Кандалакша
Герб города Кандалакши  Кандалакша — город в Мурманской области с населением около 33,0 тыс. человек. Расположен на берегу Кандалакшского залива Белого моря. Является крупным транспортным узлом: через него проходят автомобильная дорога Санкт-Петербург – Мурманск и Октябрьская железная дорога, функционирует морской торговый порт. Основные предприятия: Локомотивное депо, Кандалакшский алюминиевый завод, каскад Нивских ГЭС, Кандалакшский морской торговый порт.
Погода

Опрос на сайте

в основном неплохо
«так себе»
тяжелый был год
затрудняюсь ответить


Память

Книга Памяти жертв политических репрессий Каскада Нивских ГЭС

Смотреть

Воинские захоронения в Кандалакше и Кандалакшском районе

Смотреть

Геральдика
Город Кандалакша
Кандалакшский р-н
Кандалакшский залив
Работа

Работа в Кандалакше и Кандалакшском районе. Информация Кандалакшского Центра занятости населения.

Смотреть

Недвижимость

Квартиры в Кандалакше, любые операции с недвижимостью

Смотреть

Культура
Отдых
Спорт
Объявления
  • Пошив и ремонт обуви в Кандалакше. Обувь для проблемных ног. Высокое качество материалов.

    .

  • Заброска туристических групп по Кольскому полуострову Доставим вашу группу в самые потаенные уголки Кольского полуострова

    .

  • Облако тегов
    Арктика, безработица, вакансии, Великая Отечественная война, Владислав Трошин, война, День города, День Победы, детский писатель, животные, интервенция, история, Кандалакша, Кандалакшский залив, Кандалакшский заповедник, кандалакшский лабиринт, Кандалакшский район, Колвица, Кольский полуостров, конкурсы, лабиринт, Лапландия, медведи, монастырь, Мурман, Мурманская область, налоги, налоговая инспекция, Олег Бундур, Поморы, праздник, путешествие, работа, стихи, туризм, Умба, ФНС, центр занятости, Экология, энергетика

    Показать все теги
    Кандалакша » Это интересно » Кандалакша кинематографическая
    Кластер Беломорье
    С Новым годом!

    .

    Полезные ресурсы: 

    Кандалакша кинематографическая Это интересно

     

    Про 7 известных фильмов, снятых в Кандалакше и ее окрестностях

    Короткометражный художественный фильм "Манька"

    Кандалакша и ее окрестности не раз становились съемочной площадкой для многих отечественных фильмов.


    Большой популярностью у «киношников» Кандалакша пользуется потому, что, как сказал один из кинорежиссеров: «Здесь шикарная природа и добрые, отзывчивые люди».


    Не каждый город может похвастаться такой богатой кинематографической историей. Не считая научно-популярных и документальных фильмов на сегодняшний день в Кандалакше и ее окрестностях снято 7 фильмов. В том числе один короткометражный художественный фильм "Манька".

    Короткометражная киноповесть «Манька», поставленная режиссером экспериментального молодежного творческого объединения «Дебют» Анатолием Никитиным при участии киностудии имени Горького и занимающая 24 минуты экранного времени, вышла в 1984-м. Показывали ее в киноальманахе вместе с новеллой «Нам не дано предугадать». Главные роли в фильме исполнили выпускница Щукинского училища Ольга Онищенко, а также артист и каскадер Александр Карин. Жители Колвицы и Ковды сыграли в массовых сценах рыбаков-поморов, фактически самих себя.


    Выбор кинематографистами места для съемок вполне объясним. Рассказ Казакова «Манька» написан на северном, поморском материале, полон описаний природы, моря. Ну вот хотя бы: «Дует в лицо ровный морской ветер, несет удивительно крепкий запах водорослей, от которого сладко ломит в груди. По берегам темных речушек, заваленных буреломом, журчащих и желто пенящихся, зацветают к августу пышные алые цветы. Рвет их тогда Манька, навязывает из них тяжелые букеты». В общем, самый что ни на есть южномурманский вид.


    Манька - почтальон. Она любит рыбака Перфилия, но тот тянется к другой девушке, Ленке. Если следовать Казакову, Ленка отказывает Перфилию. Но в сценарии Елены Райской все иначе. В записке, переданной рыбаку через почтальона, значится: «Золотой мой, желанный, приезжай сегодня вечером. Зацелую тебя насмерть. Жду». Манька узнает об этом, совершив должностной проступок - вскрыв письмо. И сердце ее замирает от неразделенной любви. Потом автор и сценарист снова совпадают, повествуя о шторме и выходе на лодке в бушующее море, едва не погубившем, но в итоге сблизившем Перфилия и Маньку. Кадры, поведавшие о веселых и грустных, лирических и трагических событиях, произошедших в поморском селе и на рыболовецкой тоне, легли на пленку.

     

    Фильм режиссёра Аркадия Сиренко «Дважды рождённый»

    Это один из первых фильмов, снятых в Кандалакше. Фильм режиссёра Аркадия Сиренко, создан по сценарию Виктора Астафьева и Евгения Федоровского «Дважды рождённый».


    Берегов не видно ни с той, ни с другой стороны. Безжизненно все вокруг. Лишь пароход, сверху кажущийся букашкой, ползет и ползет, сгрызая, как древесину, волну за волной. Вдруг от солнца повалились на пароход самолеты, пластанули по нему пулеметными очередями, сбросили черные, похожие на поросят, бомбы. Все это: и пароход, и самолеты, и черные бомбы - останавливается, замирает, и в кадре появляются слова: «Этот фильм расскажет об одном из многочисленных эпизодов прошлой, Великой Отечественной войны. Произошло это на северной окраине нашей страны, в Белом море, весной 1942 года». Так начинался сценарий «Не убий» писателей Виктора Астафьева и Евгения Федоровского, который сам Астафьев в одном из интервью оценил как «потрясающий». Кинокартину по нему снимали в Кандалакше весной 1983-го.

     

    - Потоплено транспортное судно, - пояснял режиссер «Мосфильма» Аркадий Сиренко. - Чудом остался в живых лишь один. Один среди белого безмолвия. Что дает ему силы выстоять? Что заставляет его, смертельно измотанного, бороться с фашистским летчиком-асом, который буквально охотится за ним с воздуха, и победить? Это я пытаюсь понять.


    Фильм "Дважды рожденный" снимали в КандалакшеПо сюжету немцы, под началом опытнейшего пилота Хорста Бетгера, сперва топят судно, перевозившее раненых, а затем методично расстреливают из пулеметов тех, кто уцелел. Варварство называлось «подчисткой с воздуха» и гарантировало фашистам сохранение их преступления в тайне. Герою картины, оставшемуся в одиночестве пареньку, вчерашнему школьнику Андрею Булыгину, надо пройти по льду почти 20 километров. Надо не потерять направление и не замерзнуть. Надо выжить, чтобы доложить о погибших, о зверствах врага. И еще надо не попасть под пули упрямого Бетгера, который поставил себе целью расправиться с «проклятым русским».


    Первые метры пленки были отсняты 3 марта в Петрозаводске. Но вскоре там потеплело, и в погоне за отступающей зимой киногруппа приехала на Кольский полуостров. Потом из Архангельска в Кандалакшу пришел пароход типа «Логгер», точь-в-точь такой, как суда, перевозившие в годы войны раненых и эвакуированных. И работа закипела.


    Кандалакшане помогали созданию фильма буквально на всех уровнях - от власти до рядовых горожан. К нуждам кинематографистов проявляли пристальное внимание первый секретарь кандалакшского горкома КПСС Анатолий Зайцев - будущий министр путей сообщения РФ и председатель горисполкома Виталий Голубев. В кинотеатре «Нива» благодаря поддержке его директора Маргариты Хокканен удалось организовать монтажную для работы с отснятым материалом. Сотрудник Кандалакшского локомотивного депо Николай Обухов, владевший машиной марки «Виллис», без разговоров предоставил свое авто для съемок нескольких эпизодов. Токарь Кандалакшского механического завода, аквалангист-любитель Сергей Ладыгин, дублировал главного героя ленты. В солдатском обмундировании, с оружием он выбирался из воды на льдину, теряя по ходу действия валенок и ступая на лед босой ногой. А еще горожане раздобыли необходимых для картины лошадей, ремонтировали кинотехнику и, конечно, участвовали в массовке. Кое-кому из них пришлось выдержать немало испытаний на «тонущем» корабле и принять холодную ванну в студеной купели Белого моря.


    Что касается профессиональных работников экрана, в ленте много действующих лиц и, естественно, было занято много актеров. Среди них - Нина Русланова, Татьяна Догилева, Юрий Назаров, Сергей Плотников. Роль Андрея Булыгина исполнил 23-летний артист театра «Современник» Вячеслав Баранов.


    Но больше всего пришлось повозиться с водоплавающим актером. В одной из сцен голодный, замерзающий Булыгин видит рядом тюленя и пытается выстрелить в него. Но окоченевшие пальцы не слушаются, а животное тем временем отползает и скрывается в полынье.

     

    - Вначале мы хотели поймать тюленя на льду. Облетели акваторию залива на вертолете, но подходящей льдины найти не смогли. Надо было ловить в открытой воде, - вспоминал привлеченный специально для этого дела госохотоинспектор Виктор Кобиняк. - Нашли такое место. Запаслись свежемороженой мойвой для приманки животных. Вот так и удалось схватить одного из любопытных.


    Между тем весна внесла свои коррективы в планы мосфильмовцев. Лед у Кандалакши стал таять. Пришлось киногруппе переехать в Палкину губу, что у поселка Белое Море. Оттуда зима еще не ушла, и именно там экспедиция «Мосфильма» провела последние съемочные дни. В финале картины Андрею Булыгину удается последним патроном пробить маслофильтр самолета Бетгера, и немецкий ас бесславно гибнет. Андрей дошел до побережья, и его подобрали свои.


    Премьера фильма, получившего при выходе на экран название «Дважды рожденный», состоялась 21 мая 1984 года. А всего неделю спустя его показали в Кандалакше. Критики встретили ленту доброжелательно, но сдержанно. Среди достоинств отмечали притчевый характер отдельных частей киноповествования, многие удачные сцены, точный выбор актера на главную роль. Среди неудач - отсутствие жанровой цельности, затянутость действия, провалы в напряженности сюжета. Виктор Астафьев оценил картину жестко: «Фильм… посредственный, хотя по материалу, заложенному в сценарии, можно было сделать киношедевр». А вот еще одно его высказывание: «…Режиссер Сиренко сделал серенький фильм». Как бы то ни было, за исполнение роли Андрея Булыгина Вячеслав Баранов получил приз молодежного Всесоюзного фестиваля в номинации «Лучшая мужская роль».


    С точки зрения здравого смысла, герой фильма Андрей вообще не «дважды рожденный», а «трижды погибший». Он должен был потонуть еще вначале, едва оказавшись в ледяной воде Белого моря. Но архангельский парнишка выживает. Как говорится: и в воде не тонет, и в огне не горит….

     

    20-серийный телевизионный фильм
    Николая Досталя и Михаила Кураева «Раскол»

     

    Фильм Николая Досталя "Раскол"Фильм «Раскол», который был показан на российском телеканале "Культура", можно назвать и долгожданным, и даже запоздавшим. Долгожданным, ибо масштабное историческое полотно о событиях второй половины XVII века давно было востребовано как зрительской аудиторией, так и российским кинематографом. В 1970-90-е годы на экран вышло большое количество различных лент, посвященных XVII-XVIII векам ("Русь изначальная", "Михайло Ломоносов" и другие), но все они либо касались событий, предшествующих церковному расколу XVII века, либо обходили стороной "неприятную тему".

     

    Из всех тем тема ответственности власти – одна из самых значительных, и можно сказать, что эта тема центральна для фильма. И царь, и Патриарх проходят через испытание властью над людьми. «Киношный» Алексей Михайлович постоянно переживает раздвоение личности. С одной стороны, царь - благочестивый и милосердный христианин, с другой – грозный тиран, приказывающий резать языки, сжигать в срубах, искоренять раскол самым жестоким образом и т.п. Разрешения эта дилемма в фильме так и не получает. С точки зрения режиссера, власть в России, реализуя «проекты», неизбежно приводит к антигуманным и жестоким действиям. Важным в этом смысле является диалог царя с одним из его бояр, в котором царь признается, что «как человек» он хочет помиловать протопопа Аввакума, 14 лет сидящего в земляной яме на краю земли, но как царь же он этого сделать не может, потому что вся система пойдет вразнос.

     

    Безусловной удачей фильма надо признать образ боярыни Морозовой, сыгранной Юлией Мельниковой. Боярыня Морозова, а также протопопица Анастасия Марковна – одни из самых ярких образов картины. В них выражается в сильнейшей степени тот русский дух, который заставил в свое время Некрасова написать поэму о русских женщинах. И то, что в случае с протопопом Аввакумом или другими героями сопротивления можно приписать мужскому куражу, мужицкому упорству, в случае женских образов как бы предстает в чистом виде как идея свободного служения правде, т. е. Христу, причем такого, которое не имеет жизненной альтернативы.

     

    Наконец, безусловной удачей нужно признать роль Патриарха Никона, блестяще сыгранную Валерием Гришко. В Никоне парадокс власти, вызывающей раздвоение у царя, решается в пользу абсолютного волюнтаризма. Никон Досталя выражает саму стихию власти, которая не считается с людьми, их мыслями, страданиями, чувствами во имя «великой идеи». Патриарх подчиняет все масштабным целям, которые вырастают не из жизни, а из умозрительных идей. Никон в сериале требует то немедленно идти походом на Ригу, то заключать договор с сомнительным Богданом Хмельницким, то ломать и крушить обычаи русского благочестия ради единения с заезжими греками.

     

    Получается, что в коллизии Раскола у Досталя выделяются два полюса: полюс консервативной правды и свободы, выражением которого становится протопоп Аввакум, и полюс абсолютной власти, реализующей масштабные, но бесчеловечные идеи. Между этими "правдами" находится царская власть, выразитель которой царь Алексей Михайлович, с одной стороны, заворожен никоновой магией власти, а с другой тянется к Аввакуму и символизируемой им правде. То, что он выбирает Никона, и становится трагедией Раскола.

     

    Итак, фильм Досталя не об обрядах, не о церковной истории, а о трагической ловушке, в которую попадает постоянно российская власть, идущая вслед за сверхцелями и не обращающая внимания на «неизбежные жертвы», «издержки» - на людей, без которых она сама теряет свой смысл и превращается в тиранию.

     

    Фильм Николая Досталя
    по по одноимённой повести Михаила Кураева
    «Петя по дороге в Царствие Небесное»

    Действие фильма происходит в Кандалакше 50-х, в годы строительства каскада ГЭС на нашей реке Нива. Потому неудивительно, что и съемки решили провести у нас. Правда, большая часть материала была отснята в Зеленоборском.

     

    Фильм Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие Небесное»В основе фильма – повесть Михаила Кураева, известного и хорошего писателя, его "Капитан Дикштейн" памятен тем, кто умел читать вдумчивое двадцать лет назад. Примерно тогда же Кураев написал повесть "Петя по дороге в Царствие Небесное" – во многом автобиографическую вещь о житье-бытье в начале 50-х поселка строителей первой в мире подземной электростанции в Заполярье под Кандалакшей. Отец Кураева был начальником строительства, и, выступая перед премьерой фильма в питерском кинотеатре, Михаил Николаевич говорил о том, что сохранилось отцово кожаное пальто. "Оно настоящее", – подчеркивал автор сценария. Даже так: "Единственное настоящее в картине".

     

    Фильм снимали в 2009 году в Кандалакше, Зеленоборском и Кироовске.

     

    Сценарист картины Михаил Кураев рассказывает:

     

    - Повесть "Петя по дороге в Царствие Небесное" писалась легко, потому что ничего не надо было выдумывать. Петя Макаров жил в том же, что и наша семья, поселке строителей первой в мире подземной электростанции в Заполярье, неподалеку от Кандалакши. Я был школьником, сыном начальника строительства, а двадцатилетний Петя Макаров был малый, как говорится, не от мира сего. Вообразил себя инспектором ГАИ. В поселке шофера и работники гаража и даже милиция, по-человечески сочувствуя, подыгрывали ему. И фуражку ему выдали форменную, и портупея у него была с деревянным наганом в кобуре. Он таскал из-за реки огромные вязанки березовых веток на корм козам, и пел из-под этой вязанки песню собственного изготовления: "Я Петя, Петя, Петя, я Петя молодой..."

     

    В начале октября 2007 года Николай Досталь, а также писатель Михаил Кураев (по повести которого «Петя по дороге в Царствие Небесное» и будет в 2009 году снят художественный фильм) побывали в Кандалакше на выборе натуры.

     

    - Они оба ко мне в гости заходили – пообщаться, пирогов с семгой поесть, - рассказывает наш земляк пенсионер Станислав Лопинцев. – Просто мы с Михаилом Николаевичем почти полвека знакомы. Он в молодости жил в Кандалакше какое-то время. Вот мы в этот раз по старой дружбе и ходили вместе места живописные для съемок смотрели.

     

    - Двойственное чувство. Сохранились ещё постройки старого типа - люди там мучаются, а нам как раз такое нужно для съёмок, - поделился в интервью кандалакшской газете «Нива» писатель Михаил Кураев. - В Кандалакше старые дома соседствуют с теми, что построены позже. А в Зеленоборском постройки 50-х годов сохранились в своём первозданном виде. А вот переезда, где дежурная поднимает шлагбаум, крутя ручку барабана, здесь уже не найти. Как и той прежней железной дороги с тогдашними семафорами... Был такой кусок под Кировском, где Николай Досталь снимал «Завещание...», сейчас поехали туда посмотреть, а там рельсы уже разобраны. Прототипом же главного героя книги и будущего фильма выступил житель Кандалакши по имени Петя.

     

    Станислав Еремеевич Лопинцев с супругой Александрой Николаевной.


    - Я помню его, - продолжает Станислав Еремеевич Лопинцев. – Это такой «добрый дурачок» был. Он ростом здоровый, а развитие заторможенное. Коз пас, мечтал милиционером стать, ему даже мужики пистолет деревянный вырезали и кобуру подарили. Часто ходил и песенки пел, как чукча: «что вижу, то и пою». Его никто не обижал, наоборот все местные к нему с заботой относились. Погиб случайно. Из лагеря зимой бежали заключенные, а он в это время в лес на лыжах пошел. Там его конвоиры нечаянно и пристрелили.

     

    Когда фильм пытались снимать первый раз, а было это более 15 лет назад, именно сложности с поиском исполнителя главной роли остановили процесс. В 2009 году на роль Пети нашли молодого актера Егора Павлова, сына Юрия Павлова, который снимался у Николая Досталя в 12-серийной картине «Завещание Ленина» по книге Шаламова «Колымские рассказы».

     

    Фильм Александра Рогожкина «Кукушка»

    Фильм Александра Рогожкина «Кукушка»

    «Кукушка» - фильм о войне и о том, что она делает с людьми. О том, как бывает нелегко людям понять друг друга, когда они говорят на разных языках. О том, что им все-таки нужно пытаться найти взаимопонимание, чтобы не произошло трагедии. А также о том, что самые разные люди в самых сложных ситуациях все-таки могут помочь друг другу, и именно в этом кроется основа выживания в тяжелые периоды жизни - взаимопомощь, желание понять друг друга.

     

    Во время в​ойны было как-то не принято традиционно спрашивать у кукушек, сколько лет жить осталось. Потому что, во-первых, большинству жить оставалось довольно немного, а во-вторых, "кукушками" называли снайперов-смертников, которых немцы приковывали к дереву или скале, и этим обреченным ничего другого не оставалось, как до последнего патрона стрелять по врагам.


    Впрочем, далеко не все "кукушки" смирялись с подобным положением. Один из главных героев этого фильма - финский солдат Вейко (Вилле Хаапасало), которого эсесовцы приковали к скале, вовсе не желает закончить свою молодую жизнь, накуковывая советским солдатам оставшиеся часы и минуты жизни. Поэтому Вейко всю свою изобретательность пускает на то, чтобы освободиться от цепи. С подручными средствами у него, конечно, не густо, но в данном случае важны не инструменты, а ум и сообразительность, которых у Вейко предостаточно...

     

    В фильме, в основном, все очень в меру. С одной стороны, общение трех людей на разных языках создает многие комические ситуации. Однако в этом фильме забавные эпизоды не являются для Рогожкина самоцелью, как, например, в «особенностях...». С другой стороны, в "Кукушке" много достаточно драматических событий, но и они выглядят очень естественно и ненатянуто. Фильм добрый, светлый и очень естественный, что мне в нем больше всего и понравилось.

     

    Самая колоритная и запоминающаяся роль - у Анни-Кристины, играющей женщину-саами Анни (кстати, по фильму ее настоящее имя означает... кукушку; вероятно, именно это дало название картине). Что интересно, Анни-Кристина - действительно саами, хорошо говорит на их языке и знает многие традиции и обряды. По словам Рогожкина, Анни-Кристину нашел Хаапасало на какой-то из вечеринок, и она вовсе не является профессиональной актрисой... Если честно, в это трудно поверить. Анни-Кристина играет просто великолепно и очень профессионально. Ее Анни - весьма забавна и совершенно естественна. На мой взгляд, это самая лучшая роль в фильме несмотря на то, что Бычков и Хаапасало - тоже вполне хороши.

     

    Все трое говорят на разных языках. И все трое почти не понимают друг друга, потому что, во-первых, они люди совершенно разной культуры, а во-вторых, они не слишком-то стремятся к взаимопониманию. А недопонимание может вести к совершенно различным ситуациям - как комичным, так и по-настоящему трагичным... 

     

    Фильм Григория Константинопольского «Самка»

    Фильм снимался в рекордно короткие сроки. Съемочный период занял порядка двух недель. Несмотря на это, съемки были достаточно тяжелыми.

     

    Фильм Григория Константинопольского «Самка»Съемки проходили в Кандалакше, на территории заповедника в начале мая 2010 года, когда за Полярным кругом еще не растаял снег, а температура оставалась достаточно низкой. Именно суровые климатические условия стали главным критерием при выборе места съемки, однако этот почти случайный выбор стал едва ли не главным достоинством картины. Фильм полон прекрасных видов дикой северной природы.

     

    Где-то на Южном Урале длинновласые охотники поймали «снежного человека» и посадили его в клетку, а тележурналистка с русским именем Светлана и нескладной фамилией Дебомонова вознамерилась сделать о сенсационной находке репортаж. Естественно, «снежный человек» вырывается из клетки на свободу, прихватив с собой несчастную госпожу Дебомонову (Екатерина Вилкова). Если бы Катина героиня не отведала галлюциногенных грибков, то так никогда и не узнала бы, что «снежный человек» Ваня (Александр Стриженов) – не кто иной, как потомок Ивана Сергеевича Тургенева, а девушка нужна ему для, так сказать, продолжения рода. Светлана к такому повороту сюжета оказалась морально и физически не готова; у возможной любви возникает и ещё одно небольшое препятствие – жена «снежного человека» ....

     

    Для фильма «Самка» Александром Градским была сделана запись его знаменитой композиции «Любимая» из альбома-сюиты «Сама жизнь» на стихи Поля Элюара в переводе Мориса Ваксмахера.

     

    Русский снежный человек Ваня поет эту песню на берегу кандалакшской реки Нива за гостиницей "Сполохи".

     

    Любимая... Наступает рассвет...

     

    Музыка: Александр Градский

    Стихи: П. Элюар

    Перевод: Мориса Ваксмахера

     

    Любимая, чтоб мои обозначить желания

    В небесах своих слов рот свой зажги как звезду!

    Любимая! Твои поцелуи в живой ночи

    Борозды меня обвивающих рук

    Победное пламя во мраке! Любимая!

     

    Виденья мои светлы, непрерывны, любимая! Любимая!

    А если нет тебя со мной, мне снится, что я сплю

    И что мне это снится. Любимая!

     

    Наступает рассвет ...

    Я люблю тебя, в жилах моих еще ночь

    Я всю ночь смотрел на тебя

    Мне так много еще предстоит угадать

     

    Я в спасительность сумрака верю

    Он вручает мне власть окутать любовью тебя

    Разжечь в тебе жажду, жить в глубинах моей неподвижности.

    Твою сущность раскрыть, избавленье тебе принести и тебя потерять

    Днем невидимо пламя (невидимо пламя!)...

     

     

    Незаконченный фильм
    Алексея Балабанова «Река»

    В этой истории трудно оторвать бинты кино от раны реальной трагедии.

     

    Сценарий попал в руки продюсера Сергея Сельянова. Экранизация романа Вацлава Серашевского, сосланного царским правительством на двенадцать лет в Сибирь. История с кассандровым названием «Предел скорби». Трагедия, происходящая в Якутии XIX века.

     

    Сельянов историю, где «умерли все», дал почитать Балабанову. Тот мечтал о таком мощном драматическом материале, да еще на почве богатейшей этнографии (Серашевский создал энциклопедический труд «Якуты», не устаревший доныне). Развязавшись со «вторым братом», Балабанов засел за сценарий.

     

    Герои фильма – жертвы смертельной болезни. Лепра — проказа. Прокаженный, искаженный человек медленно съедается ею. В сценарии был не лепрозорий, а отдельная хижина в лесу. Если человек из хижины подходил к деревне, его могли убить. От съемок в Якутии отказались. Нашли под Мурманском похожее место. (Сами якуты говорили: все так же, только брусника ваша мельче.) Группа жила в Кандалакше. Примерно час уходил на дорогу на съемки…

     

    Замысел

     

    Фильм Алексея Балабанова «Река»В забытой богом колонии для прокаженных разворачивается трагедия. Две женщины и мужчина. И еще — смертельная болезнь.

     

    Запах тлена, ощущение физического развоплощения на экране переданы в коричневатом монохроме пленки, словно изъеденной болезнью.

     

    ...Тут же живет пара стариков, пронесших с достоинством через жизнь и мученическое испытание, и свою любовь.

     

    Еще рядом девочка лет восьми. Не жившая среди здоровых людей, она никак не может представить себе жизнь в деревне. И спрашивает: что такое праздник? Вот она наденет нарядный платок — и будет праздник?

     

    Будет голод. Умрут старики. Грудной младенец героини фильма Мергень – тоже. И смерть ребенка окончательно разворотит ее сердце. Вот якутская Макбет ночью вершит свой страшный суд, запирает юрту вместе с любимым и его беременной женой и поджигает их. Потом, застыв, смотрит на шаманский пляс языков пламени, поднимающихся в черное небо, на горящих коров и с животным криком бросается туда, в огонь.

     

    По сюжету Мергень была замужем за здоровым якутом, и у нее не было детей. Тогда муж связал ее, увез в лес и бросил. Больной Старик нашел ее и притащил к прокаженным. Она осталась…

     

    Поначалу роль Мергень была второй. Злой демон, питаемый шаманским духом и мучимый неразделенной любовью.

     

    ...Балабанов пришел в Якутский драматический театр и описал характер Мергень. Тут же в один голос все сказали: да вот она точно такая — актриса Туйара Свинобоева. Двадцать семь лет. Славилась нелегким характером.

     

    Сцены с Мергень наэлектризованы, словно сняты под особым напряжением. Чуть ли не каждый вечер режиссер с ней подолгу разговаривал. Понемногу она оттаивала. Рассказывала о семилетней дочке, которую растила без отца, с бабушкой. О своем трудном житье в общежитии в Якутске, работе в Якутском театре.

     

    Фильм-роман должен был состоять из четырех «времен жизни»: Весна, Лето, Осень, Зима. Сняли Осень. Красивую и печальную. И съемка остановилась. Ждали мороз, снег. А обычно ранняя в этих краях зима никак не начиналась. И все же мороз ударил…

     

    В последний съемочный день снималась трагическая сцена пожара. Туйара не должна была работать. Снимали каскадера, вместо нее вбегающего в огонь. Туйара собиралась лишь показать каскадеру, как она бежит, рисунок движения в кадре. Но почему-то поехала на эту «съемку без актеров». И торопилась обратно в гостиницу. Поэтому режиссер предложил ей поехать с ними на внедорожнике. Вместе с оператором Астаховым, вторым режиссером Мариной, Надей Васильевой и ее пятилетним сынишкой Петей.

     

    Ледяная дорога петляла между сопками. Когда из-за поворота выскочила встречная и ослепила фарами, водитель нажал на тормоз. Их закрутило и вышвырнуло вниз с дороги. Сзади ехали каскадеры. Они и нашли машину, в которой не оказалось Туйары.

     

    Леша отыскал ее, услышав стон. Пять часов врачи пытались ее спасти… И ни одного синяка на коже.

     

    Потом говорили разное. Что был у нее дневник в Якутске, в котором она пишет, что не вернется. Говорили: вот нельзя было «богом отмеченных трогать» … Говорили: зря русские про якутов снимают, пользуются тем, что у самих якутов денег нет. Одна женщина сказала, что в Кандалакше вообще плохо: городок зэки строили, только-только начали возводить церковь. Проклятое место.

     

    То, что получилось вместо фильма, Балабанов называет «продукт». В «продукте» (на самом деле он оставляет ощущение законченного, исполненного мощной страстью кино) Балабанов за кадром рассказывает о том, что выпало из сюжета.

     

    Не сняли важнейшего диалога Мергень и ее возлюбленного: она говорит о безответной любви. Нет похода другой героини, Анчик, с девочкой в деревню — просить еды. Они доходят до хижины, где живут слепые, которые дают кров, еду и провожают в деревню. Там праздник. Прокаженным очерчивают круг, бросают что-то и велят убираться.

     

    Не снято, как девочка радуется своему сокровищу – патефону и единственной пластинке с оперными ариями. Нет сцены с медведем, который напугал девочку в финале. Сама любовь Мергень, в отсутствие важнейших эпизодов, к сожалению, ушла на второй план…

     

    По сценарию в финале девочка осталась на пепелище с грудным младенцем, ребенком Анчик. Завернула в тряпицу и стала нянчить. Пока медведь не пришел. Тогда девочка взяла патефон и ребенка. Положила старательно спелёнатый сверток в лодку, и сама собралась прыгнуть, но лед под ней треснул. И лодка ушла. В финальном кадре плывет деревянный челн с младенцем по широкой реке, впадающей в бесконечность океана…

     

    Это оператор Астахов просил по сценарию оставить девочку живой. Она должна была сидеть на берегу, а рядом бы сидел медведь.

     

    После трагедии Балабанов сразу решил, что снимать дальше не станет. Хотя предлагали варианты, уговаривали. Он знал: Туйару не заменить, не восполнить.

     

    Что делать с материалом, не знали ни опытный Сельянов, ни сам Балабанов: закончить нельзя, и бросить тоже нельзя. Что-то в память об актрисе должно было остаться. Буквально вечером накануне показа режиссер сделал последнюю склейку.

    В 2002 году весь отснятый материал был смонтирован и выпущен как короткометражный фильм.

     

    Пропущенные эпизоды заменили закадровым текстом.

     

    Премьера "Реки" состоялась на фестивале "Белые Столбы".

     

    В 2003 году на кинофестивале "Меридианы Тихого" во Владивостоке Туйара Свинобоева посмертно была награждена призом за лучшую женскую роль.

     

     

     

    Автор:

    В. Браерский 

     

     


     


    Ключевые теги: Кандалакша, история, кино
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Уроки английского в Кандалакше
  • Неизвестные страницы истории Кандалакши и Колвицы
  • Отчет о поездке в Кандалакшский район
  • Про медведей и людей
  • Встреча с Мессингом


  • #1 написал: Александра (12 декабря 2020 06:42)
    Фильм "Самка". "Съемки проходили в Кандалакше, на территории заповедника".
    Вы бы в фильм заглянули, прежде чем писать. Фильм, конечно, дебильный, поэтому смотреть его тяжело, но по диагонали я проверила. Нет там никакого заповедника, и было бы крайне странно, если бы был. Там всё как обычно: участок берега от Монастырского наволока до лабиринта, водопад "Мужские слезы" (как раз он льётся в начале мая), Колвица.
    Добавление комментария



    Главная страница | Статистика           Яндекс.Метрика      Copyright © Борис Гуреев,
    2007 год.
    guboris@rambler.ru