В 2018 году в Петрозаводске вышла в свет книга Сергея Геннадьевича Веригина «Противостояние. Борьба советской контрразведки против финских спецслужб (1939-1945)».
Уникальность этой книги в том, что она написана бывшими сотрудниками КГБ СССР – ФСБ РФ, которые имели доступ как к российским, так и к финским архивам.
Например, Эйнар Петрович Лайдинен (вышел в отставку в звании полковника ФСБ) был не просто известным, а уникальным в России специалистом в этой области исторических исследований. Бывший контрразведчик, прекрасно владеющий финским языком, «нашел» в соседней Финляндии таких же специалистов, бывших сотрудников финских спецслужб, с которыми участвовал в совместных российско-финляндских проектах. Две монографии, подготовленные им совместно с финскими учеными, были опубликованы в Финляндии. В августе 2010 г. в ведущем финляндском издательстве «Отава» в соавторстве с известными финскими исследователями Э. Эльфвенгреном и М. Косоненом вышла его книга «В тылу врага. Финская разведка в Советской Карелии в 1939–1944 гг.» (Elfvengren E., Kosonen M., Laidinen E. Vihollisen selustassa. Paamajan tiedustelu Neuvosto-Karjalasa 1939–1944. Helsinki: Otava, 2010). Книга получила высокую оценку ведущих российских и финляндских ученых. Рецензии на нее были опубликованы как в России (Carelia. 2010. № 10), так и в Финляндии (Suomen Sotilas. 2010. № 5; Sotilas (aikakauslehti). 2010. № 8; Veteraani. 2010. № 3).
Для понимания, предлагаем Вам для прочтения одну из глав этой интересной книги.
Финская военная разведка накануне и в период Зимней войны
В Финляндии накануне Зимней войны 1939–1940 гг. военной агентурной разведкой занималось разведывательное бюро, или бюро статистики — U2, Генерального штаба (ГШ) Оборонительных сил (ОС) Финляндии. Его деятельность была направлена, прежде всего, против СССР. Считалось, что опасность для страны исходит лишь со стороны восточного соседа. К лету 1939 г. бюро состояло из четырех подразделений: Выборгского (начальник Тойво Салокорпи, фенрик резерва (соответствует званию прапорщика)); Сортавальского (начальник капитан Пекка Янхия); Каянского (начальник лейтенант Паули Марттина) и Петсамского (начальник Харри Паатсало, фенрик резерва). Перед ними стояли задачи по опросу перебежчиков, а также заброски через границу своих агентов. Финская агентурная разведка работала в тесной связи с радиоразведкой и воздушной разведкой.
Выборгское разведотделение (Выборг) осуществляло разведку на Карельском перешейке от Финского залива до Ладожского озера, т. е. на Ленинградском направлении. По протяженности это был самый маленький (около 200 км), но самый важный по значимости участок, что обуславливалось близостью к границе Ленинграда и концентрацией на Карельском перешейке советских войск. Разведотделению подчинялись Раутский (Рауту) и Кивеннапский (Кивеннапа) разведпункты. Первый осуществлял разведку севернее Ленинграда, на территории северной Ингерманландии, второй — в направлении Ленинграда, каждый из них имел «окно» на своем направлении.
Сортавальское разведотделение осуществляло разведку в Северном Приладожье от Ладожского озера до Поросозера, а также в Олонецком, Пряжинском и Петровском районах Карелии, т. е. на Петрозаводском направлении и в районе Лодейного Поля Ленинградской области. Протяженность границ разведдеятельности составляла свыше 700 км. Разведотделение располагало тремя разведпунктами: Салминским (Салми), Суоярвским (Суоярви) и Нурмесским (Нурмесс). «Салминский разведпункт вел разведку на Петрозаводск и Лодейное Поле, Суоярвский — севернее Петрозаводска и до Поросозера, Нурмесский — севернее Поросозера».
Руководитель Сортавальского отделения Пекка Янхия (Петр Богданович Травников) родился в 1895 г. в семье скульптора Александра Травникова и Марии Котолуома. Знание русского языка и русского менталитета очень помогали ему в службе. В июне 1939 г. в Сортавальское разведотделение на службу прибыл лейтенант, позже майор, уроженец Сибири Инто Энсио Куйсманен. После окончания советско-финляндской войны 1939–1940 гг. он возглавит Сортавальское отделение, которое в марте 1940 г. переехало в Йоэнсуу. Куйсманен проявит себя талантливым разведчиком и руководителем разведки в войне СССР и Финляндии в 1941–1944 гг., возглавляя 2-ю роту 4-го особого разведывательно-диверсионного батальона финской военной разведки.
Каянское разведотделение (Каяни) осуществляло разведку в направлении Беломорской Карелии на обширном участке протяженностью около 800 км от пос. Лендеры до Ухты (Калевала). Отделение располагало тремя разведпунктами: Суомуссалмским (Суомуссалми), Кухмониемским (Кухмо) и Лиекским (Лиекса).
Выбор дислокации этих разведпунктов был не случаен. В Каяни, Кухмо, Лиекса и Суомуссалми проживало большое количество беженцев из Ребольского, Ругозерского, Паданского, Ухтинского районов и Поросозера. Многие принимали активное участие в так называемой карельской авантюре 1921–1922 гг., выступали за присоединение Восточной Карелии к Финляндии. Практически у всех разведчиков сохранились связи в родных краях. Поэтому было естественным, что агентура в основном была родом из северных районов Карелии. Лиекский разведпункт вел разведку в секторе Лендеры — Реболы; Кухмониемский — в секторе Реболы — Костомукса; Суомуссалминский — в секторе Костомукса — Ухта.
Рованиемское разведотделение (Рованиеми) осуществляло разведку на самом протяженом участке территории СССР — от Кестеньги Лоухского района Карелии до Мурманска. Отделение располагало тремя разведпунктами: Куусамским (Куусамо), Салльским (Салла) и Петсамским (Петсамо). Агентуру отделения составляли, в основном, выходцы из северных районов Карелии и района Кандалакши Мурманской области, которые отправлялись в разведку в места прежнего проживания.
|
Финские диверсанты после 5 дней рейдов по советскому тылу, Рукоярви, Карелия. 30 мая 1942 г. Фото из книги " Противостояние. Борьба советской контрразведки против финских спецслужб (1939-1945)"
|
|
Успешность работы бюро статистики и его подразделений во многом зависела от кадров. В разведывательное бюро требовались опытные сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие опыт разведработы. Финские исследователи отмечают, что интерес в разведдеятельности был направлен на работу c населением Восточной Карелии и Ингерманландии, так как знание именно этих территорий считалось особенно важным. Поэтому серьезным преимуществом сотрудников являлось знание русского языка. Офицерам, находившимся на постоянной службе, начали давать специальное образование, которое имело непосредственное отношение к разведке. До начала Зимней войны такое образование получили 150 офицеров. В 1935 г. начали проводить переподготовку офицеров, находившихся в запасе. Курс их обучения длился около месяца. В 1935 г. открыли первый курс, а в следующем — второй. Численный состав обоих курсов равнялся приблизительно 40 офицерам. Третий курс организовали осенью 1939 г., однако он вскоре был прерван начавшейся войной.
Руководителем курсов и старшим преподавателем на них был майор Юрье Пеюхенен, русский язык преподавал майор Матти Роппонен, радиоразведку и дешифровку — капитан Рейно Халламаа, разведку и контрразведку — майор Кустаа Раутсуо, артиллерийскую разведку — капитан Б. Тенроос, другими преподавателями были капитаны Эркки Халлакорпи и О. Хуухтала. На полевых занятиях много внимания уделялось обучению допросов перебежчиков. Большое значение придавали изучению русского языка. Реймо Хейсканен отмечает, что для резервистов курсов — членов Карельского академического общества, которых было порядка 45 человек, по вечерам проводили дополнительные занятия. Во время Зимней войны (1939–1940) и войны-продолжения (1941–1944) они служили в разведке или в Военном управлении Восточной Карелии (ВУВК), а иногда и там и там.
В качестве разведчиков подразделения использовали завербованных агентов, являвшихся беженцами-соплеменниками, проживавших поблизости с границей; на начальном этапе использовали контрабандистов, которые вели свою деятельность на Карельском перешейке, а также молодых финнов, желавших приключений. Зона действия операций простиралась на 50–60 км от границы. Наибольшую активность проявляло подразделение, базировавшееся в Рованиеми. Так, с 10 июня по 17 ноября 1939 г. разведчикам этого подразделения удалось выйти за пределы советско-финляндской границы 18 раз и провести на территории Советского Союза в общей сложности 128 дней.
За пределами советско-финляндской границы разведработу на пограничной территории СССР, кроме разведывательного бюро (статистики — U2) ГШ ОС Финляндии, проводили и другие организации: различные общества соплеменников, шюцкор приграничных областей и эмигрантские организации. С помощью разведки особенно хорошо удавалось следить за расположением воинских подразделений Советского Союза на ближайших территориях на расстоянии приблизительно 50 км вглубь от границы. Однако на более дальних расстояниях разведка не действовала. Это позволило Ю. М. Килину сделать правомерный вывод о том, что финский ГШ фактически проморгал сосредоточение РККА накануне Зимней войны.
Помимо информации, получаемой от агентуры, изучали также советские путеводители, уставы, справочники, которые переводили с русского на финский язык. На основе полученных сведений бюро статистики — U2 составляло, например, общий обзор о находящихся на российской территории постоянных советских войсках, пограничных отрядах, проводившихся военных учениях, укреплениях, взлетных полях, казармах, коммуникациях и населении. Восемь-десять раз в год составлялись обзоры под названием «Информация о Советском Союзе», которые содержали сведения об актуальных военных событиях. Помимо этого, составлялись аналитические доклады, исследования, резюме о какой-нибудь особой области СССР. На основе таких докладов и исследований заполняли карты, которые показывали бы территории, находившиеся за пределами финляндской границы и перспективные для разведработы.
К осени 1939 г. произошло резкое обострение советско-финляндских отношений. В этих условиях, как отмечают Э. Эльфвенгрен, М. Косонен и Э. Лайдинен, авторы монографии «В тылу врага. Финская разведка в Восточной Карелии в 1939–1944 гг.», командование вооруженных сил Финляндии почувствовало необходимость работать на полную силу в тылу врага и начало поиск средств для достижения поставленной задачи. Бюро сухопутных сил оперативного отдела Генерального штаба призывало в своих записях от 9 ноября 1939 г. бюро разведки к организации диверсионной деятельности в Восточной Карелии в случае, если бы была развязана война.
В качестве главных задач деятельности финской агентурной разведки ставились следующие: создание препятствий или эффективных помех для ввоза оборудования и пополнения войск противника, уничтожение продовольствия и других запасов, собранного у Мурманской железной дороги, чтобы тем самым усложнить снабжение врага, приведение в негодность промышленных предприятий и электростанций, имевших военное значение (особенно таких объектов, как лыжные заводы, пекарни и электростанции), а также населенных пунктов, предназначенных для размещения солдат, выведения из строя коммуникаций. Фактически речь шла о выполнении в тылу противника партизанской и диверсионной деятельности. Однако эту разумную мысль высказали слишком поздно, поэтому никакой предварительной подготовки проведено не было.
|
Финская разведгруппа в советском тылу. Фото из книги " Противостояние. Борьба советской контрразведки против финских спецслужб (1939-1945)" |
|
Э. Эльфвенгрен, М. Косонен и Э. Лайдинен также отмечают, что разведывательная деятельность осуществлялась недалеко от государственной границы на расстоянии 50–60 км, а дальнего патрулирования (в финской историографии под патрулированием понимается разведывательная деятельность. — С. В.) как средства сбора информации в годы Зимней войны не существовало. Его значение не было оценено в полной мере, к нему не были готовы. Поэтому в плане получения информации большое значение имели допросы военнопленных. Значение допросов военнопленных подчеркивалось особенно тогда, когда другие виды разведки по каким-либо причинам не могли быть использованы на эффективном уровне.
Несколько иную позицию по этому вопросу занимает Реймо Хейсканен. Соглашаясь, что дальняя разведка не получила большого распространения накануне и в период Зимней войны, он вместе с тем отмечает: «С началом Зимней войны агентурная разведка практически прекратилась. Но в начале 1940 г. создали отделение V, которое стало заниматься агентурной разведкой. Выборгский разведпункт имел два окна (этапа) на границе: Рауту и Терийоки, через которые направлял агентуру через границу. Сортавальский разведпункт перед Зимней войной также направлял за границу разведгруппы.
Последняя группа, преследуемая советскими пограничниками, вернулась на финскую территорию 28 ноября 1939 г. Каянский разведпукт направлял агентов за границу, от которых было получено много военной информации по территории Беломорья. Рованиемский разведпункт также направлял за границу своих агентов. Начальник этого разведпункта в мемуарах вспоминал, что в период Зимней войны направил 18 разведгрупп на территорию Мурманской области в направлении Ковдора, а также в районы Салла, Кестеньги и по реке Софьянга».
Более того, по мнению Хейсканена, важность дальней разведки осознали только к началу Зимней войны: «Начальник подразделения в Каяни лейтенант Паули Марттина предложил 25 ноября 1939 г. сформировать из беженцев Восточной Карелии батальон, подчиненный Генеральному штабу, который бы вел партизанскую и разведывательную деятельность. Вербовку сил, предусмотренную для осуществления такого рода деятельности, стали проводить главным образом в Рованиеми и Каяни. Руководители этих подразделений пришли к правильному решению и начали по собственной инициативе активную работу. Каянский разведпункт сформировал соответственно 1-й и 3-й лыжные отряды, которые уже в конце 1939 г. занимались разведкой и прикрытием флангов. Сортавальский разведпункт также создал подразделение Куйсма, которому поставили задачу прикрытия флангов на фронте Коллаа. Аналогичное подразделение для прикрытия флангов и ведения разведки создали в Рованиеми на направлении Салла».
Финляндские исследователи истории спецслужб Реймо Хейсканен, Матти Косонен и другие в своих работах приводят несколько примеров успешной работы финских агентов на территории СССР. Так, Реймо Хейсканен пишет: «Достоверно известно, что наш агент в период с 5 января по 6 февраля 1940 г. находился в Мурманской области. Согласно его информации, новые дороги были построены между Титовкой и Юлялуостори, Туломой и Ристикенття (населенный пункт располагался на северном берегу оз. Нотозеро в 81 км от г. Колы. — С. В.). В данном случае речь, вероятно, идет о двойном агенте. Кроме того, в Кандалакше, Петрозаводске и Мурманске в период между началом сентября и до конца октября 1939 г. работали шпионы, засланные подразделением в Петсамо».
Однако, в целом, результаты агентурной деятельности финских агентов накануне и в период Зимней войны на территории СССР были слабыми. Авторы книги «В тылу врага. Финская разведка в Восточной Карелии в 1939–1944 гг.» подчеркивают: «В то время (имеется в виду 1939–1940 гг. — С. В.) важной информации о планах противника получали крайне мало. Штатный состав разведки по своему образованию был, так скажем, слабоват, что проявилось по результатам допросов военнопленных. Необходимые для финских войск, находившихся на линии фронта, сведения оставались неполученными, так как хороших переводчиков и знавших язык офицеров не хватало. Были допущены ошибки и в планах разведдеятельности».
P.S. Конечно, далеко не все репрессированные были шпионами и диверсантами. Но и таковые среди них, безусловно, присутствовали. Об этом говорят рассекреченные финские и российские архивы. Это факт….
А полностью прочитать книгу «Противостояние. Борьба советской контрразведки против финских спецслужб (1939-1945)» Вы можете вот по этому адресу: https://royallib.com/read/verigin_sergey/protivostoyanie_borba_sovetskoy_kontrrazvedki_protiv_finskih_setsslugb_19391945.html#0
Автор:
Администратор сайта.