Как рождаются исторические мифы
О наболевшем. Слова о необходимости бережного отношения к истории, кажется, всем уже набили оскомину. Но волей или неволей, по небрежности или предвзято продолжают рождаться мифы, казусы, нелепицы и прочие кривды. На некоторые из них я хотел обратить внимание, взяв примеры из местной истории.
Причем я не противник исторических мифов в принципе, ведь они, в конце концов, тоже своеобразное отражение истории. И иногда с ними приятно жить. Как положительный пример – Александр Невский Эйзенштейна. Плененные образом героя, мы СОЗНАТЕЛЬНО оставляем за кадром его поездки в Орду и прочие «неяркие» факты биографии князя. Но есть и отрицательные примеры. Так Чапаев братьев Васильевых, хоть и герой по образу, но «весь ушел» в анекдоты, и на столько, что по-человечески даже обидно за него.
Т.е. мифы имеют право жить, но хорошо бы ВСЕГДА иметь возможность ЗНАТЬ, откуда они идут, что в них подлинное, и ложное, чтобы они именно ПОМОГАЛИ людям жить (а не наоборот), НЕ СБИВАЛИ с толку, не мутили наше сознание.
Вот примеры более близкие, из истории Кандалакши и нашего края.
«Три или триста?»
Интригующее заявление к слушателям IV Феодоритовских чтений сделал в августе 2011 года историк Антон Тучков из Мурманска, говоря о незаслуженном забвении нами, современниками, подвига предков. Со слов Тучкова в 1496 году в губе Княжой князья Ушатые организовали блистательную победу над ТРЕМЯСТАМИ шведскими кораблями, о которой мы мало помним. Для сравнения историк вспомнил петровскую медаль времен Северной войны, отлитую по случаю пленения в 1702 году русским лодочным десантом двух шведских кораблей в устье Невы, бота «Гедан» и шнявы «Астрель». На той медали было выбито красноречивое «НЕБЫВАЛОЕ БЫВАЕТ!». «Но, обратите внимание, – делает акцент Тучков – там два корабля, а здесь ТРИСТА!».
Слов нет, заявление патриотичное, но беда в том, что согласно ЛЕТОПИСИ в том сражении князья Ушатые пленили лишь ТРИ свейские бусы (корабля). А тремястами они стали спустя почти век в народном ПРЕДАНИИ, которое записал голландский купец Салинген и поместил в своем сочинении «О земле Лопии» в 1591 году. Впрочем, и в записях Салингена эти события не выглядят столь однозначно, как преподнес их Тучков. По Салингену и место сражения было не столь определенное – где-то между Ковдой и Кандалакшей, а не конкретно в Княжой губе; и раскиданы были корабли в то лето по всему Карельскому берегу, начиная от Кузовов; и временная привязка по народной молве была крайне неопределенная – «очень давно».
Вот так, совместив документ одного века и устное предание века следующего, историк родил свой собственный, им созданный, миф. Оно бы и ничего, миф красивый, но лучше бы мифотворчество делалось все-таки НЕ ИСТОРИКАМИ. Мифы из-под их пера, скорее, брак в их работе, чем заслуга.
«Серебряный колокол, шведы, англичане и прочие вороги»
А вот простонародные предания, мифы, сказания бывают подчас великолепны и по форме, и по историческому содержанию, хотя в них также часто ПЕРЕМЕШАНЫ и века, и люди. Таково, например, предание о шведском набеге 1589 года, записанное БЕЛЛЕТРИСТОМ Василием Немировичем-Данченко в 1872 году. Или предание о серебряном колоколе, привязанное ко времени Крымской войны 1855 года, записанное ФОЛЬКЛОРИСТОМ Натальей Колпаковой в 1933 году и приведенное Неонилой Криничной в ее сборнике «Предания Русского Севера».
У Колпаковой. Приходила «агличанка» грабить монастырь, монахи переполошились, ведь «был в монастыре … колокол серебряной… И звонил он звоном … малиновым...».
У Немировича-Данченко. «Только одного старца придушить [шведы] забыли, так Господь ему такую силу дал, что он один всех триста иноков схоронил и сам на засыпанной могиле помер».
Красиво, слов нет, и неважно, что в пору Крымской войны не было уже ни монахов, ни монастыря, а «шведы» были вообще-то финнами. Т.е. вопросы видишь, но претензий не имеешь. Такие предания – сами по себе прекрасный исторический материал.
Продолжение следует....
Автор: Геннадий Александров