуры восстановление этой фауны в принципе невозможно.
К сожалению, далеко не все небольшие полуизолированные акватории Белого моря до сих пор достаточно изучены. Поэтому, перед организацией любых марихозяйств в губах Белого моря предварительно требуется тщательное исследование отводимой акватории специалистами по гидробиологии, гидрологии и гидродинамике.»
Директор ФГБУН ЗИН РАН,
член-корр. РАН, д.б.н. Н. С. ЧЕРНЕЦОВ
Зав. Беломорской биостанцией ЗИН РАН
к.б.н. А. А. СУХОТИН
Главный научный сотрудник ББС ЗИН РАН
д.б.н. А. Д. НАУМОВ
Главный научный сотрудник ББС ЗИН РАН
д.б.н. В. В. ХАЛАМАН
А вот ответ на сложившуюся ситуацию чиновников из «Росрыболовства»:
«Управление науки и аквакультуры Росрыболовства рассмотрело поступившее по информационным системам общего пользования обращение по вопросу проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора пользования рыбоводным участком с уникальным идентификатором № МОБлМ-6 для осуществления аквакультуры (рыбоводства) и сообщает.
Определение границ рыбоводных участков осуществляется в соответствии с Правилами определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 1183 (далее – Правила определения границ РВУ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 679 «О внесении изменений в Правила определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков 1 исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» внесены изменения, в том числе в пункт 18 Правил определения границ РВУ.
В соответствии с пунктом 18 Правил определения границ РВУ для определения границ рыбоводных участков в пределах акваторий Дальневосточного и Северного рыбохозяйственных бассейнов формируются в векторном виде наборы пространственных данных доступных акваторий, которые включаются в фонд пространственных данных Министерства обороны Российской Федерации. Набор пространственных данных доступных акваторий на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации формируется Министерством обороны Российской Федерации.
Формирование перечня доступных акваторий производится с соблюдением ряда условий. Согласно пункту 19 Правил определения границ РВУ при формировании перечня доступных акваторий не допускается полное или частичное наложение границ доступных акваторий на районы с особыми условиями плавания, включая запретные и временно опасные для плавания районы, в которых полностью или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, осуществление рыболовства придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, дноуглубительные, взрывные и иные подводные работы, отбор образцов донного грунта, плавание с вытравленной якорь-цепью, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность, морские режимные и бывшие опасные от мин районы, районы затопленных взрывчатых веществ, районы, опасные в навигационном отношении, и районы захоронения грунта, районы ожидания и якорных стоянок, систем установленных путей движения судов, в том числе фарватеров 2 и морских каналов, морских коридоров и схем разделения движения в территориальном море Российской Федерации, районы расположения объектов навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания, включая их охранные зоны, учений и боевой подготовки Военно-Морского Флота, военно-морских баз и пунктов базирования военных кораблей (далее - запретные акватории) и подходы к запретным акваториям, а также пересечение границ запретных акваторий либо нахождение границ доступных акваторий в пределах границ запретных акваторий; полное или частичное наложение границ доступных акваторий на акваторию морского порта и (или) подходы к нему, на судоходные пути, пересечение границами доступных акваторий с границами акватории морского порта и (или) подходов к нему, с судоходными путями, нахождение границ доступных акваторий в пределах акватории морского порта и (или) на подходах к нему, в пределах судоходных путей.
При этом, Правилами организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 г. № 450, определены органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность в своей части.»
Начальник Управления науки и аквакультуры А.С. Малашенко
Витиеватый ответ гр. А.С. Малашенко можно коротко описать так: «Мы действуем в рамках закона, а на последствия нам, извините, наплевать».
А ведь ученые уже сейчас предупреждают: «Катастрофы будет не избежать!»