Остатки былой культуры древнего поморского населения
Исследователь быта беломорско-мурманского промыслового населения, интересующийся всеми сторонами этого быта, блуждая по местам погребения, не может не обратить внимания на своеобразную форму «крестов», поставленных над могилами отошедших в вечность представителей этого населения.
Поморское население – русское, предки его в давние времена поселились на берегах Белого моря, по религии — христиане, значительное число из них были представителями «древлего благочестия», но надмогильные знаки их – это не христианские кресты, это что-то другое, существующее на Севере со времен более далеких, чем времена первоначального появления русских в этих местах. Эти знаки—вероятней всего — остатки былой культуры древнего поморского населения.
|
Древние надмогильные знаки беломорско-мурманских рыбаков
|
Всмотритесь внимательнее в прилагаемый здесь рисунок, на котором изображены образцы деревянных надмогильных знаков, находящихся на кладбище пришлых рыбаков в становище Гаврилове (на Восточном Мурманском берегу). Вы не найдете ничего похожего на обычные кладбищенские кресты несмотря на то, что эти знаки поставлены над могилами принадлежавших к «христианскому исповеданию». Внимательно всматриваясь в формы этих знаков, замечаешь, что они являются изображением древних промысловых орудий: гарпунов, «кутил», стрел, дротиков, копий, т. е, тех орудий, которые употреблялись в охотничьем, зверобойном и рыбном промыслах.
Из №№ 10 – 13 нашего рисунка, где передана прекрасно сохранившаяся, хотя и несколько стилизованная, форма гарпунов, можно убедиться в этом. Эти надмогильные знаки русского беломорско-мурманского рыбацкого населения, надо полагать, заимствованы им от того древнего населения, которое встретило оно во время прихода своего сюда (к берегам Белого моря).
Знаки эти, водружаемые над могилами, в древности, вероятно, указывали на занятие, которым занимался погребенный при жизни: например, изображение гарпуна говорило, что умерший - морской зверобой или рыбак, наконечник стрелы указывал на занятие охотой. Впоследствии эти знаки превратились в символы, но недалеко уклонились от своего первоначального реального значения.
Русское население, пришедшее сюда, бывшее христианским, заимствовав эти надмогильные знаки у древнего местного населения, с течением времени постепенно «христианизировало» их. Христианизация происходила так: в деревянный знак древней формы врезался крест или иконка, как это, например, указано на №№ 3, 4, 6, 8, 10 и др. нашего рисунка; иногда же просто привязывалась иконка, как это я видел в Гаврилове на некоторых знаках. Дальнейшая христианизация «языческого» знака шла уже по пути наибольшего уподобления его кресту (см. № 16 рис).
Подтверждение тому, что эти знаки являются изображением орудий промысла и что они первоначально указывали на занятие умершего, можно встретить и теперь. Так, например, находясь в Гаврилове, я поинтересовался у одного старого рыбака-помора узнать, почему на одной свежей могиле поставлен простой „кол“. Оказывается, что это не простой кол, а «палтух», т. е. жердь, на которой просушиваются яруса (рыболовная снасть) или сушатся сухие тресковые головы. Умершего рыбака на двух палтухах снесли на кладбище и один из них послужил надмогильным знаком.
Первоначальное промысловое поморское население, вероятно, ставило над могилами промышленников подлинные орудия промысла, а в дальнейшем уже изображения их, или в подлинном виде или в виде более или менее стилизованном.
Существующие надмогильные знаки поморско-мурманского промыслового населения, таким образом, являются живыми страницами из истории былой культуры.
В. Алымов.
"Карело-Мурманский край" № 2, 1929 год.