К А Н Д А Л А К Ш С К И Й И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й П О Р Т А Л | ||
Главная сайта |
«… ибо всякий рожденный от Бога побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша». 1-е Иоанна Y, 4 |
Тел: 8(815-33) 5 – 55 – 52 E-mail: siluann@yandex.ru | «СЛОВО» | Выпускается с января 2007 года, как приложение к газете «Нива». |
УШЕЛ ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК 5 декабря 2008 года скончался Настоятель Русской Православной церкви Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Из жизни ушел духовный руководитель миллионов православных людей в России и во всем мире, выдающийся общественный деятель, поборник нравственности, неутомимый труженик на ниве созидания межконфессиональной и межнациональной гармонии, пламенный патриот России. Патриарх Алексий II (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился в Таллине 23 февраля 1929 года в семье глубоко верующих людей. В 1947 году Алексей с отличием окончил духовную семинарию и в 1949 году поступил в Ленинградскую духовную академию. 17 апреля 1950 года стал священником и настоятелем Богоявленской церкви в городе Йыхви Таллиннской епархии. Через 7 лет отец Алексий был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту, а 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. Принял монашеский постриг в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры в марте 1961-го. Вскоре иеромонаху было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией.
На протяжении всей своей жизни Алексий II продолжал борьбу за монастыри, против их закрытия. 23 июня 1964 года епископ Алексий был возведен в сан архиепископа, а в конце того же года назначен управляющим делами Московской патриархии и стал постоянным членом Священного Синода. В 1986 году отец Алексий - митрополит Ленинградский и Новгородский, однако управление Таллинской и Эстонской епархией также было поручено ему. Сегодня понятно, что в истории церкви не найдется такого патриарха, как Алексий II, за время архипастырского служения которого были свершения такого масштаба. Возрождены, подняты из руин тысячи храмов и монастырей, в том числе и храм Христа Спасителя (В 1990 году в Москве было всего 44 действующих храма, сегодня же совершаются богослужения в 728 храмах, на столичных приходах служат 1100 клириков). В 1990 году на внеочередном поместном соборе митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси. За годы служения в сане митрополита и Патриарха Алексий II посетил многие епархии Русской православной церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом было опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Он возглавлял архиерейские соборы, председательствовал на Священных Синодах. Ряд подписанных Алексием II совместных документов заложили основы для развития сотрудничества церкви и системы здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженных сил, правоохранительных учреждений, органов юстиции, учреждений культуры и других государственных структур. По его благословению была создана система взаимодействия священников с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов. В период общественно-политического кризиса в России - осенью 1993 года - Алексий II выступал с миротворческими инициативами в связи с конфликтами в различных странах. Во время его правления открывались духовные семинарии и училища, церковноприходские школы. Проблемы со здоровьем у Алексия II начались еще в середине 90-х. Жесткий режим работы был тяжел и для молодого человека, но патриарх порой игнорировал советы врачей беречь себя. Весь его рабочий день был расписан по минутам: встречи с людьми, документы, практически ежедневные богослужения... Без выходных. Не высыпался, принимал снотворное. 5 декабря 2008 года он скончался в своей резиденции в Переделкино. 9 декабря он в соответствии с оставленным им завещанием был похоронен в Москве, в Благовещенском приделе Богоявленского Елоховского собора. Ушел из жизни великий человек, обладавший колоссальной духовной силой, жизненной мудростью, широтой взглядов. Выдающимся свершением и вершиной деятельности Патриарха Московского и всея Руси Алексия II является долгожданное и благое воссоединение Русской православной церкви и Зарубежной Русской православной церкви, разорванных на две ветви единой веры в трагических перипетиях русской и мировой истории XX века. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Т.Завьялова Что думают о Патриархе и его кончине наши земляки?
Сенченко Николай Евсеевич, председатель Совета ветеранов войны и труда: Заслуги патриарха Алексия II перед православием, Россией и россиянами, безусловно, велики. Он приложил огромные усилия к тому, что Церковь сейчас занимает такое значимое место в нашем государстве и в сердцах нашего народа: пожилым она дает облегчение, молодым помогает найти себя. Особо мне хочется отметить благородный труд нашей Церкви и его духовного руководителя Алексия II на ниве семейных устоев - очень много сделано для укрепления и авторитета семьи. В тяжелые, бесконтрольные времена распада нашей страны - 90-е годы - церковь смогла предложить людям альтернативу беспределу, беззаконию и вседозволенности. Благодаря человеколюбивому руководству Алексия II православие в России являлось в ту пору и по сей день является для многих людей светом в окне, светом добра и мудрости. В годы войны мы, молодые комсомольцы, крестики на шеях, конечно, не носили. Солдаты постарше, воспитанные на вере в Бога, и верующие в него, свои кресты тоже, по понятным причинам, не надевали, а прятали их в одеждах, подальше от глаз. Для них важным было то, что он, их освященный в церкви крест, все равно был рядом с ними. Когда закончилась война, я вернулся на родину, моя бабушка сказала мне: «Я каждый день молилась за тебя, чтобы ты вернулся живым с войны». Наверное, ее неустанные молитвы и спасли меня в то страшное время... Уход из жизни великого деятеля Алексия II - большая утрата для России и всего православного мира. Есть у меня знакомые семьи, которые, узнав о смерти патриарха, горько оплакивали его кончину. Я видел их слезы. Это служит доказательством того, как искренне любили этого человека, насколько близок он был людям и как бесконечно много сделал для них.
Пушкарева Елена, директор ЦБС: Еще одним, безусловно, великим итогом его трудов является то, что в годы правления патриарха Алексия II православная литература стала широко доступна для всех желающих. Например, в наших библиотеках имеется богатый выбор православных изданий - от «Детской Библии» до серьезных трудов. Кончина Алексия II не могла не причинить боль, не оставить равнодушным. Ушел великий человек, живший для людей, для России.
Худоева Галина, заведующая методическим отделом центральной библиотеки:
Зяблов, фотокорреспондент газеты «НИВА»: Мы посетили в Москве Покровский женский монастырь, где проходила служба с участием Патриарха. После службы нас пригласили в трапезную, после чего и состоялась встреча с Алексием II. Волновались все, но когда Патриарх поздоровался с нами, мы услышали в его голосе столько нежности, теплоты и спокойствия, что скованность и волнение сразу пропали: «... я рад видеть вас, совершивших большой путь из Мурманска в первопрестольный град, и пусть Господь укрепляет вас, помогает вам, а в благословение хочу передать каждому из вас икону Вознесения Христова (встреча проходила в радостные пасхальные дни). Общение с ним было теплым и сердечным, без натянутого и протокольного официоза. Оно растрогало всех. В память об этой встрече у меня остались икона с частичкой гроба Господня из Иерусалима и фотографии. 28 декабря в православном календаре отмечен как праздник - Собор Кольских святых. Этот день связан и с рождением в 1995 году Мурманской и Мончегорской епархии. В Собор Кольских святых входят преподобные Трифон Печенгский, Феодорит Кольский и Варлаам Керетский, признанные святыми всей Русской православной Церковью, а также месточтимые святые: преподобные Евфимий Карельский, Астерий, Авксентий и Тарасий Кашкаранские, 116 мучеников Печенгских, погибших от рук шведов в Трифоновском монастыре, новомученики Моисей (Кожин) и Феодор (Абросимов), погибшие в 40-х годах XX века. О каждом из них можно многое рассказать, но мы остановимся лишь на преподобных Феодорите Кольском и Варлааме Керетском, совершивших свои благочестивые подвиги у нас, в Кандалакше, в XVI веке, когда был расцвет монашеской жизни на Кольском Севере. Родился в Ростове (нынче Ярославской области). В 13 лет стал монахом Соловецкого монастыря. Там он и решил стать пустынником русского Севера, просвещать «лешую лопь» - саамов Кольского полуострова. Наш краевед Дмитрий Лоскутов считает Феодорита основателем нашего города: по его версии, раннее древнее поселение Кандалакша находилось в районе нынешней деревни Федосеевка, на реке Канде, носившей до XVI века имя Кандалакша. После постоянных набегов врагов и разорения местных поморов с западных районов Европы его жители перебрались на левый берег реки Нивы - в те годы широкой и быстрой реки. Там и была воздвигнута в 1526 году церковь Иоанна Предтечи, построен Кандалакшский монастырь. Первое упоминание о тех событиях сохранилось в древних летописях. Несколько лет Феодорит проповедовал здесь, главной целью Феодорита было просветительство лопарей и поморов, что, конечно, не нравилось скандинавским соседям Руси. Служил в г. Кола и был сподвижником Феодорита. В 1546 году он совершил страшный грех: убил жену, которая, как сообщают летописи, внезапно стала вести себя странно, наводя клевету на мужа. Как бы то ни было, собственный поступок глубоко потряс Варлаама, и он пошёл просить прощения у своего духовника. Тот дал ему послушание носить мертвое тело жены в гробу, пока оно не истлеет. Варлаам положил гроб в лодку, прицепил ее к своему карбасу и пустился в странствие по Северному Ледовитому океану. Круглый год Варлаам плавал по морям от Керети до Колы и обратно, замаливая свой грех. Через три года в районе мыса Святой Нос он попросил у Бога вести - не прощен ли он. В те времена на Севере обитали черви, портившие деревянные суда рыбаков. После обращения к Господу они исчезли. Это убедило Варлаама, что он прощен. После этого керетский священник еще долго служил в наших местах, помогая поморам в их нелегком труде. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Подготовил В. ЗЯБЛОВ. Во время короткого отпуска, когда было какое-то свободное время, удалось посмотреть на DVD несколько достаточно свежих и разных фильмов, снятых нашими и зарубежными режиссёрами. Особенное впечатление произвела картина Андрея Звягинцева «Изгнание», но и двенадцать присяжных Никиты Михалкова оставили рубец на сердце. На досуге получилось посмотреть даже боевик 2008 г. - фильм Мятье Кассовица «Вавилон Н.Э.».
Поговаривали, что фильм М. Кассовица имеет религиозный подтекст, и это оказалось правдой. Получилось посмотреть наполовину переведённую версию, вторую половину фильма переводил, как мог, сам. Очередной опус на тему матери спасителя мира и всего того, что является антуражем этого сюжета внешне, удался. Кто хочет, может посмотреть фильм. В нём правдоподобно рисуется недалёкое будущее нашего мира, причём рисуется не фантастично, как в «Звёздных войнах», а вполне реально. «Обнадёживает» будущее России, названной в ленте недвусмысленно «Новой Сербией». Анархия, терроризм, страшная нищета и голод (в начале фильма главный герой, кстати, русский, покупает и с удовольствием жарит собаку) - вот, оказывается, атрибуты нашей недалёкой перспективы. Грядущее Соединённых Штатов выглядит не так печально, видимо, кино снимали до расцвета финансового кризиса. Самое же главное в фильме - его серьёзная атеистическая нагрузка, которая не оставит равнодушным никакого юного зрителя. Бытие религии в будущем сводится в этой картине к существованию могущественных авторитарных институтов, стремящихся любой ценой достигнуть своих масштабных целей. Так бы и осталась эта лента мной просто просмотренной, если бы не было в ней столь ужасающе реального макета будущего миропорядка и будущих норм отношений между людьми и роли религии в этих отношениях. Фильм А. Звягинцева «Изгнание» - продолжение его исследований внутрисемейных отношений. Первая работа Андрея - картина «Возвращение» даёт мощный импульс к размышлению и переоценке, казалась бы, привычных и установившихся понятий и положений. «Изгнание» является не менее эффектным продолжением. Обе картины полны трагизма, обе заканчиваются гибелью главных героев, обе продолжительны, хотя смотрятся на одном дыхании, имеют глубокое христианское наполнение, нарочито подчёркнутое автором. «Изгнание» - о семье, где всё устоялось, где есть дети и общность жизни, где всё «как у всех». В этой семье внешнее и формальное благополучие, но зияет огромная и незримая трещина между мужем и женой, и эту трещину не хотят преодолеть ни он, ни она. Краеугольным камнем, о который споткнутся оба, станет беременность супруги, а смысловым центром картины видится ненавязчивая цитация из апостола Павла в одной из сцен фильма. Мать даёт прочесть маленькой дочери на ночь: нет, не сказку, а Библию, послание Павла к Коринфянам, которое, как я слышал, именуется гимном любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Без такой объёмной цитации трудно дать верную характеристику кинокартине. При всём же трагизме фильма его финал светел, и, как знак очищения и преображения героев, конец ленты декорирован проливным дождём. В общем, эти два с половиной часа у телевизора не станут зря потраченным временем драгоценной жизни. Другая картина, ставшая благодаря Первому телеканалу известной всем, - это «12» Никиты Михалкова. Только если бы не смешали на центральном телевидении «Божий дар с яичницей», раздробив премьеру на несколько серий и щедро сдобрив её рекламой. Хорошо то, что фильм пустили на телевидение в День согласия и примирения, 4 ноября, когда в Церкви почитается образ Богородицы Казанская, ведь в самом конце картины фигурирует как раз Казанская икона, точнее, иконка Божьей Матери. Вообще прокатная версия этого фильма, на мой взгляд, более наглядна и внятна. Смотришь этот вариант и роняешь баранки в чай, потому что захватывает сюжет. При просмотре полной версии, да ещё на федеральном канале, такого эффекта не отмечалось. Сам же фильм, его режиссура, посредством которой мы можем наблюдать в необычной ситуации срез нашего общества, вполне претендует на уникальность. По мере нравственного и воспитательного воздействия на человека работа не только сопоставима с нашумевшей картиной Павла Лунгина «Остров», но и с американской работой Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Парадоксально, но у Михалкова вербально ни разу в фильме не упоминается Всевышний, а нравственный урок, тем не менее, преподаётся внушительный и понятный абсолютно всем. Таковы некоторые размышления человека, на досуге включившего видео и посмотревшего кое-что из последнего российского и зарубежного кино. Может, и не грех иногда просматривать кое-что новое и современное, не всегда отвечающее некоему псевдо-православному стандарту, но которое иногда оказывается информативнее и добротнее, чем старое или советское, или сугубо церковное. --------------------------------------------------------------------------------------О. Силуан, настоятель православного храма Иоанна Предтечи ЛЮДЕЙ ПОСМОТРЕТЬ, СЕБЯ ПОКАЗАТЬ. И НЕ ТОЛЬКО
Держишь в руках такие красивые, глянцевые, давно известные православные журналы, полноцветные толстушки-газеты, издающиеся по благословению епископов, и не то что зависть берет, а страх, что ли: куда нам, четырехстраничным «словянам», затеряемся мы в этом пестром полиграфическом мире. Оказывается, нет, не затерялись, иначе не попал бы представитель православных страничек «Слово» на международный фестиваль СМИ «Вера и слово», который прошел в конце ноября в Москве. Мурманскую и Мончегорскую епархию представляли на этом форуме четыре человека: отец Александр (Болдовский) руководитель издательского отдела нашей епархии, Надежда Большакова, писательница из Ревды, редактор православной газеты епархии, Галина Перепелкина, дизайнер этой газеты, и наш фотокорреспондент Владимир Зяблов. Они поехали в нашу столицу не с пустыми руками - на фестивальную выставку делегаты-северяне привезли православную газету епархии, журнал «Наука и бизнес» и газету «НИВА». Как отметил В. Зяблов, наша газета исчезла с витрин моментально - ее, как и многие другие издания, разобрали «на сувениры», - больно понравилась обложка газеты. А содержание? Увы, об этом на фестивале ничего сказано не было, так что похвастаться не можем. Впрочем, организаторы фестиваля вовсе не ставили целью давать оценку представленным СМИ. Цель была другая: обменяться опытом, посоветоваться, как выживать в условиях кризиса, выяснить, нужны ли вообще православные печатные издания, и какими они должны быть, и, конечно, учеба - мастер-классы и семинары. Наверное, следует объяснить, почему именно наш фотокорреспондент удостоился столь высокой чести. Владимир Зяблов, бывший активный комсомолец, не вдруг занялся религиозной тематикой. Давно замечена в нем тяга к настоящему - искренним стихам, хорошей музыке, ко всему светлому, а особенно к талантливым людям. Все это он нашел по наитию, участвуя дважды в православных Славянских ходах. Порой диву даешься, сколько замечательных, неординарных людей он знает, общался лично, - священнослужителей, писателей, художников, поэтов. Можно сказать, ходячая копилка знаменитостей. Владимир вместе с другими стоял у истоков православных страничек «Слово», знает множество исторических событий, связанных со становлением православия на Кольской земле. Поэтому кому, как не ему было необходимо отправиться на фестиваль, бурлящий событиями и встречами. Вот так, с благословения архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона появился светский человек среди священнослужителей и глубоко верующих людей. Впрочем, он такой был там не один. В пансионате «Лесные дали», что в Подмосковье, встретились люди разнообразные: В. Фадеев, генеральный директор издательского дома «Эксперт», председатель МедиаСоюза, протоиерей Владимир Силовьев, председатель издательского совета Русской Православной Церкви, священнослужители из США, Австрии, Польши, Украины, представители Совета Федерации и Общественной палаты, журналисты православных изданий и известные светские журналисты, сотрудничающие с Православной Церковью. 200 зарегистрированных участников представляли 248 епархий. Встречал гостей, проводил все намеченные мероприятия митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской патриархии. На его просьбу поднять руки тем, кто представляет светские СМИ, откликнулись чуть ли не половина присутствующих. Один из этой половины, Владимир Зяблов, отвечает на наши вопросы.
- Мы думали, что странички-вкладыши в светские печатные СМИ, подобные нашим, - исключение. Да и журналистам, наверное, предпочтительнее не распыляться, а работать в православных полноценных газетах и журналах...
- Это уже не первый фестиваль подобного рода. Что отмечают его организаторы?
- Были на фестивале представители газет - «деньги на ветер»?
- На мастер-классах, семинарах, судя по программе, вас учили интересным вещам... У редактора любого издания наверняка такое же мнение. Был момент, когда я просто «завелся», - это когда нас учили делать фоторепортажи, показав в качестве примера фоторепортаж о священнике-цыгане из г. Кимры, где на фотографиях сам священник как человек - картинка крупным планом, а на заднем плане - обрезанные иконы. Это - не учеба.
- Так какими, по-твоему, должны быть печатные православные СМИ?
- Советы родителям, кулинарные рецепты, праздники?.. Уважаемые читатели! Конечно, фестивали, семинары, «круглые столы» и т. д. для журналиста очень хорошее подспорье - учиться полезно всегда. Но главные учителя для нас - это, конечно, вы. Вот почему мы с таким нетерпением ждем откликов на каждый выпуск нашего «Слова» и готовы выслушать все ваши замечания, предложения и пожелания. Мы ждем ваших звонков по телефону 3-48-51 и писем по адресу: ул. Горького, 12, редакция православных страниц «Слово». -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Н.Пяттоева. Мы продолжаем беседы о таинствах Церкви с настоятелем православного храма святого Иоанна Предтечи иеромонахом Силуаном. Сегодня пойдет разговор о таинстве Венчания. В одном из номеров «Слова» мы говорили, что желающие венчаться должны быть непременно верующими людьми, должны глубоко осознавать серьезность и ответственность принимаемого решения. Даже тем, кому не приходилось присутствовать во время Венчания, из старых художественных фильмов помнят, что молодые люди, желающие обвенчаться, просили всегда родительского благословения. Родители брали иконы - обычно две (Иисуса Христа и Богоматери) и благословляли своих чад. Насколько эта традиция сохранилась сегодня? Можно ли венчаться без родительского благословения? - Созидают брак не родители, а молодые люди. С другой стороны, одобрение или благословение брака родителями, как жизненно более опытными людьми, часто означает то, что выбор юноши или девушки пал на надёжного человека. По жизни бывают совсем разные ситуации: например, я знаю большое количество примеров, когда родители, благословив брак сына или дочери, потом сами, собственноручно его разваливали, люди же, живущие в браке без особых воззрений на мнение родителей, живут и не собираются расставаться. Если говорить конкретно о церковном таинстве Венчания, то есть канонические правила (св. Василия Великого 38 и 42), гласящие о том, что брак без согласия родителей или опекунов является откровенным блудом. Не допускался церковный брак без соизволения родителей и Сводом Законов Российской Империи. Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы. Возможны самые разнообразные жизненные коллизии. Если они имеют место, то разрешают их в беседе с приходским священником или, при необходимости, через обращение к епархиальному Архиерею. Благословение же родителей остаётся и будет необходимым атрибутом надёжного семейного строительства. Что предшествует церковному венчанию? Нужно ли к нему готовиться, допустим, как к таинству Причастия? - К таинству Венчания готовиться, конечно же, необходимо, и подготовкой можно назвать всю предыдущую жизнь человека. Если эта жизнь была полна ветрености и легкомыслия, то десять раз обвенчанный брак будет ущербным. Не в столь отдалённое от нас время к Венчанию подходили очень основательно. Имели место различные подготовительные этапы: сговор, оглашение, помолвка, обручение. Всё взвешивалось и рассматривалось: нет ли какой-либо степени родства между брачующимися, нет ли канонических, физических или гражданских препятствий к браку? Только после серьёзного изучения ситуации приходской священник мог совершить Таинство. Целомудрие до брака не было поводом к насмешкам, а было залогом устойчивости и прочности брака, здоровья супругов и их детей. Но это в идеале. На деле сейчас, увы, происходит всё более «демократично». Раз, и готово... а потом - годы безнадёги и уныния. Батюшка, кольцо - символ вечности. На престоле во время венчания кольца кладутся рядом и обязательно с правой стороны от напрестольного Евангелия, с чем это связано ? - Кольца необходимо освятить перед ношением, поэтому они кладутся на Престол. Теперь немного о смысле колец. В церковной практике уже давно сложился порядок, при котором над молодыми совершается сразу два священнодействия: обручение и венчание. Это можно увидеть даже из того, как проходит церемония. Раньше эти два совершенно разных обряда проходили отдельно, в разное время. Вот как раз в процессе обручения и происходил обмен кольцами, но это ещё не было фактом бракосочетания. То, что кольцо - символ вечности, так же не вызывает сомнения. Целью церковного брака является не личное или обоюдное счастье супругов - брак есть каторжный труд и колоссальное терпение, а достижение обоими удела в Царстве Божием (в вечности) через достойное перенесение добровольного креста супружества. Кольца лишь напоминают нам о высшем смысле и цели брака. Почему необходимо обмениваться кольцами? Кстати, этот элемент венчания присутствует и в светском обряде бракосочетания. - В процессе обручения, при обмене кольцами, имеет место и невидимый момент. Когда невеста надевает перстень жениха, ей преподаётся дух мужества и силы, потребный при прохождении семейной жизни. Муж при налагании перстня невесты тоже научается от девушки некоторым необходимым качествам. Да и общность судьбы при этом священнодействии видится очень отчётливо. После определенных молитв, которые произносит священник и в которых он молит Бога «сочетать брачующихся, венчать их в плоть едину», наступают важнейшие минуты венчания - возложение венцов. Откуда пришла к нам эта традиция? - Возложение венцов не является кульминацией Таинства, а лишь предшествует ей. Моментом бракосочетания является краткая молитва священника, троекратно произносимая сразу же за возложением венцов: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!». Венцы же, возложенные на брачующихся при венчании, означают награду за понесённый ими подвиг целомудрия или воздержания до брака, как знак их победы над страстями. Венцы, употребляемые сейчас, изготовлены из металла, но поначалу они были натуральными, т.е. из живых цветов. В православных храмах Греции и по сей день возлагают на венчающихся такие венки. Венок, лавровый ли или цветочный, от глубокой древности является символом победы (отсюда выражение «увенчаться лаврами»), поэтому и преподаются новобрачным венцы правды за воздержание до брака, символизируя при этом и будущие венцы воздаяния от Бога за достойное несение супружеского креста.
Батюшка, при совершении таинства Венчания священник произносит изречения апостола Павла: «Жена да убоится мужа своего», неужели это нужно воспринимать буквально? Или «Жена не властна над своим телом, а муж, равно и муж не властен над своим телам, но жена (1Кор. 7; 4)». Во время венчания молодые вкушают вино, причем делают это троекратно и попеременно. Зачем? - Всякое таинство скрепляется Евхаристией, т.е. святым Причащением. Изначально, если рассматривать археологию чинопоследования Венчания, брак совершался на Божественной литургии, в конце которой уже законные супруги причащались Христовых Тайн. Само Венчание начинается литургийным возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа...». Рудиментом литургийных истоков и осталось вкушение в конце Таинства простого, но освящённого вина, чаши, выпиваемой за три раза, по очереди, до дна, в знак общности судьбы, общности радости и испытаний. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Беседовала Г. Казакова. Отвечает настоятель православного храма Иоанна Предтечи иеромонах Силуан -Что может препятствовать христианскому браку? Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет. Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей. Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием. Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак. Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении. -Когда не совершается бракосочетание? Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем. Вы можете задать свой вопрос настоятелю храма. Пожалуйста, заполните отправную форму. |
|