Поморские кресты Кольского Севера
Поклонный поморский крест стал неистребимым символом этих берегов. Даже наступившие времена безбожия не смогли одолеть эту благодатную традицию. И ныне по Терскому берегу стоят кресты с вырезанными у их основания датами установки, являющими своеобразную летопись всего, казалось бы, безбожного XX века.
Невозможно было представить себе рыбацкую тоню без креста. Его чудесное действие было залогом успеха на промысле. Примечательно в этом плане соотношение понятий «крестовый» – «богатый» в среде поморов. Встречающиеся названия мест, типа «Крестовый мыс», «тоня Крестовая» и другие – «это не обозначение места, где есть кресты, хотя они там и могли быть, а свидетельство того, что эти места богаты в промысловом отношении». (Филин П. А, Фризин Н. Н. Крест в промысловой культуре поморов Русского Севера // Ставрографический сборник. М., 2001. Кн. 1. С. 167.)
Установка креста была знаком «освоения» тони и освящения данной территории; тоня становилась «своей», обжитой и принадлежащей христианскому миру. Здесь утверждалась воля Божья и чужие, злые силы на данной территории власти больше не имели. Учитывая, что в среде поморов все же сохранялись элементы промысловой магии, то всегда была угроза, что кто-то захочет «отбить» рыбу. К примеру, «если рыбак, у которого рыба не идет, унесет незаметно с уловистой тони горсть песка или кибасок (поплавок) с сети, хорошая тоня “испортится”, а у неудачника начнется лов». Защитой от такой духовной агрессии, надежно нейтрализующей силы тьмы, и служил поморский крест.
Варзуга и здесь имела свою специфику. Чаще всего жемчуга. Крест ловцов жемчуга на Варзуге имел ту же охранительную функцию.
Для помора жизнь была полна ситуациями, проверяющими его на прочность. Тут и тяжелое шторомование в открытом море, и крушение судна при попытке подойти к берегу, или столь частые трагические события на зверином промысле. «Промысел наш рисковой, страшной, – так рассказывал в 1896 году о своих односельчанах, оказавшихся на отколовшейся льдине при «наледном» промысле зверя, Николай Заварнин, коренной варзужанин, – тут уж не до зверя, кричим: “Братцы, назад!” – а те слов не разбирают… Мы стали лодку ладить, торопимся, а ветер как вдруг грянет нам в лицо, да со снегом, с градом… Все вокруг потемнело, взводни горой встали… Слышно, кричат со льдины, а уж и не видать ничего. Пропали в темноте. Потом уж рассказывали промышленники мезенские, что видели льдину с тремя людьми против Канина носа, да подойти никак не сумели из-за погоды… Так и пропали страдальцы». Именно напротив таких трагических мест поморы и ставили памятные кресты на берегу.
Особый случай для постановки креста – если надо попросить у Господа погоды, когда вдруг надолго заштормило, или, наоборот, море совсем «заштилело» («слысело налысо»). «По общему обыкновению российских мореходцев, которые, когда в каком месте долго задержаны бывают противными ветрами, для испрошения себе попутного ветра делают кресты и вкапывают оные в землю...» (Озерецковский Н. Я. «Описание путешествия по Белому морю». Цит. по: Жданов В. П. Памятник морской славы //Наука и бизнес на Мурмане. Серия «История и право», № 2. 1997. С. 45.).
Сакральное значение северного поморского креста трудно переоценить. Необходимо учитывать, что установка креста – всегда узловая точка в жизни помора, особое событие в жизни, память сердца. Воздвижение креста есть ясный акт свободной воли человека, открыто заявляющего о выборе своей Веры, о своей приверженности памяти предков, о своей идентификации с исторической духовной традицией люда Поморья и Святой Руси в целом.
И в эти праздничные дни варзужане в полной мере реализовали этот благодатный духовный потенциал, доставшийся нам от предков, воздвигнув на месте древнего городища села «Золотой Крест Варзуги». Надпись на памятной доске гласит: «В память о первопроходцах Кольского Севера, монахах и мирянах Варзужского городища, отдавших свои жизни за веру Православную и державу Российскую в 1419 году от Рождества Христова».
Поклонный крест на сопке Крестовой в Кандалакше
Автор:
Игумен МИТРОФАН (Баданин),
кандидат богословия, настоятель Успенского прихода села Варзуга,
Председатель комиссии по канонизации святых Мурманской епархии.
Из сборника:
«К 590-летию Варзуги, как первого русского поселения на Кольском Севере. Вторые Феодоритовские чтения».