Наследие старых мастеров
Мы все спешим за чудесами, ездим в отпуска за иноземные моря. В суете движений забывая, оглянуться, увидеть то, что нам дано. Давным –давно.
Сегодня я хочу рассказать о тех предметах, которыми владели многие, но сберегли единицы. К моей радости, в нашей семье они сохранились.
Бурак (Туес)
Это — древнейших вид крестьянской утвари. Это емкость цилиндрической формы из нескольких слоев бересты. Внутренний слой сделан из сплошного пласта, снятого с березовой чурки, и называется «сколотень». В нижний и верхний отворот вставлен прутик для придания жесткости. Наружный слой с зигзагообразным замком. Переносили бурак за ручку-дужку на крышке. Туеса хватало лет на 25 . В нем удобнее было носить воду, чем в деревянном ведре. Не расплещешь, и он долго не нагреется, солнце его не пропекает — как древний термос! Соль и сахар, хранимые в туесе, не отсыревали и не превращались в комок. Ягоды дольше оставались свежими, чем в другой посуде.
Представленный на фото туесок сделан и расписан моим прадедом Амосовым Василием (1869-1948). Роспись по мотивам северодвинских прялок. В доме у моего прадеда все было расписано : прялки, сундуки, сани, грабли, даже пол в избе был выкрашен желтой, «как яичко» краской, а по середине нарисован огромный, красивый цветок. С многоцветными лепестками от светло-желтого до бордового. Жила семья в Нижней Кандалакше, по улице Речной.
Женская рубаха
На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник. Были распространены рубахи, состоящие из одной только верхней части. Они назывались пуповихи, т.е. одежда, доходящая до пупка, или воротушки, от слова воротник, или рубаха -"рукава", т.к из-под сарафана видны были только рукава.
Представленный на фото вариант – поликовый. Перед и спинка рубахи соединяются при помощи вставок из красной ткани – поликов. Полик расширял плечевую часть рубахи, отчего ворот ее собирался в мелкие сборки. Их ласково называли «бориками». Рукава и ворот рубахи отделан кумачом, что считалось оберегом.
Меня удивляет насколько плотно воротник прилегал к шее прабабушки и какие тонкие были у нее запястья.
Вышивка
Очень красива вышивка «тамбуром по филе», характерная для Заонежья конца ХIХ. Контур узора намечался на холсте и закреплялся тамбурным швом. На поверхности холста выдергивали нити и перевивали льняной ниткой в виде сквозной сетки – «филе». Еще один технический прием, которым вышивала прабабушка носит название «настил по сетке», когда узор настилается белой хлопчатобумажной нитью по ажурному фону. Он представлен на фото.
Северный край, где озера окружены лесистыми берегами и каменистыми увалами, долгое время считали глухоманью. Не было здесь дорог и поэтому тут сложились особый быт и особый характер вышивания. Сейчас ее называют заонежская вышивка. Расцветка вышивки строгая: белым по красному или красным по белому.
Птицы, кони, олени — это знаки добра, счастья, благополучия. В семье одним из самых любимых мотивов вышивки являлось древо жизни. Наконец, мать-сыра земля — ее образ виден в вышитых по полотну женских фигурках с воздетыми кверху руками, словно просящих дождя и солнечных лучей. Символически красный свет связывался с образом солнца.
Полотенце
Полотенца имели ритуальное значение. Во время свадьбы в доме невесты были развешаны украшенные вышивкой полотенца. Самое красивое полотенце с длинными, до двух метров, вышитыми концами – образник– висел на иконе. Оно специально готовилось для свадьбы, хранилось в сундуке и использовалось также в родильной и похоронной обрядности. Оно передавалось из поколения в поколение как ценная именная вещь. У каждого члена семьи были свои личные полотенца. Теперь об этом напоминают вышитые первые буквы имен. Например, на представленной фотографии три красивые буквы означают Амосов Василий Матвеевич. Остальная вышивка сделана белыми нитками.
Кошелек
Женские платья карманов не имели. И деньги крестьянки носили в холщевых мешочках, стянутых шнуром. Само слово «карман» изначально означал пришитый к одежде мешочек. Причем его не выставляли напоказ, а носили под платьем, а конкретно под верхней юбкой. Для удобства доставания, в платье делали специальный разрез. Таким образом можно было носить и молитвенник. Хотя такой кошелек был скрыт, его все равно украшали вышивкой, бисером. Моя прабабушка сделала это шелковыми нитками, причем узор одной стороны отличается от другой.
В завершении рассказа хотелось бы еще немного рассказать об образе жизни в семье прадеда. В доме разговаривали тихо, не повышая голоса. Царило ощущение покоя, благолепия, чинности, умиротворения. Один раз внучка Аля стала что-то оживленно и громко рассказывать, так ее с удивлением спросили: «А ты по што то сердишься?» Повышенный тон воспринимался как раздражение, гневливость, что не допускалось.
В разговоре часто использовали частицу «то». Например: «Девка-то куды пошла?» или «Куды-то ты пошла?». «Кофточка-то баская», т.е красивая.
В сенях их дома, на стене было прибито приспособление для скручивания веревок. Оно было похоже на диск с выступами. Прадед подбирал на берегу моря выброшенные приливом обрывки канатов, сетей, распускал их на бечевочки. А потом, вращая диск, сучил из бечевок веревки. Сделанные веревки можно было продать или обменять на другой товар.
Прадед все любил делать красиво. Например: соорудил лавочку около огорода, по бокам вкопал два старых ведра. В ведра насыпал земли и посадил редьку, чтобы собрать семена. И вскоре распустились пышные кусты с мелкими бело-розовыми цветочками. Не просто сидишь, отдыхаешь, а с благодатью.
Старинные вещи хранят тепло рук их прежних владельцев. И его можно почувствовать, если бережно к ним прикоснуться.
Автор:
Ирина Ярошенко