Кандалакша
Герб города Кандалакши  Кандалакша — город в Мурманской области с населением около 33,0 тыс. человек. Расположен на берегу Кандалакшского залива Белого моря. Является крупным транспортным узлом: через него проходят автомобильная дорога Санкт-Петербург – Мурманск и Октябрьская железная дорога, функционирует морской торговый порт. Основные предприятия: Локомотивное депо, Кандалакшский алюминиевый завод, каскад Нивских ГЭС, Кандалакшский морской торговый порт.
Погода

Опрос на сайте

правильное решение
глупое решение
мне безразлично
бутлегеры рулят...


Память

Книга Памяти жертв политических репрессий Каскада Нивских ГЭС

Смотреть

Воинские захоронения в Кандалакше и Кандалакшском районе

Смотреть

Геральдика
Город Кандалакша
Кандалакшский р-н
Кандалакшский залив
Работа

Работа в Кандалакше и Кандалакшском районе. Информация Кандалакшского Центра занятости населения.

Смотреть

Культура
Отдых
Спорт
Объявления
.
  • Заброска туристических групп по Кольскому полуострову Доставим вашу группу в самые потаенные уголки Кольского полуострова

    .

  • Облако тегов
    Алакуртти, Арктика, безработица, вакансии, Великая Отечественная война, Владислав Трошин, война, ГЭС, День города, День Победы, детский писатель, животные, интервенция, история, Кандалакша, Кандалакшский залив, Кандалакшский заповедник, кандалакшский лабиринт, Кандалакшский район, Колвица, Кольский полуостров, конкурсы, лабиринт, Лапландия, медведи, монастырь, Мурман, Мурманская область, Олег Бундур, Поморы, почта россии, праздник, путешествие, стихи, туризм, Умба, ФНС, центр занятости, Экология, энергетика

    Показать все теги
    Кандалакша » Это интересно » Деревенька Порья Губа
    Кластер Беломорье
    С Новым годом!

    .

    Деревенька Порья Губа Это интересно
    К юго-востоку от Кандалакши, близ морского залива, в XVI веке возникла деревенька Порья Губа. По описи 1575 года здесь стояло 12 крестьянских дворов, с которых в государеву казну взималась дань по 3 рубля 66 копеек в год. 

     

    Во время шведского вторжения в Поморье в 1589 году пострадала и Порья Губа. 
    Подробные сведения о селении содержатся в писцовой книге 1608 года: «Волостка Порья Губа, а в волости церковь с трапезою Николы Чудотворца… деревянная, а в церкве образы и книги и ризы, и на колокольнице 2 колокола, строение мирское… Крестьянских и бобыльских 5 дворов… 10 мест варничных… А запустели те варницы и места дворовые порьегубские… от лихого поветрия и от голоду и от Босаргина правежу и  от двинского иску». Последние слова требуют пояснения: «лихое поветрие» - эпидемия, заразная болезнь; «Босаргин правеж» - погром царских опричников по денежному взысканию двинских богачей, бравших на откуп сбор дани и пошлин с жителей Терского берега.
    В писцовой книге перечислены все угодья, принадлежащие общине. О занятиях порьегубцев сказано так: « По морскому берегу на тонях ловят красные рыбы семги, и на пожнях у них сенные покосы, и по лешим озеркам ловят белую рыбу, да на лесу зверь бьюти птицу ловят… Да в той же в Порьей Губе места дворовые… сеют на них репу». В задачу писца входило увеличение размера податей. Но в отношении порьегубских крестьян сделано исключение: «А не приложено на них дани вново потому что обнищали».
    Часть волостных угодий в годы разорения перешла во владение Печенгского и Соловецкого монастырей. Последнему на реке Порьей принадлежали по купчей грамоте 1579 года водяная мельница, две соляных варницы, да ему же была «дана речка Порья для дровяного плавежу». 
    В начальной истории Порьей Губы скрыта некая тайна. На карте XVI века, так называемом Годуновском чертеже, возле устья реки Порьей показан Кукуев монастырь. В пояснении сказано: «А от Кукуева монастыря до усть реки Нивы 80 верст».
    Что это за Кукуев монастырь? Кем и когда он основан? Когда исчез? Об этом нет никаких сведений. Можно строить лишь догадки.
    Несомненно одно: близ устья реки Порьей существовала какая-то святыня, почитаемая на Кольской земле. Об этом свидетельствует следующий факт. В конце ноября 1703 года пазрецкие лопари Филимон Игнатьев «с товарищи» ездили «в Порьегубскую волость Богу молитце». Они ехали на оленях за сотни верст, тогда как неподалеку находилось известное место поклонения - могила святого Трифона Печенгского.
    Порьегубское селение не имело обильных семужьих ловель. Число жителей росло очень медленно. По учету 1712 года в Порьей Губе насчитывалось 6 бобыльских дворов и двор местного священника.
    В 1735 году Порьегубская волость была приписана к «серебряному заводу» на острове Медвежий. Крестьяне за скудную плату выполняли различные работы. Контора казенного предприятия сообщала правительству: «При Медвежьем острову за пять верст в берегу имеется Порьегубская волость, в ней государственных крестьян по Генеральной переписи (1722 г.) написано мужеска пола 67 душ, а наличных из того числа мало больше 30 душ, и те старые, многие в 80 и в 90, а иные и во 100 лет, а иные увеченые, а молодых и к работам годных самое малое число, и жители весьма скудные и маломожные, да из них же… взяты два целовальника: один у таможенного збору, а другой у соляной продажи в Коле, а протчие все надобны нам на Медвежьем острову всегда как к работам и к сече дров, так и для показывания лесов и мест и у всяких повозок… летом на судах, а зимою с оленями, и все без остатку служат».
    К радости порьегубцев, через семь лет серебряные руды на острове Медвежий иссякли, и они освободились от заводской службы.
    После отмены Екатериной II казенных служб и промысловых сборов материальное положение поморов заметно улучшилось. В 1785 году Порьегубское селение состояло из 15 крестьянских дворов, в которых проживало 88 человек (43 мужского и 45 женского пола). У них числилось скота: 20 коров, 32 овцы и 33 оленя. Один порьегубец имел мореходное судно грузоподъемностью в одну тысячу пудов и занимался торговлей в Архангельске. Три крестьянина-домохозяина были грамотными. Порьегубцы имели неплохие сенокосы (получали 1200 копен сена), достаточно лесного материала. Двенадцать крестьянских домов состояли из избы (строения с русской печью) и клети (помещения для хозяйственных работ и хранения припасов), один дом - из избы и горницы (неотапливаемой комнаты) и два дома - из одной избы с пристройкой вроде хлева. Отдельно стояли амбары, сараи, бани.
    В 1856 году Порью Губу посетил бытописатель Сергей Васильевич Максимов. «Селение, - отмечал он, - оказалось забившимся за дальней губой, преглубокой, обставленной низменными берегами с густым, непроглядным бором. В селении церковь и только 15 дворов. Бедность селения, как сказывали, зависит от безрыбья губы, от некоторой удаленности от моря. Лесные и тундряные промыслы пушного зверя и перекупка рыбы у лопарей дают возможность жителям Порьей Губы выменивать достаточное количество муки для годового пропитания с судов, приходящих сюда из Кемского поморья».
    В пореформенный период административный статус Порьей Губы изменился. На правах сельского общества она вошла в состав Умбской волости. По данным за 1871 год, в Порьей Губе числилось 29 хозяев - глав семей; отлучившихся по паспортам на заработки, 25 мужчин и 23 женщины; наличных душ в селении - 45 мужского и 45 женского пола; скота в селении: 25 голов крупного рогатого, 51 овца, 92 оленя; речных судов: больших - 1, малых - 36; занимались ловом семги на море 45 человек, зверобойным промыслом 21 человек. Годовой доход - 1555 рублей.
    Почти в каждом селении был какой-нибудь умелец, незаурядный человек - искусный плотник, судоводитель, силач, благотворитель, лекарь, рассказчик, потешник, предсказатель… Никто специально не занимался описанием их жизни или необыкновенных способностей. Лишь в редких случаях в источниках встречаются сведения о таких личностях.
    Из порьегубцев в середине XIX века выделялся отвагой и опытностью кормщик Иван Архипов. «Золотой человек, - говорили о нем. - Этаких-то по всему Поморью только три и есть, и всех по именам знают, даже малые дети».
    Порья Губа - одно из немногих мест Кольской земли, где строились на продажу рыболовные суда (15 карбасов в год на 225 рублей). Но основной доход (в 1910 году - более 10 тысяч рублей) давал лов семги и сельди. По морскому берегу, от мыса Пентельского до реки Оленицы, порьегубцы имели 14 семужьих тоней, из них 12 путем жеребьевки распределялись по душам, а две отдавались в аренду с торгов, вырученные при этом деньги шли в пользу местной церкви. Семгу ловили преимущественно гарвами (ставными сетями), сельдь по бухточкам закидным неводом. Нерпу и морского зайца били весною и осенью из ружей-берданок. Почти всю добычу - и зверей, и рыбу - скупал местный крестьянин-богач Варлам Каюков.
    Мирную жизнь порьегубцев в 1914 году нарушила мировая война. Происшедшая в октябре 1917 года революция открыла новый этап в истории поморского села".

     

    Из истории деревни Порья Губа

     

    К юго-востоку от Кандалакши, близ морского залива, в XVI веке возникла деревенька Порья Губа. По описи 1575 года здесь стояло 12 крестьянских дворов, с которых в государеву казну взималась дань по 3 рубля 66 копеек в год. 


    Во время шведского вторжения в Поморье в 1589 году пострадала и Порья Губа. 


    Подробные сведения о селении содержатся в писцовой книге 1608 года:

     

    «Волостка Порья Губа, а в волости церковь с трапезою Николы Чудотворца… деревянная, а в церкве образы и книги и ризы, и на колокольнице 2 колокола, строение мирское… Крестьянских и бобыльских 5 дворов… 10 мест варничных… А запустели те варницы и места дворовые порьегубские… от лихого поветрия и от голоду и от Босаргина правежу и  от двинского иску».

     

    Последние слова требуют пояснения: «лихое поветрие» - эпидемия, заразная болезнь; «Босаргин правеж» - погром царских опричников по денежному взысканию двинских богачей, бравших на откуп сбор дани и пошлин с жителей Терского берега.


    В писцовой книге перечислены все угодья, принадлежащие общине. О занятиях порьегубцев сказано так:

     

    «По морскому берегу на тонях ловят красные рыбы семги, и на пожнях у них сенные покосы, и по лешим озеркам ловят белую рыбу, да на лесу зверь бьюти птицу ловят… Да в той же в Порьей Губе места дворовые… сеют на них репу».

     

    В задачу писца входило увеличение размера податей. Но в отношении порьегубских крестьян сделано исключение: «А не приложено на них дани вново потому что обнищали».


    Часть волостных угодий в годы разорения перешла во владение Печенгского и Соловецкого монастырей. Последнему на реке Порьей принадлежали по купчей грамоте 1579 года водяная мельница, две соляных варницы, да ему же была «дана речка Порья для дровяного плавежу». 


    В начальной истории Порьей Губы скрыта некая тайна. На карте XVI века, так называемом Годуновском чертеже, возле устья реки Порьей показан Кукуев монастырь. В пояснении сказано: «А от Кукуева монастыря до усть реки Нивы 80 верст».


    Что это за Кукуев монастырь? Кем и когда он основан? Когда исчез? Об этом нет никаких сведений. Можно строить лишь догадки.


    Несомненно одно: близ устья реки Порьей существовала какая-то святыня, почитаемая на Кольской земле. Об этом свидетельствует следующий факт. В конце ноября 1703 года пазрецкие лопари Филимон Игнатьев «с товарищи» ездили «в Порьегубскую волость Богу молитце». Они ехали на оленях за сотни верст, тогда как неподалеку находилось известное место поклонения - могила святого Трифона Печенгского.


    Порьегубское селение не имело обильных семужьих ловель. Число жителей росло очень медленно. По учету 1712 года в Порьей Губе насчитывалось 6 бобыльских дворов и двор местного священника.


    В 1735 году Порьегубская волость была приписана к «серебряному заводу» на острове Медвежий. Крестьяне за скудную плату выполняли различные работы. Контора казенного предприятия сообщала правительству:

     

    «При Медвежьем острову за пять верст в берегу имеется Порьегубская волость, в ней государственных крестьян по Генеральной переписи (1722 г.) написано мужеска пола 67 душ, а наличных из того числа мало больше 30 душ, и те старые, многие в 80 и в 90, а иные и во 100 лет, а иные увеченые, а молодых и к работам годных самое малое число, и жители весьма скудные и маломожные, да из них же… взяты два целовальника: один у таможенного збору, а другой у соляной продажи в Коле, а протчие все надобны нам на Медвежьем острову всегда как к работам и к сече дров, так и для показывания лесов и мест и у всяких повозок… летом на судах, а зимою с оленями, и все без остатку служат».


    К радости порьегубцев, через семь лет серебряные руды на острове Медвежий иссякли, и они освободились от заводской службы.


    После отмены Екатериной II казенных служб и промысловых сборов материальное положение поморов заметно улучшилось. В 1785 году Порьегубское селение состояло из 15 крестьянских дворов, в которых проживало 88 человек (43 мужского и 45 женского пола). У них числилось скота: 20 коров, 32 овцы и 33 оленя. Один порьегубец имел мореходное судно грузоподъемностью в одну тысячу пудов и занимался торговлей в Архангельске. Три крестьянина-домохозяина были грамотными. Порьегубцы имели неплохие сенокосы (получали 1200 копен сена), достаточно лесного материала.

    Двенадцать крестьянских домов состояли из избы (строения с русской печью) и клети (помещения для хозяйственных работ и хранения припасов), один дом - из избы и горницы (неотапливаемой комнаты) и два дома - из одной избы с пристройкой вроде хлева. Отдельно стояли амбары, сараи, бани.


    В 1856 году Порью Губу посетил бытописатель Сергей Васильевич Максимов.

     

    «Селение, - отмечал он, - оказалось забившимся за дальней губой, преглубокой, обставленной низменными берегами с густым, непроглядным бором. В селении церковь и только 15 дворов. Бедность селения, как сказывали, зависит от безрыбья губы, от некоторой удаленности от моря. Лесные и тундряные промыслы пушного зверя и перекупка рыбы у лопарей дают возможность жителям Порьей Губы выменивать достаточное количество муки для годового пропитания с судов, приходящих сюда из Кемского поморья».


    В пореформенный период административный статус Порьей Губы изменился. На правах сельского общества она вошла в состав Умбской волости. По данным за 1871 год, в Порьей Губе числилось 29 хозяев - глав семей; отлучившихся по паспортам на заработки, 25 мужчин и 23 женщины; наличных душ в селении - 45 мужского и 45 женского пола; скота в селении: 25 голов крупного рогатого, 51 овца, 92 оленя; речных судов: больших - 1, малых - 36; занимались ловом семги на море 45 человек, зверобойным промыслом 21 человек. Годовой доход - 1555 рублей.


    Почти в каждом селении был какой-нибудь умелец, незаурядный человек - искусный плотник, судоводитель, силач, благотворитель, лекарь, рассказчик, потешник, предсказатель… Никто специально не занимался описанием их жизни или необыкновенных способностей. Лишь в редких случаях в источниках встречаются сведения о таких личностях.


    Из порьегубцев в середине XIX века выделялся отвагой и опытностью кормщик Иван Архипов. «Золотой человек, - говорили о нем. - Этаких-то по всему Поморью только три и есть, и всех по именам знают, даже малые дети».


    Порья Губа - одно из немногих мест Кольской земли, где строились на продажу рыболовные суда (15 карбасов в год на 225 рублей). Но основной доход (в 1910 году - более 10 тысяч рублей) давал лов семги и сельди. По морскому берегу, от мыса Пентельского до реки Оленицы, порьегубцы имели 14 семужьих тоней, из них 12 путем жеребьевки распределялись по душам, а две отдавались в аренду с торгов, вырученные при этом деньги шли в пользу местной церкви. Семгу ловили преимущественно гарвами (ставными сетями), сельдь по бухточкам закидным неводом. Нерпу и морского зайца били весною и осенью из ружей-берданок. Почти всю добычу - и зверей, и рыбу - скупал местный крестьянин-богач Варлам Каюков.


    Мирную жизнь порьегубцев в 1914 году нарушила мировая война. Происшедшая в октябре 1917 года революция открыла новый этап в истории поморского села.

     

     

     

    Источник:

    Из книги И.Ф. Ушакова "По Терскому берегу Белого моря". Мурманск, 2023. 


     

    Деревенька Порья Губа   Деревенька Порья Губа
    Порья Губа. 1967 г. На заднем плане - сельский клуб с читальней. Ранее - Никольская церковь Николая Чудотворца.   Порья Губа. 1980-е гг. Фото из архива Н. Парамоновой.

     

     

    Порья Губа сегодня....

    Деревенька Порья Губа   Деревенька Порья Губа

    Деревня Порья Губа. 2025 год.

    Фото Д. Лоскутова

     

    Здание сельского клуба. Ранее - церковь Николая Чудотворца.

    Фото Д. Локутова. 2025 г.

     

     

    Деревенька Порья Губа
    Деревня Порья Губа. Поморский дом. Фото Д. Лоскутова. 2025 г.

     


    Ключевые теги: Кольский полуостров, Терский берег, Порья Губа, Белое море, деревня
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Кандалакшский мужской монастырь
  • Кандалакшский мужской монастырь
  • Над Колвицкой губой нависла опасность
  • Candelaх или Канделахте
  • День села в Колвице


  • Добавление комментария



    Главная страница | Статистика           Яндекс.Метрика      Copyright © Борис Гуреев,
    2007 год.
    guboris@rambler.ru